Административное дело № 2а-825/2021
Решение
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Мошовец Ю.С.,
при секретаре Глушаевой К.Ю.
при надлежащем извещении участников судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, по НДФЛ полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, и судебных расходов,
установил:
Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области с обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пени в размере 242 руб. 92 коп.; по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент пени размере - 334 руб. 10 коп.; по НДФЛ полученные от осуществления деятельности физическими лицам, зарегистрированными в качестве ИП, пени в размере - 7 471 руб. 87 коп., всего в сумме 8 048 руб. 89 коп. обращении на административного ответчика уплаты судебных расходов.
В обоснование иска налоговый орган указал, что Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области направляла мировому судье судебного участка № 30 Тверской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с должника задолженности по пени. В отношении взыскиваемой Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области в судебном порядке с ФИО1 задолженности по пени мировым судьей судебного участка № 30 Тверской области 11.01.2021 вынесен судебный приказ № 2а-20/2021.
Вместе с тем, в связи с поступившими возражениями должника на требования взыскателя судебный приказ мировым судьей судебного участка № 30 Тверской области 01.02.2021 отменен, в связи с чем Инспекция обращается с настоящим иском.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок, ФИО1 начислены пени по страховым взносам:
На обязательное пенсионное страхование:
- за 2019 год на недоимку 5 280 руб. 00 коп., пени в размере - 20 руб. 46 коп., за период с 16.05.2019 до 14.06.2019, данная недоимка оплачена налогоплательщиком 10.07.2019;
- за 2019 год на недоимку 5 280 руб. 00 коп., пени в размере - 14 руб. 78 коп., за период с 17.09.2019 до 10.10.2019, и - 147 руб. 19 коп., за период с 16.10.2019 до 21.10.2019, данная недоимка оплачена налогоплательщиком 05.10.2019г.;
-за 2020 года на недоимку 5 280 руб. 00 коп., 2640 руб. 00 коп. и 3394 руб. 29 коп., пени в размере – 60 руб. 49 коп,, за период с 16.10.2020 по 22.10.2020, данные недоимки оплачены налогоплательщиком до 22.10.2020;
Всего пени в размере - 242 руб. 92 коп., соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Процентная ставка пени рассчитана, исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в установленный законом срок ФИО1 начислены пени:
- по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент пени в размере - 334 руб. 00 коп, за период с 16.05.2019 до 13.05.2020, данные недоимки оплачены налогоплательщиком 12.08.2020;
- по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, на недоимку 276 866 руб. коп., пени в размере - 7 264 руб. 22 коп., и 207 руб. 65 коп, за период с 17.07.2018 до 11.07.2019, данная недоимка оплачена налогоплательщиком 16.10.2019.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации процентная ставка пени рассчитана, исходя из одной трехсотой действующей став рефинансирования Банка России.
Налогоплательщику отправлены:
требование № 71647 по состоянию на 29.06.2020 в срок исполнения до 18.11.2020;
требование № 77306 по состоянию на 11.07.2019 в срок исполнения до 29.10.2019;
требование № 95745 по состоянию на 11.10.2019 в срок исполнения до 27.11.2019;
требование № 96228 по состоянию на 22.10.2019 в срок исполнения до 10.12.2019;
требование № 89509 по состоянию на 23.10.2020 в срок исполнения до 07.12.2020;
требование № 93458 по состоянию на 22.07.2019 в срок исполнения до 09.09.2019 на уплату задолженности по пени, что подтверждается сведениями из личного кабинета налогоплательщика.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области на основании вышеизложенного и в соответствии со ст. ст. 45, 48 Налогового кодекса РФ, ст. 19, 124, 175, 286 Кодекса об административном судопроизводства Российской Федерации, обратились с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец МИФНС России № 9 по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд поступили дополнительные пояснения по иску, из которых следует, что требованием № 89509 по состоянию на 23.10.2020 ФИО1 сообщалось об имеющейся задолженности по пени по страховым взносам на обязательно пенсионное страхование в размере 60 руб. 49 копеек. Требованиями № 71647 по состоянию на 29.06.2020, № 96228 по состоянию на 22.10.2019 и № 93458 по состоянию на 22.07.2019, сообщалось о наличии задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 147 руб. 19 копеек. По требованию № 93458 по состоянию на 22.07.2019, недоимка по страховым взносам за полугодие 2019 год в размере 5 280 руб. 00 коп., оплачена налогоплательщиком 14.08.2019. К требованию № 71647 по состоянию на 29.06.2020 приложен расчет сумм пени, где указаны даты оплаты недоимок за 2019 год. По требованию № 96228 по состоянию на 22.10.2019, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за девять месяцев 2019 года в размере 5 280 руб. 00 коп., оплачена налогоплательщиком 14.11.2019.
Административный ответчик ФИО1 судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. В суд поступили письменные возражения по административному иску, согласно которым истцом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области 06 мая 2021 г. был подан иск к ФИО1, в котором истец требует взыскать пени по страховым взносам за обязательное пенсионное страхование за 2019 год на недоимку 5 280 руб. 00 коп. в размере 20 руб. 46 коп. за период с 16.05.2019 г. по 14.06.2019 г.
С требованиями истца не согласна, поскольку обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исполнена в полном объеме. Согласно расчету по страховым взносам за 2 квартал 2019 г., предоставленному 10.07.2019г. в МИФНС № 9 по Тверской области по ТКС через уполномоченного представителя ООО «ГидроСтрой-Р», сумма начисленных страховых взносов (лист 2 Расчета по страховым взносам за 2 квартал 2019 г.) составляет:
за апрель 2019 г. - 5280 руб. - срок уплаты не позднее 15.05.2019 г.;
за май 2019 г. - 5280 руб. - срок уплаты не позднее 15.06.2019 г.;
за июнь 2019 г. - 5280 руб. - срок уплаты не позднее 15.07.2019 г.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были уплачены в установленные Налоговым кодексом сроки (п. 3 ст. 431 НК РФ), что подтверждается квитанциями об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: чек по операции Сбербанк онлайн номер операции 7175668 от 14.05.2019 г. на сумму 5280 руб.; чек по операции Сбербанк онлайн номер операции 957050 от 14.06.2019 г. на сумму 5280 руб.; чек по операции Сбербанк онлайн номер операции 2638363 от 12.07.2019 г. на сумму 5280 руб.
Страховые взносы за период с 16.05.2019 г. по 14.06.2019 г. уплачены в установленные сроки, основания для начисления пени отсутствуют.
Обращает внимание на тот факт, что 10.07.2019г. был предоставлен расчет за полугодие по страховым взносам в МИФНС № 9 по Тверской области, и были отражены начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а не оплачена недоимка, как указано в административном исковом заявлении.
По требованиям за 2019 год на недоимку 5 280 руб. 00 коп., пени в размере 14 руб. 78 коп. за период с 17.09.2019 г. до 10.10.2019 г.; пени 147 руб. 19 коп. за период с 16.10.2019 г. по 21.10.2019 г. указывает следующее.
Согласно Расчету по страховым взносам за 3 квартал 2019 года, предоставленному в МИФНС № 9 по Тверской области по ТКС через уполномоченного представителя ООО «ГидроСтрой-Р», сумма начисленных страховых взносов (лист 2 Расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2019 г.) составляет: за июль 2019 г. - 5280 руб. - срок уплаты не позднее 15.08.2019 г.; за август 2019 г. - 5280 руб. - срок уплаты не позднее 15.09.2019 г.; за сентябрь 2019 г. - 5280 руб. - срок уплаты не позднее 15.10.2019 г.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были уплачены в установленные Налоговым Кодексом сроки (п. 3 ст. 431 НК РФ), что подтверждается квитанциями об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: чек по операции Сбербанк онлайн номер операции 7307320 от 14.08.2019 г. на сумму 5280 руб.; чек по операции Сбербанк онлайн номер операции 517205 от 13.09.2019 г. на сумму 5280 руб.; чек по операции Сбербанк онлайн номер операции 8713153 от 14.10.2019 г. на сумму 5280 руб. Страховые взносы уплачены в установленные сроки, основания для начисления пени отсутствуют.
Обращает внимание на тот факт, что 05.10.2019 г. был предоставлен Расчет за полугодие по страховым взносам в МИФНС № 9 но Тверской области, и были отражены начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, согласно предоставленному расчету за 9 месяцев, а не оплачена недоимка, как указано в административном исковом заявлении.
В выписке операций по расчету с бюджетом (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. отражены вышеуказанные платежи и начисления страховых взносов.
С требованием истца о взыскании пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. на недоимку в размере 5280 руб. и 3394 руб. 29 коп. не согласна, так как в соответствии с предоставленным расчетом по страховым взносам за 9 месяцев 2020 г., переданным 22.10.2020 г. в МИФНС № 9 по Тверской области по ТКС через уполномоченного представителя ООО «ГидроСтрой-Р», сумма начисленных страховых взносов (лист 2 Расчета по страховым взносам за 3 квартал 2020 г.) составляет: за июль 2020 г. - 5280 руб. - срок уплаты не позднее 15.08.2020 г.; за август 2020 г. - 3394 руб. 29 коп. - срок уплаты не позднее 15.09.2020 г.; за сентябрь 2020 г. - 2640 руб. - срок уплаты не позднее 15.10.2020 г. (уплачено 15.01.2021 г.)
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за июль 2020 г. и август 2020 г. были уплачены в установленные Налоговым Кодексом сроки (п. 3 ст. 431 НК РФ), что подтверждается квитанциями об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: чек по операции Сбербанк онлайн номер операции 4184973 от 14.08.2020 г. на сумму 5280 руб.; чек по операции Сбербанк онлайн номер операции 9319026 от 14.09.2020 г. на сумму 3394 руб. 39 коп. Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. составляет 2640 руб. и именно на эту сумму недоимки следует начислять пени. Данная сумма недоимки была уплачена в бюджет 15.01.2021 г., что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн номер операции 4184973 на сумму 2640 руб.
Возражает по поводу начисления пени в размере 334 руб. на налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за период с16.05.2019 г. в исковом заявлении указано, что данная сумма недоимки была уплачена 15.01.2021г. По факту 07.08.2020 г. был уточнен платеж по налогу на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент. Данное уточнение платежа было произведено на основании обращения в МИФНС № 9 по Тверской области от 03.08.2020 г. по ТКС через уполномоченного представителя, что подтверждается квитанцией о получении электронного документа от 03.08.2020 г.
В выписке операций по расчету с бюджетом по состоянию с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. отражено уточнение платежа. Платеж от 05.10.2017 г. на сумму 2938 руб. был зачислен со статуса налогоплательщика 13 на статус налогоплательщика 02. Перечисление налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент, производились своевременно и в полном объеме. При уточнении своевременно перечисленного платежа пени не начисляются.
14 октября 2020 г. по ТКС было получено Решение № 337 от 17.09.2020 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент за 6 месяцев 2019 г.
Так же было получено Решение № 338 от 17.09.2020 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент за 9 месяцев 2019 г.
Возражает на заявление истца о несвоевременном исполнении обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, на недоимку в размере 276 866 руб., в связи с чем были начислены пени в размере 7264 руб. 22 коп. и 207 руб. 65 коп.
В требовании 93458 от 22 июля 2019г. указана сумма недоимки 475970 руб. и срок уплаты 15.07.2019 г. Уплата налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП (нотариус) была произведена 12.07.2019 г. в полном объеме, что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн, номер операции 2648200 на сумму 475970 руб. за 2018 г, по сроку уплаты 15.07.2019 г.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).
16 октября 2019 г. административным ответчиком не производилась уплата недоимки, в виду своевременной уплаты налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП (нотариус).
В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца, административного ответчика.
Изучив доводы сторон, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 2 и пп. 1 п.3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается с его уплатой налогоплательщиком. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Одна из целей Российской Федерации как социального государства - государственная поддержка пожилых граждан. Гарантиями их социальной защиты, как следует из статьи 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации, выступают различные виды пенсий, включая трудовую пенсию по старости, которая, по общему правилу, назначается при достижении определенного возраста и наличии необходимого страхового стажа. В качестве основной организационно-правовой формы реализации права на трудовую пенсию по старости, призванную обеспечить гражданам после оставления работы и выхода на пенсию достойные социально-экономические условия жизни, в Российской Федерации выступает система пенсионного страхования, которая в качестве главного источника финансирования имеет обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.
Положениями ст. 6 Закона № 167-ФЗ определен круг лиц являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, к которым относятся: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2 и 5 п. 1 ст. 29 настоящего Федерального закона.
Порядок уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В силу п.п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ, к плательщикам страховых взносов отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ и ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Из содержания ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При этом, как следует из положений Федеральных законов от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования » обязанность по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности, равно как не ставится в зависимость от факта получения дохода от предпринимательской деятельности и размера этого дохода.
Порядок уплаты страховых взносов с 01 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 г. №250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 закона).
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. По смыслу ч. 8 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ размер страховых взносов определяется на основании сведений налогового органа о доходах плательщика страховых взносов.
В силу ст. 25 Федерального закона №212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки начисляются пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22).
Таким образом, указанными нормами предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства об уплате страховых взносов.
Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктами 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае уплаты сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
ФИО1 является нотариусом Конаковского нотариального округа Тверской области.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Тверской области ФИО1 выставлены следующие требования:
1) требование №71647 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 29 июня 2020 года о необходимости уплаты:
- пени в размере 334,10 рублей, начисленные на недоимку 2938 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ;
- пени в размере 7264,22 рублей, начисленные на недоимку 276866 рублей по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ;
-пени в размере 139,53 рублей на недоимку в размере 5280 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года).
2) требование №77306 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11 июля 2019 года о необходимости уплаты:
- пени в размере 43,91 рублей, начисленные на недоимку в размере 2938 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227,227.1 и 228 НК РФ;
- пени в размере 207,65 рублей на недоимку в размере 276866 рублей по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ;
- пени в размере 20,46 рублей на недоимку в размере 5280 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года).
3) требование №96228 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22 октября 2019 года о необходимости уплаты:
- пени в размере 3,70 рублей на недоимку в размере 2640 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года);
-недоимки в размере 2640 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года).
4) требование №93458 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22 июля 2019 года о необходимости уплаты:
-недоимки в размере 2830 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227,227.1 и 228 НК РФ по сроку уплаты 17.06.2019 года;
- пени в размере 24,73 рублей, начисленные на недоимку в размере 2830 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227,227.1 и 228 НК РФ по сроку уплаты 17.06.2019 года;
-недоимки в размере 475970 рублей по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ, по сроку уплаты 15.07.2019г.;
-пени в размере 713,96 рублей, начисленные на недоимку в размере 475970 рублей по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ;
-недоимки в размере 2640 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) по сроку уплаты 15.07.2019г.;
-пени в размере 3,96 рублей, начисленные на недоимку в размере 2640 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) по сроку уплаты 15.07.2019г.
5) требование №89509 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 23 октября 2020 года о необходимости уплаты:
-пени в размере 28,40 рублей, начисленные на недоимку в размере 2938 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227,227.1 и 228 НК РФ;
-недоимку в размере 2639,90 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) по сроку уплаты 15.10.2020г.;
- пени в размере 2,62 рублей, начисленные на недоимку в размере 2639,90 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) по сроку уплаты 15.10.2020г.;
-пени в размере 57,87 рублей, начисленные на недоимку в размере 5280 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года).
6) требование №95745 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11 октября 2019 года о необходимости уплаты:
-недоимки в размере 2640 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) по сроку уплаты 16.09.2019г.;
-пени в размере 14,78 рублей, начисленные на недоимку в размере 2640 рублей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года).
Таким образом, административному ответчику начислены пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 242 руб. 92 коп.; на недоимку по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, в размере - 334 руб. 10 коп.; на недоимку по НДФЛ, полученные от осуществления деятельности физическими лицам, зарегистрированными в качестве ИП, в размере - 7 471 руб. 87 коп.
В подтверждение заявленных сумм пени представлены расчеты пени.
Требования направлялись административному ответчику посредством личного кабинета, получение требований подтверждено материалами дела.
13 января 2021 года мировым судьей судебного участка №30 Тверской области вынесен судебный приказ №2а-20/2021 о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области суммы задолженности по уплате налога на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня в размере 7471 рублей 87 копеек, налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ пени в размере 334 рубля 10 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года пени в размере 242 рубля 92 копейки.
Определением мирового судьи судебного участка №30 от 1 февраля 2021 года судебный приказ №2а-20/2021 отменен.
Данное административное исковое заявление подано в Конаковский городской суд 17 мая 2021 года.
Представленными административным ответчиком копиями чеков по операции Сбербанк онлайн подтверждено, что ФИО1 оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в размере 2640 рублей за декабрь 2018г. - 14.01.2019г.; за январь 2019г. – 14.02.2019г.; в размере 5280 рублей за февраль 2019г. – 14.03.2019г.; за март 2019г. – 15.04.2019г.; за апрель 2019г. – 14.05.2019г.; за май 2019г. – 14.06.2019г.; за июнь 2019г. – 12.07.2019г.; за июль 2019г. – 14.08.2019г.; за август 2019г. – 13.09.2019г.; за сентябрь 2019г. – 14.10.2019г.; за октябрь 2019г. – 14.11.2019г.; за ноябрь 2019г. – 12.12.2019г.; за июль 2020г. – 14.08.2020г.; за август 2020г. – 14.09.2020г.; за ноябрь 2020г. – 15.01.2021г..
Представленными платежными квитанциями, а также расчетами по страховым взносам, сданными ООО «ГидроСтрой-Р» подтверждено, что страховые взносы оплачены своевременно, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. имеется в размере 2640 руб.. Данная сумма недоимки была уплачена в бюджет 15.01.2021 г., что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн номер операции 4184973 на сумму 2640 руб.
На данную сумму подлежат начислению пени за период с 16.10.2020г. по 15.01.2021г. Судом принимается расчет, представленный административным ответчиком.
Таким образом, с ФИО1 подлежат взысканию пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 57 руб. 60 коп.
Разрешая административное исковое требование о взыскании пени в размере 334 руб. на налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, суд исходит из следующего.
Материалами дела подтверждено, что 07.08.2020 г. был уточнен платеж по налогу на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент. Данное уточнение платежа было произведено на основании обращения в МИФНС № 9 по Тверской области от 03.08.2020 г. по ТКС через уполномоченного представителя, что подтверждается квитанцией о получении электронного документа от 03.08.2020 г.
В выписке операций по расчету с бюджетом по состоянию с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. отражено уточнение платежа. Платеж от 05.10.2017 г. на сумму 2938 руб. был зачислен со статуса налогоплательщика 13 на статус налогоплательщика 02.
Перечисление налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент, производились своевременно и в полном объеме.
14 октября 2020 г. ФИО1 по ТКС было получено Решение № 337 от 17.09.2020 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент за 6 месяцев 2019 г.
Так же было получено Решение № 338 от 17.09.2020 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент за 9 месяцев 2019 г.
Следовательно, оснований для взыскания пени по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, в размере 334 рубля 10 копеек не имеется.
В требовании № 93458 от 22 июля 2019 г. указана сумма недоимки 475970 руб. по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ и срок уплаты 15.07.2019 г.
Уплата налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП (нотариус), была произведена административным ответчиком 12.07.2019 г. в полном объеме, что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн, номер операции 2648200 на сумму 475970 руб. за 2018 г, по сроку уплаты 15.07.2019 г.
Таким образом, оснований для начисления пени не имеется.
На основании ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета госпошлину по делу в размере 400 руб. (абз.2 п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к ФИО1 удовлетворить в части.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, задолженность по страховым взносам:
- на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 57 руб. 60 коп.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 рублей в доход местного бюджета.
В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательном виде.
Председательствующий Ю.С. Мошовец
Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2021 года.
Председательствующий Ю.С. Мошовец
Административное дело № 2а-825/2021