Дело № 2а-826/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
с участием представителя ответчиков - старшего помощника Николаевского на-Амуре городского прокурора Бесова С.В., действующего на основании доверенностей от 14.12.2020, 15.12.2020,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булычевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края в лице главы Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края ФИО3 к прокурору Аяно-Майского района Хабаровского края Петрову Андрею Владимировичу, прокуратуре Хабаровского края о признании незаконным требования о предоставлении информации и документов, возложении обязанности воздержаться от совершения действий по запросу документов и информации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Администрация Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края в лице главы Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к прокурору Аяно-Майского района Хабаровского края Петрову А.В. о признании незаконным требования о предоставлении информации и документов, возложении обязанности воздержаться от совершения действий по запросу документов и информации.
В обоснование заявления административный истец указал, что 09.11.2020 прокурором Аяно-Майского муниципального района в адрес главы Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края был направлен письменный запрос от 09.11.2020 № 2-11-2020 с требованием о предоставлении документов и информации. Основанием для такого требования прокурора послужили проверочные мероприятия, проводимые им по обращению педагога дополнительного образования МКОУ СОШ с. Аян ФИО2 по факту отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения в с. Аян по адресу: <адрес>, ненадлежащего содержания и благоустройства придомовой территории данного дома. Считает, что требование указанного запроса не соответствует действующему законодательству, а также нарушает его права и законные интересы как главы района, вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, что подтверждается следующим. При направлении прокурором ему запроса были нарушены указанные положения Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1. В частности, прокурор не довел до него решение о проведении проверки не позднее дня начала проведения проверки (то есть не направил ему соответствующее решение). Следовательно, ему неизвестны цели, основания и предмет проверки (исполнение законов или соблюдение прав и свобод человека и гражданина). Данная неопределенность (в том числе в части предмета проверки) не устранена также в самом запросе прокурора. Кроме того, ему неизвестны нормативные сроки исполнения требования прокурора о предоставлении документов (поскольку в случае проверки исполнения законов данный срок составляет 2 рабочих дня, а в случае соблюдения прав и свобод человека и гражданина - 5 рабочих дней). Более того, в случае, если запрос связан с исполнением законов, прокурор неправильно исчислил срок исполнения требования о предоставлении документов: данный срок должен заканчиваться не 13.11.2020, а 16.11.2020 года (то есть в течении 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора, которое поступило ему 09.11.2020). Поскольку до него не доведено решение о проведении проверки, её предмет, цели и основания, прокурор не вправе осуществлять какие-либо полномочия по такой проверке, в том числе требовать от него какие-либо документы (информацию). Также в запросе содержится требование о предоставлении документов, не связанных с предметом проверки (в частности, требование о предоставлении документов по ФИО1), по которым прокурором не принималось мотивированное решение о расширении предмета проверки или проведении новой проверки. Кроме того, в запросе прокурор требует представить нормативные правовые акты органов местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, которые официально опубликованы и размещены на официальных сайтах данных органов. Дополнительно следует отметить, что по своему существу проверка прокурора является прямым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края и подведомственных им Муниципальных предприятий и учреждений. Так, в силу статьи 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. При этом согласно части 2 статьи 104 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Исходя из части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Следовательно, вопросы местного значения о предоставлении служебных жилых помещений отдельным категориям граждан не могут быть предметом прокурорской проверки, поскольку данные вопросы регулируются исключительно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (а не законами) и, кроме того, проверка прокурором исполнения данных нормативных правовых актов является его вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления и подведомственных им предприятий и учреждений. Таким образом, вопрос об отказе в предоставлении педагогу дополнительного образования МКОУ СОШ с. Аян ФИО2 служебного жилого помещения не может быть предметом прокурорской проверки, поскольку является исключительной компетенцией органов местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края и подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений. Более того, данный вопрос не связан с исполнением законов, так как регулируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Аяно-майского муниципального района Хабаровского края. В этой связи у прокурора отсутствуют правовые основания вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края. Относительно проверки прокурором надлежащего содержания и благоустройства придомовой территории жилого дома в селе Аян по адресу: ул. Пшеничная, д. 3, необходимо отдельно отметить следующее. Прокурор Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края занимает в данном доме служебную квартиру, что следует из договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.07.2019, в связи с чем может иметь прямой личный интерес в улучшение своих жилищных условий (в получении выгод и преимуществ в связи со своим должностным положением), что подтверждается следующим. Согласно статье 40 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 09.11.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Из части 2 статьи 10 указанного Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ следует, что в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10 данного Федерального закона обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Исходя из части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Следовательно, исходя из изложенного, прокурор Аяно-майского муниципального района Хабаровского края не вправе был проводить проверку относительно содержания и благоустройства жилого дома в селе Аян по адресу: <адрес>, в котором он проживает, поскольку у него возник или мог возникнуть конфликтов интересов (в виде получения выгод и преимуществ в связи исполнением должностных обязанностей при рассмотрении обращения ФИО2), по причине чего он должен был принять все необходимые меры по предотвращению и урегулированию данного конфликта интересов, вплоть до передачи обращения ФИО2 другому не заинтересованному прокурору. В связи с этим требование прокурора о предоставление информации и документов незаконно, поскольку проводимая им проверка уже связана с наличием у него конфликта интересов, что может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Таким образом, требование прокурора Аяно-майского района Хабаровского края о предоставлении информации и документов, выраженное в письменном запросе № 2-11-2020 от 09.11.2020, нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает на него не предусмотренную законом обязанность по предоставлению данному прокурору информации и документов. Более того, у прокурора отсутствуют правовые основания для истребования у него информации и документов, поскольку до него не было доведено решение прокурора о проведении проверки не позднее дня начала проверки, в том числе её предмет (исполнение законов или соблюдение прав и свобод человека и гражданина), цель и основание. Кроме того, требование прокурора незаконно в связи с возникшим у него конфликтом интересов (поскольку он пытается провести проверку по вопросу содержания и благоустройства придомовой территории жилого дома, в котором он проживает, что требовало от него совершения действий, исключающих участие в данной проверке). Административный истец просил суд признать незаконным требование прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края о предоставлении информации и документов, выраженное им в письменном запросе от 09.11.2020 № 2-11-2020, и вынесенное им в отношении главы Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края; обязать прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края воздержаться от совершения действий по запросу документов и информации на основании указанного запроса.
Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 19.11.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Хабаровского края.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В судебное заседание административный ответчик прокурор Аяно-Майского района Петров М.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Предоставил письменные возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что из содержания административного искового заявления следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных па органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки. Изложенное свидетельствует, что требование прокурора о предоставлении информации и документов должно быть исполнено в течение 5 рабочих дней с момента поступления соответствующего требования. 09.11.2020 им в адрес главы Аяно-Майского муниципального района ФИО3 направлено соответствующее требование. Истребование запрошенной информации и документов вызвано: 1) необходимостью проведения первичного анализа доводов заявителя - ФИО2, о неправомерном отказе последней в предоставлении служебного жилого помещения специализированного служебного фонда, а также о неправомерном выселении ее и членов ее семьи из <адрес>; 2) установлением ответственного субъекта администрации муниципального района, в компетенцию которого входит урегулирование жилищных правоотношений применительно к служебному жилому фонду; 3) анализом действующей правовой базы, регулирующей правовые отношения в области служебного жилого фонда в администрации муниципального района; 4) общим анализом ситуации, связанной с финансированием расходов на благоустройство придомовой территории <адрес> и содержанием муниципального жилого фонда. Важно отметить, что по состоянию на 09.11.2020 в прокуратуре района имелось лишь одно обращение ФИО2 без приложения каких-либо документов и информации, позволяющей понять каким конкретно органом или должностным лицом предположительно могут быть нарушены права заявителя, какими конкретно действиями могут быть нарушены права заявителя, на основании каких правовых актов указанные в обращении заявителя органы и должностные лица обязаны разрешать вопросы поставленные заявителем в обращении. Таким образом, отсутствие в прокуратуре района приведенных конкретных данных об ответственных субъектах администрации муниципального района не позволяло 09.11.2020 установить орган, подлежащий проверке, а отсутствие данных о действующем правовом урегулировании вопросов, отраженных в обращении ФИО2, в контексте реализуемых органами местного самоуправления функций и задач, не позволяло установить предмет и цель проверки. Указанное в своей совокупности не позволяло ему 09.11.2020 вынести решение о проведении проверки. Изложенное повлекло направление 09.11.2020 главе администрации муниципального района ФИО4 требования о предоставлении первичной информации, которое по тексту хоть и содержало словосочетание «проверочные мероприятия» фактически не носило характер проверки, а преследовало цель получить общую информацию о правовой ситуации в вопросах поставленных ФИО2 в обращении в прокуратуру района. При этом срок предоставления запрошенной информации и документов им установлен верно - в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора, что установлено частью 2 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (09.11.2020-13.11.2020), а в дальнейшем, по результатам рассмотрения заявления главы Аяно-Майского муниципального района ФИО3 от 12.11.2020 № 0-30/2523 указанный срок был продлен до 20.11.2020. Таким образом, общий срок, предоставленный главе муниципального района ФИО3 для предоставления первичной информации и документов в прокуратуру района, составлял 10 рабочих дней. Важно отметить, что административным истцом в заявлении от 12.11.2020 о продлении срока предоставлении документов не представлено конкретных данных, не позволяющих в ранее установленные сроки направить требуемую информацию и документы. Однако, им, несмотря на указанное обстоятельство, дано согласие на предоставление сведений и документов в более поздний срок. Алгоритм проведения прокурорской проверки предусматривает, что только после установления ответственного субъекта проверки, конкретного перечня подлежащих проверке вопросов прокурором выносится решение о проведении проверки, в ходе которой уже детально устанавливаются обстоятельствах подлежащие разрешению в ходе рассмотрения обращения заявителя. В том числе, в рамках последующего вынесенного решения о проверке необходимо было бы опросить работников администрации муниципальною района и подведомственных учреждений по вопросам рассмотрения заявления ФИО5 о заключении договора найма служебного жилого помещения; оценить действия данных должностных лиц действующим правовым актам; дать оценку соответствия муниципальных правовых актов федеральному законодательству; с выходом на место оценить полноту выполненных работ по благоустройству прилегающей территории <адрес>; оценить полноту и целевой характер бюджетного или иного финансирования при выполнении данных работ. В части доводов административного искового заявления об истребовании размещенных на официальном сайте администрации муниципального района нормативно-правовых актов, полагает необходимым отметить, что запрашивание данных документов было вызвано наличием сбоев в работе официального сайга администрации района, невозможностью в течение 09.11.2020 - 18.11.2020 их скачивания. 19.11.2020 работоспособность сайта администрации муниципального района была восстановлена, нормативно-правовые акты органа местного самоуправления, регламентирующие порядок предоставления жилых помещений по договору служебного найма мною были скачены, в связи с чем 20.11.2020 главе Аяно-Майского муниципального района ФИО3 направлено уведомление об отсутствии необходимости дальнейшего направления в прокуратуру района запрошенных ранее нормативно-правовых актов. В связи с изложенным, требование о предоставлении нормативно-правовых актов не может являться предметом судебного разбирательства, поскольку в настоящее время от административного истца не требуется его выполнения. В части доводов административного искового заявления о том, что проверка прокурора является прямым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления Аяно-Майского муниципального района и подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений, полагает необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. В своем обращении ФИО2 поставлены следующие вопросы: о правовом урегулирования вопроса предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда; соблюдения порядка и оснований отказа в предоставлении заявителю служебного жилого помещения; финансирования и выполнения работ общего имущества многоквартирного дома <адрес> и прилегающей территории. Разрешение указанных вопросов соотносится с предметом прокурорского надзора, указанным частью 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Соответственно указанные доводы административного искового заявления не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Также, полагает не обоснованным довод административного искового заявления о невозможности проведения им проверки в связи с его проживанием в служебном жилом помещении в <адрес> Так, предметом разрешения обращения является отказ администрации муниципального района и подведомственных учреждений заключения договора найма служебного жилого помещения с ФИО2, правовая оценка действующего муниципального правового регулирования данного вопроса, проверка бюджетного законодательства при финансировании выполнения работ в <адрес>, оценка фактического выполнения работ. Занимаемая им служебная квартира является собственностью прокуратуры Хабаровского края. Он не является выгодоприобретателем каких-либо работ, выполняемых в <адрес>. В том числе, в его подъезде и занимаемой им квартире административным истцом не выполнялись какие-либо работы (за исключением покраски входной двери подъезда), как жилец дома может пояснить, что благоустройство придомовой территории выражалось в отсыпке прилегающей к дому территории и обустройстве тротуара. Выполнение данных работ не повлекло возникновение у него какого-либо конфликта интересов. Следует отметить, что в <адрес> проживает весь коллектив прокуратуры района (прокурор, заместитель прокурора района, помощник прокурора района). Соответственно, по логике административного истца, сотрудники прокуратуры района в принципе не имеют права проводить какие-либо надзорные и проверочные мероприятия по обращению ФИО2 При этом, в Аяно-Майском районе отсутствует какой-либо другой государственный орган, уполномоченный и способный разрешить обращение ФИО2 Следуя логике административного истца, прокурор района в принципе не уполномочен разрешать какие-либо обращения граждан. Так, например, разрешая обращение о неудовлетворительном состоянии автомобильных дорог, у прокурора района имеется конфликт интересов поскольку он, как и любой другой гражданин, пользуется автомобильными дорогами общего пользования, разрешая обращение о неустойчивом энергоснабжении, вызванном неудовлетворительным состоянием электросетей, имеется конфликт интересов поскольку прокурор района является пользователем жилищно-коммунальных услуг. При указанных обстоятельствах, данный довод административного искового заявления является надуманным, сформулированным исключительно в целях воспрепятствования реализации прокурором района возложенных на него полномочий. Об изложенном также свидетельствует то обстоятельство, что 20.11.2020 им вынесено решение о проведении проверки № 78 в отношении администрации Аяно-Майского муниципального района. 20.11.2020 решение о проведение проверки и требование о предоставлении к 24.11.2020 информации и документов по обращению ФИО2 направлено в администрацию муниципального района. В нарушение требований статей 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 24.11.2020 главой Аяно-Майского муниципального района ФИО3 ему было отказано в предоставлении требуемой информации и документов. Таким образом, действия административного истца по игнорированию требований прокурора преследуют цель не восстановление его права на полное и всестороннее проведение прокуратурой района надзорных и проверочных мероприятий, а воспрепятствование любых попыток прокуратуры района в установлении правовых обстоятельств, связанных с разрешением обращения ФИО2 Последнее обстоятельство способно повлечь нарушение прав заявителя на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».). На основании изложенного, просил суд в удовлетворении административного искового заявления главы Аяно-Майского муниципального района ФИО3 о признании незаконным требования прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края о предоставлении информации и документов, выраженного в его письменном запросе от 09.11.2020 отказать.
В судебном заседании представитель административных ответчиков прокурора Аяно-Майского района Петрова М.В., прокуратуры Хабаровского края – Бесов С.В. исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях прокурора Аяно-Майского района Петрова М.В., а также доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявления прокуратуры Хабаровского края, из которых следует, что 05.11.2020 в прокуратуру Аяно-Майского района Хабаровского края поступило обращение педагога дополнительного образования МКОУ СОШ с. Аян ФИО2 о неправомерном отказе последней в предоставлении служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда, неправомерном выселении ее и членов семьи из <адрес>, ненадлежащем содержании жилищного фонда. Указанное обращение не содержало каких-либо документов и информации, позволяющей определить, каким органом или должностным лицом могут быть нарушены ее права, на основании каких правовых актов указанные в обращении заявителя органы и должностные лица обязаны разрешить вопросы, поставленные заявителем в обращении. 09.11.2020 прокурором Аяно-Майского района в адрес главы Аяно-Майского района Хабаровского края направлено требование о предоставлении информации и документов, получение которых вызвано необходимостью анализа доводов заявителя о неправомерном отказе в предоставлении служебного жилого помещения, выселении ее и членов ее семьи; установления ответственного должностного лица, к компетенции которого отнесено урегулирование жилищных правоотношений по пользованию служебными жилыми помещениями; необходимостью анализа действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению и использованию жилого помещения специализированного жилищного фонда в администрации района; анализом ситуации по финансированию расходов на благоустройство придомовой территории <адрес> и содержание жилищного фонда. Направление указанного требования осуществлялось прокуратурой района во исполнение требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», что соответствовало положениям пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определены полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. Абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона. Содержание абзаца 3 части 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что нормы Закона не содержат положений, ограничивающих прокурора на запрос информации, документов рамками проверки сообщения о нарушении закона со стороны органа местного самоуправления, указывая на предоставление прокурору данных полномочий при осуществлении возложенных на него функций. Пункт 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определяет, что в качестве источника информации о нарушениях следует понимать обращения граждан, должностных лиц и т.п. Получение сведений о состоянии законности в сфере жилищных правоотношений, в силу их специфики возможно в большинстве случаев только путем истребования информации непосредственно у самого органа, осуществляющего соответствующие функции в данной сфере. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.02.2015 № 2-П указал, что возложение Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры публичных функций, которые связаны с осуществлением от имени Российской Федерации - независимо от иных государственных органов - надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми поименованными в данном Федеральном законе субъектами права; при этом на органы прокуратуры распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а реализация прокурором его полномочий не должна приводить к подмене функций других органов публичной власти. По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) контроля (надзора). Принимая во внимание, что характер и степень обременений, возлагаемых на проверяемый орган, должны соотноситься как с целями эффективной реализации задач прокурорского надзора, так и с необходимостью поддержания нормального режима работы самого органа, требование прокурора о предоставлении ее руководителями и другими должностными лицами относящихся к существу прокурорской проверки конкретных документов и материалов следует считать правомерным, если такие документы и материалы не могут быть получены у других государственных органов или из открытых источников и не передавались ранее в рамках прокурорской проверки. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 № 1706-0 указано, что Федеральным законом от 07.03.2017 № 27- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» статья 6 Федерального закона была дополнена пунктом 2.3, в силу которого прокурор не вправе требовать у органа информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки; информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокураты в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Такое регулирование направлено на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов и исключает возможность направления прокурором требования, не связанного с осуществлением возложенных на органы прокуратуры функций и не позволяет прокурору запрашивать сведения, которые уже предоставлялись или которые находятся в открытом доступе. Оспариваемое требование прокурора района связано с осуществлением возложенных на органы прокуратуры функций, обусловлено целями осуществления надзора за исполнением законов и относится к предмету такого надзора, прокурором запрашивались сведения, необходимые для анализа, которые ранее в прокуратуру не направлялись и не находятся в открытом доступе, с целью установления органов и должностных лиц, подлежащих проверке. Необходимость истребования прокурором, наряду с другими документами и информацией нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте администрации муниципального района, обусловлена невозможностью их получения на сайте, ввиду сбоя в его работе в период с 09.11.2020 по 18.11.2020. В связи с восстановлением 19.11.2020 работы сайта администрации муниципального района указанные нормативные правовые акты органа местного самоуправления, регламентирующие порядок предоставления жилых помещений, получены прокурором, в связи с чем, главе муниципального района 20.11.2020 направлено уведомление об отсутствии необходимости дальнейшего направления в прокуратуру района ранее запрошенных нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки. Требования прокурора Аяно-Майского района о сроках предоставления информации и документов соответствовали положениям пункта 2 статьи 6 названного Федерального закона. Требование административным истцом получено 09.11.2020 со сроком его исполнения 13.11.2020. В дальнейшем, по заявлению административного истца, данный срок продлен прокурором до 10 рабочих дней (до 20.11.2020). 20.11.2020 прокурором вынесено решение о проведении проверки в отношении Администрации Аяно-Майского муниципального района. Данное решение и требование прокурора о предоставлении к 24.11.2020 информации и документов, необходимых для рассмотрения обращения ФИО2 получено административным ответчиком, однако в предоставлении запрашиваемой информации прокурору отказано. Доводы административного истца об имеющемся конфликте интересов и невозможности проведения прокурором района проверки по доводам ФИО2 о ненадлежащем содержании жилого дома, придомовой территории, в котором наряду с ФИО2 проживает прокурор района, являются несостоятельными. Рассмотрение обращения ФИО2 о нарушении ее жилищных прав проводится в соответствии с компетенцией прокурора, на поднадзорной ему территории, в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, по доводам, изложенным заявителем, какие либо проверочные мероприятия по фактам нарушения жилищных прав прокурора Аяно-Майского района, сотрудников прокуратуры в рамках рассмотрения обращения ФИО2 не проводятся. Таким образом, со стороны должностного лица прокуратуры Аяно-Майского района каких-либо действий, направленных на ограничение прав заявителя, не совершалось, незаконного возложения каких-либо обязанностей не совершалось, нарушений конституционных прав заявителя допущено не было, требования о предоставлении информации и документов, направленные прокурором Аяно-Майского района главе муниципального района, соответствовали положениям статей 6, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». С учетом изложенного, просил суд в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать.
Руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Прокуратура Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абзац 3 пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
В силу статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1). Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Из материалов дела следует, что 05.11.2020 прокурору Аяно-Майского района Петрову М.В. поступило обращение педагога дополнительного образования МКОУ СОШ с. Аян ФИО2 по факту отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, ненадлежащего содержания и благоустройства придомовой территории указанного дома.
Указанное обращение не содержало каких-либо документов и информации, позволяющей определить, каким органом или должностным лицом могут быть нарушены права заявителя, на основании каких правовых актов указанные в обращении заявителя органы и должностные лица обязаны разрешить вопросы, поставленные заявителем в обращении.
09.11.2020 в связи с поступлением указанного обращения ФИО2 прокурором Аяно-Майского района Петровым М.В. на имя главы Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края ФИО3 было направлено требование о предоставлении в срок не позднее 15 часов 00 минут 13.11.2020 следующей информации:
1. Передана ли <адрес> администрацией сельского поселения «Село Аян» администрации Аяно-Майского муниципального района (приложить приемопередаточный акт муниципального жилищного фонда);
2. Предоставить выписку из Управления Росреестра по Хабаровскому краю о наличии права собственности на <адрес>;
3. Предоставить муниципальный правовой акт, на основании которого полномочия по содержанию и управлению жилищным фондом переданы в МАУ «Служба технического обслуживания»;
4. Предоставить копии решений об отказе в предоставлении <адрес>ФИО2 с указанием оснований отказа, копии заявлений ФИО2 от 06.10.2020/20.10.2020 о предоставлении служебного помещения - <адрес>, протокол заседания жилищной комиссии, а также полный пакет документов,, подтверждающий законность отказа в предоставлении <адрес> последней, а также иные документы, связанные с решением об отказе в предоставлении жилого помещения последней;
5. Указать причину, по которой ФИО2 не была предоставлена копия решения жилищной комиссии;
6. Предоставить копию договора служебного найма жилого помещения специализированного жилого фонда от 28.09.2017, заключенного между администрацией сельского поселения «Село Аян» и ФИО1, а также копию договора найма служебного помещения специализированного жилого помещений - <адрес>, заключенного 01.06.2019 года между МАУ «СТО» и ФИО1;
7. Предоставить муниципальный правовой акт администрации района, регулирующий порядок предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда, а также иные муниципальные правовые акты, регламентирующие данные правовые отношения (действующие на момент заключение договоров с ФИО1, в 2019 и 2017 года);
8. Предоставить копию Положения о предоставлении служебных жилых помещений муниципального специализированного жилого фонда на территории Аяно-Майского муниципального района, утвержденного постановлением администрации муниципального района от 22.10.2020 № 129, а также дату опубликования;
9. Предоставить копию решения о расторжении договора найма от 28.09.2017, а также копию уведомления за подписью директора МАУ «СТО» о расторжении договора найма с требованием освободить <адрес> срок до 13.11.2020 (с приложением документов, подтверждающих законность указанного решения);
10. Предоставить муниципальный правовой акт, устанавливающий состав жилищной комиссии;
11. Предоставить муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок организации документооборота в МАУ «СТО» и администрации Аяно-Майского муниципального района относительно служебного специализированного фонда (приложить копию Порядка);
12. Предоставить муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок распределения денежных средств, получаемых МАУ «СТО» от собственников квартир <адрес> за содержание указанного дома;
13. Предоставить информацию о поступивших денежных средствах за содержание <адрес> (далее - <адрес>) в 2020 году, а также информацию о расходовании указанных денежных средств с приложением договоров на выполнение работ, актов выполненных работ, платежных поручений и смет работ;
14. Предоставить информацию о количестве выделенных денежных средств на благоустройство придомовой территории <адрес>, источниках финансирования, целевое использование средств с приложением подтверждающих документов, а также информацию о расходовании указанных денежных средств с приложением договоров на выполнение работ, актов выполненных работ, платежных поручений и смет работ;
15. Предоставить информацию о месте и количестве забора грунта для проведения благоустройства придомовой территории <адрес>, предоставить копию лицензии на пользование указанными недрами;
16. Предоставить информацию о выполненных работах в квартире <адрес>, количестве выделенных денежных средств, копии договоров на выполнение работ, источники финансирования указанных работ, сметы работ, акты выполненных работ, платежные поручения.
ДД.ММ.ГГГГ глава Аяно-Майского муниципального района ФИО3 обратился с заявлением на имя прокурора Аяно-Майского муниципального района Петрова А.В. о продлении срока предоставления документов, указанных в запросе от 09.11.2020№ 2-11-2020.
Согласно письму прокурора Аяно-Майского района Петрова А.В. от 13.11.2020 срок предоставления запрашиваемой информации был продлен до 15 часов 00 минут 20.11.2020.
20.11.2020 прокурором Аяно-Майского района Петровым А.В. было вынесено решение о проведении проверки по обращению ФИО2 по факту незаконного отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, ненадлежащего содержания и благоустройства придомовой территории указанного дома, срок проведения проверки установлен с 20.11.2020 по 18.12.2020.
20.11.2020 уведомление о проведении указанной проверки было направлено в адрес главы Аяно-Майского муниципального района ФИО3 и получено 20.11.2020, что подтверждается входящим штампом. В указанном уведомлении также было сообщено, что копии нормативных правовых актов, указанных в требовании прокурора района о предоставлении информации, документов от 09.11.2020 № 2-11-2020 были запрошены по причине технических сбоев в работе официального сайта Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края и, как следствие, невозможностью скачивания или просмотра указанной информации на сайте администрации района.
Согласно сообщению прокурора Аяно-Майского района Петрова А.В. от 15.12.2020 требования прокурора от 09.11.2020 о предоставлении запрашиваемой информации и документов выполнены в полном объеме главой Администрации Аяно-Майского муниципального района.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о предоставлении информации и документов вынесено на основании полномочий, предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Доказательств, свидетельствующих о наличии реальных нарушений прав и законных интересов Администрации Аяно-Майского муниципального района, не представлено. Оспариваемые требование прокурора от 09.11.2020 принято в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Требования прокурора о сроках предоставления информации и документов соответствовали положениям пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Требование административным истцом было получено 09.11.2020 со сроком его исполнения 13.11.2020. В дальнейшем, по заявлению главы Администрации Аяно-Майского муниципального района, данный срок был продлен прокурором до 20.11.2020.
Необходимость истребования прокурором наряду с другими документами и информацией нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте Администрации муниципального района, была обусловлена невозможностью их получения на сайте Администрации Аяно-Майского муниципального района ввиду сбоя в его работе в период с 09.11.2020 по 18.11.2020. В связи с восстановлением 19.11.2020 работы сайта главе Администрации Аяно-Майского муниципального района направлено уведомление об отсутствии необходимости дальнейшего направления в прокуратуру района ранее запрашиваемых нормативных правовых актов.
В судебном заседании установлено, что в связи с исполнением требования от 09.11.2020, иные меры прокурорского реагирования не принимались.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным требования прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края о предоставлении информации и документов от 09.11.2020 № 2-11-2020, равно как и возложения обязанностей воздержаться от совершения действий по запросу документов и информации на основании указанного запроса, у суда не имеется.
Исходя из изложенного прихожу к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края в лице главы Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края ФИО3 к прокурору Аяно-Майского района Хабаровского края Петрову Андрею Владимировичу, прокуратуре Хабаровского края о признании незаконным требования о предоставлении информации и документов, возложении обязанности воздержаться от совершения действий по запросу документов и информации отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2020.
Судья Н.В. Федоренко