ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-825/19 от 29.07.2019 Новозыбковского городского суда (Брянская область)

№ 2а-825/2019

32RS0021-01-2019-001221-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Соловец Л.В.,

при секретаре судебного заседания Клименко Т.А.,

с участием помощника прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры Брянской области Калина О.В.,

административного истца - представителя администрации города Новозыбкова ФИО1 действующей на основании доверенности№ 2 от 25.03.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Новозыбкова Брянской области к Управлению федеральной службы судебных приставов по Брянской области, ОСП по Новозыбковскому и Климовскому району УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты суммы исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Новозыбкова Брянской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы судебных приставов по Брянской области, ОСП по Новозыбковскому и Климовскому району УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты суммы исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области от 02 июля 2019 года 2016 года по исполнительному производству № 27188/15/32021-ИП.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 10 июля 2015 года судебным приставом-исполнителем Новозыбковского районного отдела УФССП России по Брянской области на основании исполнительного листа выданного по решению Новозыбковского городского суда Брянской области от 26 декабря 2014 года в отношении администрации г. Новозыбкова Брянской области было возбуждено исполнительное производство № 27188/15/32021-ИП о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование линий электропередач ВЛ 0,4 кВ от ЗТП № 71 и ЗТП № 8, расположенных в районе дома № 65 по ул.Мичурина г.Новозыбкова и садовых товариществ «Садовод» и «Глобус», подготовить техническую документацию, необходимую для постановки на учет линий электропередач и обратиться в Новозыбковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества линий электропередач ВЛ 0,4 кВ от ЗТП № 71 и ЗТП № 8, расположенных в районе дома № 65 по ул.Мичурина г.Новозыбкова и садовых товариществ «Садовод» и «Глобус».

В ходе исполнения решения суда администрацией г.Новозыбкова Брянской области были заключены контракты на изготовление технической документации. Так же в целях постановки объектов на кадастровый учет комитетом имущественных и земельных отношений администрации г.Новозыбкова Брянской области были направлены запросы в Росимущество и Управление имущественных отношений Брянской области о предоставлении информации об отсутствии оснований регистрации права собственности у третьих лиц. Согласно информации, предоставленной Управлением имущественных отношений Брянской области установлено, что объект недвижимости - воздушные линии электропередач 0,4 кВ от ЗТП № 71 расположенные по адресу: <...> кадастровый , находятся на балансе в хозяйственном ведении ГУП «Брянсккоммунэнерго». Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения Новозыбковского городского суда от 28.02.2019 года о прекращении исполнительного производства № 27188/15/32021-ИП в части исполнения требований исполнительного документа о возложении обязанности на администрацию г.Новозыбкова Брянской области провести обследование линий электропередач ВЛ 0,4 кВ от ЗТП №71, расположенных в районе дома № 65 по ул.Мичурина г.Новозыбкова, подготовить техническую документацию, необходимую для постановки на учет линий электропередач и обратиться в Новозыбковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества линий электропередач ВЛ 0,4 кВ от ЗТП № 71, расположенных в районе дома № 65 по ул.Мичурина г.Новозыбкова. Воздушные линии электропередач 0,4 кВ от ЗТП № 8,расположенные по адресу: <...> кадастровый номер 32:31: 0000000:372, приняты на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ. Воздушные линии электропередач 0,4 кВ от ЗТП № 8,расположенные по адресу: <...> кадастровый , были приняты на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнив требования исполнительного документа в полном объеме 04 апреля 2019 года администрацией г.Новозыбкова Брянской области в адрес ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области было направлено письмо № 3-1275 о внесении соответствующих изменений в материалы имеющихся исполнительных производств. Постановление об окончании исполнительного производства № 27188/15/32021-ИП в адрес административного истца не поступило. Однако, 09 июля 2019 года в адрес администрации г.Новозыбкова Брянской области поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области о возбуждении исполнительного производства № 2396/19/32021-ИП от 02 июля 2019 года о взыскании с администрации г.Новозыбкова Брянской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.

Поскольку взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ не исполнен в срок без уважительной причины, просит освободить от уплаты исполнительского сбора в связи с тем, что добровольное исполнение исполнительного документа не было возможно по независящим от административного истца обстоятельствам.

Представитель административного истца - администрации города Новозыбкова Брянской области ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске и настаивала на их удовлетворении.

Представители административного ответчика - ОСП по Новозыбковскому и Климовскому району УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области в судебное заседание не явились, направив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Помощник прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры Калина О.В. полагала возможным признать нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызванным уважительными причинами и снизить размер исполнительского сбора на 1/4, в удовлетворении административного иска - отказать.

Судом на основании положений ст. 150 КАС РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав позицию участников процесса, исследовав материалы, приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании, а также следует из материалов дела решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 26 декабря 2014 года на администрацию г.Новозыбкова Брянской области была возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование линий электропередач ВЛ 0,4 кВ от ЗТП № 71 и ЗТП № 8, расположенных в районе дома № 65 по ул.Мичурина г.Новозыбкова и садовых товариществ «Садовод» и «Глобус», подготовить техническую документацию, необходимую для постановки на учет линий электропередач и обратиться в Новозыбковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества линий электропередач ВЛ 0,4 кВ от ЗТП № 71 и ЗТП № 8, расположенных в районе дома № 65 по ул.Мичурина г.Новозыбкова и садовых товариществ «Садовод» и «Глобус» ( л.д. 24-25 ).

В соответствии с вышеуказанным решением 10 июля 2015 года судебным приставом-исполнителем Новозыбковского районного отдела УФССП России по Брянской области в отношении администрации г.Новозыбкова Брянской области возбуждено исполнительное производство № 27188/15/32021-ИП. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе ( л.д. 26-27).

Определением Новозыбковского городского суда Брянской области от 06 августа 2015 года администрации г.Новозыбкова Брянской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Новозыбковского городского суда Брянской области от 26 декабря 2014 года сроком до 30 января 2016 года ( л.д. 28-29)

В установленный срок решение суда должником не исполнено.

21 апреля 2016 года судебным приставом-исполнителем Новозыбковского РОСП УФССП России по Брянской области в адрес администрации г.Новозыбкова Брянской области было направлено требование о предоставлении документов подтверждающих исполнение требований исполнительного документа. В данном требовании судебным приставом-исполнителем было указано, что в случае не предоставления запрашиваемых документов в соответствии со ст.112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» будет вынесено постановление о взыскании с администрации г.Новозыбкова Брянской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.( л.д. 30).

В силу ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения судебного решения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области 27 мая 2016 года вынесено постановление о взыскании с администрации г.Новозыбкова Брянской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты> ( л.д. 31).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что линии электропередач 0,4 кВ от ЗТП № 8, расположенные по адресу: <...> кадастровый , приняты на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества лишь ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.6).

В тоже время, согласно ответу на запрос №48-12139 от 30.11.2017 года, предоставленному Управлением имущественных отношений Брянской области установлено, что в реестре государственного имущества Брянской области значится объект недвижимости - воздушные линии электропередач 0,4 кВ от ЗТП № 71 расположенные по адресу: <...> кадастровый , находящиеся на балансе в хозяйственном ведении ГУП «Брянсккоммунэнерго»(л.д.5). В связи с чем, определением Новозыбковского городского суда от 28 февраля 2019 года исполнительное производство № 27188/15/32021-ИП в части исполнения требований исполнительного документа о возложении на администрацию г.Новозыбкова обязанности провести обследование линий электропередач ВЛ 0,4 кВ от ЗТП №71, расположенных в районе дома № 65 по ул.Мичурина г.Новозыбкова, подготовить техническую документацию, необходимую для постановки на учет линий электропередач и обратиться в Новозыбковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества линий электропередач ВЛ 0,4 кВ от ЗТП № 71, расположенных в районе дома № 65 по ул.Мичурина г.Новозыбкова прекращено ( л.д.7-8).

Ввиду исполнения требований исполнительного документа в полном объеме 04.04.2019 года администрацией г.Новозыбкова в адрес ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области было направлено письмо № 3-1275 о внесении соответствующих изменений в материалы имеющихся исполнительных производств ( л.д. 9 ).

В связи с чем, 28 июня 2019 года исполнительное производство 27188/15/32021-ИП окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве", постановление о взыскании исполнительского сбора выделено в отдельное исполнительное производство с присвоением номера 42396/19/32021-ИП, возбужденное судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области 02 июля 2017 года.

Требования об освобождении от исполнительского сбора мотивированы администрацией города Новозыбкова Брянской области наличием препятствий для исполнения решения суда в установленный срок, в качестве которых выступают необходимость изготовления технической документации для постановки на учет объекта недвижимости, что требует значительных временных затрат, а также отсутствие выделенных на эти цели бюджетных средств.

Разрешая заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд исходит из следующего.

На основании частей 2 и 3 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Должник не исполнил требования решения суда от 26 декабря 2014 года в срок, установленный как в решении суда, так и в срок, установленный судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при этом был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа в указанный срок. Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, равно как и доказательств, подтверждающих выполнение должником всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда от 26 декабря 2014 года, администрацией г. Новозыбкова суду не представлено.

Из представленных суду документов следует, что договор на выполнение кадастровых работ в целях исполнения судебного акта был заключен администрацией г.Новозыбкова Брянской области лишь 18 декабря 2017 года. ( л.д. 33-34).

Несвоевременность принятия мер к исполнению судебного решения привела к тому, что оно было исполнено по истечении более чем трех лет после истечения срока, установленного судом для его исполнения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения должника по исполнительному производству от взыскания исполнительского сбора.

Вместе с тем, согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", части 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

При этом суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что процедура подготовки документации, необходимой для постановки на учет линий электропередач и обращение в Территориальный отдел Росреестра с заявлением о постановке на учет указанных объектов в качестве бесхозяйных подразумевает под собой необходимость выделения на эти цели денежных средств из бюджета муниципального образования, проведения ряда мероприятий по подготовке требуемого пакета документов и, как следствие, временных затрат. В настоящее время решение суда администрацией города Новозыбкова исполнено в полном объеме, исполнительное производство прекращено. В связи с указанным, суд считает возможным признать нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызванным уважительными причинами и снизить размер исполнительского сбора на 1/4, то есть до 37 500 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявленияадминистрации города Новозыбкова Брянской области к Управлению федеральной службы судебных приставов по Брянской области, ОСП по Новозыбковскому и Климовскому району УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты суммы исполнительского сбора, отказать.

Снизить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области от 27 мая 2016 года по исполнительному производству № 42396/19/32021-ИП, установив его в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В.Соловец