ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-826/2022 от 19.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а- 826/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчиков ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела

по административному иску ФИО1 к Администрации города Иванова, заместителю главы Администрации города Иванова ФИО4 о признании решений незаконными,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в котором в окончательной его редакции, воспользовавшись правом, предоставленным ст. 46 КАС РФ, просит суд признать незаконными разрешения Администрации города Иваново № 65-1 от 14 июля 2021 г. и № 156-1 от 27 ноября 2021 г. на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Иваново без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Иск обоснован тем, что ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу:

Данный многоквартирный дом (100 квартир) расположен в границах кадастрового квартала , ограниченного улицами: .

На границе дворовой территории дома № ООО СЗ «Корпорация Вавилон» (далее - Застройщик) осуществляется строительство многоквартирного дома (10 квартир).

Во дворе дома № 17 по ул. Калинина (напротив подъездов 6-10) расположен земельный участок площадью 740 кв. м., являющийся муниципальной собственностью.

14.07.2021 Администрацией г. Иваново Застройщику было выдано разрешение № 65-1 на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, с местоположением: <...> из земель населенных пунктов кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв. м., в целях размещения элементов благоустройства (парковок, тротуара, газона) территории без установки ограждения и с предоставлением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц.

27.11.2021 Администрацией г. Иваново Застройщику было выдано разрешение № 156-1 на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, с местоположением: , из земель населенных пунктов кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв. м., согласно схеме границ в целях размещения ограждающих устройств (ворота, калитки, ограждения (заборы) на придомовой территории многоквартирного дома.

В настоящее время Застройщиком на указанном земельном участке площадью 740 кв. м. размещена парковка для жителей строящегося многоквартирного дома. Со стороны двора дома № земельный участок огражден забором, установлены автоматические ворота, беспрепятственный доступ на земельный участок невозможен, какие-либо иные элементы благоустройства, на которые были получены разрешения, отсутствуют.

Административный истец настаивает, что вопреки положениям ч. 1 ст. 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании разрешения Администрации г. Иваново от 27.11.2021 земельный участок размером 8 соток из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена трансформировался без каких-либо общественных обсуждений и публичных слушаний в придомовую территорию возведенного застройщиком 10 квартирного дома, а во дворе 100 квартирного образовалась огражденная забором парковка площадью 8 соток без возможности беспрепятственного доступа на указанную территорию.

Административный истец отмечает, что ни статья 39.33. Земельного кодекса Российской Федерации, ни Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 не предполагает, что выдача уполномоченным органом разрешения на благоустройство территории автоматически возводит данную территорию в статус «придомовой» с предоставлением собственникам многоквартирного дома или застройщику такого дома полномочий по созданию ограждающих устройств (ворот, калиток, ограждений (заборов)).

Разрешением Администрации г. Иваново № 156-1 от 27.11.2021 земельный участок площадью 740 кв. м. кадастрового квартала передан застройщику с единственным целевым и функциональным назначением - ограничение пропускной способности на указанный участок иных лиц, нежели собственников возведенного застройщиком многоквартирного дома, указанный земельный участок фактически передан во владение и пользование застройщика в нарушение установленного законом порядка, в нарушение прав жителей на благоприятные условия жизнедеятельности.

Вопреки п. 1.40.50. Правил благоустройства г. Иваново от 27.06.2021 № 448, определяющем понятие «придомовая территория», невозможно установить на каком основании, выдавая оспариваемое Разрешение, ответчик пришел к выводу о том, что земельный участок площадью 740 кв. м., расположенный во дворе 100- квартирного дома , является придомовой территорией строящегося 10-квартирного дома.

Кроме того, учитывая, что площадь всего земельного участка, на котором Застройщиком осуществляется строительство многоквартирного дома согласно сведениям, размещенным на Публичной кадастровой карте, незначительно больше площади образованной на основании оспариваемого Разрешения его якобы «придомовой территории» (площадь земельного участка, на котором ведется строительство - 1 497 кв.м., площадь спорного земельного участка 740 кв.м.).

Таким образом, исходя из площади, на которой осуществляется строительство многоквартирного дома (1 497 кв.м.); количества квартир в доме (10 шт.); плотности застройки района (центр города), площадь придомовой территории строящегося многоквартирного дома не может составлять 740 кв.м., то есть 7,4 сотки.

Фактически оспариваемое Разрешение не только предоставило Застройщику возможность единоличного пользования и владения земельным участком, но и сделало невозможным использование данного земельного участка иными лицами, в частности, жителями дома К» , во дворе которого этот участок располагается.

В связи с чем, истец полагает, что Разрешение фактически подменяет собой в действительности создавшиеся правоотношения - аренда/право безвозмездного пользования, процедура предоставления которых предполагает иной порядок нежели выдача подобного разрешения.

Земельный участок площадью 740 кв.м, является муниципальной собственностью, а не придомовой территорией строящегося многоквартирного дома. Установленные на основании оспариваемого Разрешения забор и автоматические ворота ограждают не придомовую территорию строящегося дома, а муниципальную землю, тем самым, присоединяя земельный участок площадью 740 кв.м, к действительной придомовой территории дома.

В соответствии с изложенным Разрешение № 156-1 противоречит ст. 39.33 ЗК РФ, Постановлению от 03.12.2014 N 1300.

Ограждающие элементы, указанные в оспариваемом Разрешении, предусмотрены к возведению (и возведены в настоящее время) не на придомовой территории строящегося многоквартирного дома, указанные ограждения расположены по периметру земельного участка, являющегося муниципальной собственностью.

Кроме того, административный истец настаивает, что изначально спорный земельный участок запрашивался Застройщиком под парковку; уже при подаче и рассмотрении заявления от 01.07.2021 было очевидным, что спорный земельный участок не имеет общих границ с объектом, в отношении которого он запрашивается (9-ти этажный жилой дом по адресу: и, соответственно, не является и не может являться его придомовой территорией.

Спорный земельный участок не относится ни к границам земельного участка многоквартирного дома по ; ни к земельным участкам, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которые получено законное разрешение на его использование (спорный земельный участок не имеет общих границ с объектом, соответственно, не является и не может являться его придомовой территорией); спорный земельный участок не принадлежит Застройщику ни на одном из видов обязательственных или вещных прав.

В связи с чем истец полагает, что как оспариваемое Разрешение № 156-1, так и Разрешение от 14.07.2021 № 65-1 фактически подменяют собой в действительности создавшиеся правоотношения - аренда/выкуп земельного участка, процедура предоставления которых предполагает иной порядок нежели выдача подобного разрешения. Публичные слушания в отношении спорного земельного участка не производились, следовательно, права и законные интересы ФИО1 существенно нарушены действиями ответчика, истец был лишен возможности выразить свое мнение относительно судьбы данного земельного участка и в настоящее время терпит неудобства организованной в центре двора дома, в котором он проживает, огороженной забором парковкой; лишен возможности пользоваться спорным земельным участком; вид из окон претерпел негативные изменения - вместо элементов озеленения высокий забор и парковка.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства ФИО1 ходатайствовал о восстановлении срока на обжалование Разрешения от 14.07.2021 ввиду того, что обжалуемое Разрешение № 65-1 выдано Администрацией г. Иваново 14.07.2021 по тем основаниям, что до момента рассмотрения настоящего спора ФИО1 было известно только то, что указанное Разрешение было выдано ООО СЗ «Корпорация Вавилон» «на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, с местоположением: , из земель населенных пунктов кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв. м., в целях размещения элементов благоустройства (парковок, тротуара, газона) территории без установки ограждения и с предоставлением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц».

Информация о том, что уже своим заявлением от 01.07.2021 Застройщик спорный земельный участок запрашивал исключительно под парковку и при выдаче Разрешения № от 14.07.2021 Администрации г. Иваново уже было известно, что в действительности никакие иные работы по благоустройству указанной территории Застройщиком не планируются, до момента рассмотрения настоящего спора, истцу не была и не могла быть доступной.

Кроме этого, только исходя из представленных ответчиком в материалы дела документов, истцу стало известно, что фактически Разрешением № 65-1 от 14.07.2021 спорный земельный участок был выделен не просто для использования его Застройщиком для благоустройства, а фактически был переведен в статус «придомовая территория» дома по . Ранее подобную информацию истец получить не мог по независящим от него обстоятельствам.

Следовательно, о незаконности Разрешения № 65-1 от 14.07.2021 и нарушении им прав, свобод и законных интересов ФИО1, истцу стало известно не в момент вынесения оспариваемого разрешения, а только при рассмотрении настоящего спора.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования.

Представитель административных ответчиков ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям письменного отзыва, существо которого сводится к тому, что 17.11.2021 в Управление по установленной форме поступило заявление ООО Специализированный застройщик «Корпорация Вавилон» о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Иваново без предоставления земельных участков и установления сервитутов, предполагаемой площадью 740 кв. м по адресу: , в целях размещения ограждающих устройств (ворота, калитки, ограждения (заборы) на придомовой территории многоквартирного дома, согласно прилагаемой схеме.

Заявление рассмотрено в соответствии с порядком и процедурами, определенными Регламентом. По итогам рассмотрения поступившего заявления и приложенных к нему документов заявителю (ООО Специализированный застройщик «Корпорация Вавилон») выдано разрешение от 27.11.2021 № 156-1 на использование земель или земельного участка.

В данном случае, ООО Специализированный застройщик «Корпорация Вавилон» к своему заявлению представило схему планировочной организации земельного участка, на основании которой осуществлялось проектирование многоквартирного дома, в подтверждение, что испрашиваемая территория является придомовой.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 6851 кв. м, расположенный по адресу: , был сформирован в 1998 году для жилого дома. Границы земельного участка были установлены в соответствии с планом границ земель, закрепленных в бессрочное (постоянное) пользование муниципальному предприятию жилищного хозяйства в соответствии с постановлением Главы города Иванова от 30.07.1998 № .

В настоящее время земельный участок поставлен на государственном кадастровом учете с площадью 6851 кв. м и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома (статья 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ). Границы его не менялись.

Администрацией города Иванова ООО Специализированный Застройщик «Корпорация Вавилон» выдано разрешение на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, с местоположением: , из земель кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв. м, в целях размещения элементов благоустройства (парковок, тротуара, газона) территории без установки ограждения и с обеспечением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц от 14.07.2021 № 65-1 в соответствии с Регламентом (далее - Разрешение от 14.07.2021 № 65-1).

Разрешение от 14.07.2021 № 65-1 не затрагивает границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: видом разрешенного использования «многоквартирный жилой дом».

При этом, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах объекта культурного наследия местного (муниципального) значения « Фрагмент застройки 1930-х - 1950-х гг.» ( (вид - достопримечательное место).

Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом комитета Ивановской области по государственной охране объекта культурного наследия от 11.10.2019 № 29-о. Предмет охраны объекта культурного наследия утвержден распоряжением комитета Ивановской области по государственной охране объекта культурного наследия от 17.10.2019 №

Кроме того, Администрацией города Иванова застройщику ООО Специализированный Застройщик «Корпорация Вавилон» выдано разрешение на строительство объекта «9-ти этажный жилой дом по адресу: Ивановская » № от 20.10.2020 (далее - «Объект - 1») сроком до 20.07.2022.

Также Администрацией города Иванова застройщику ООО «СП - Стройтех» выдано разрешение на строительство объекта: «5-ти этажный жилой дом по адресу: » № от 04.03.2021 (далее - «Объект - 2») сроком до 04.08.2022.

С учетом всего вышеизложенного, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица – ООО Специализированный застройщик «Корпорация Вавилон» ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска в полном объеме, присоединившись к позиции, высказанной Администрацией города Иванова, кроме того, представил собственные возражения на иск, из которых следует, что ООО СЗ «Вавилон» выступало застройщиком 9-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу

Рядом с территорией строившегося на тот момент многоквартирного дома по ул. Семенчикова областного центра располагался граничащий с территории стройки дома заброшенный и никем не использовавшийся участок. Проход, проезд или использование этого участка не представлялось возможным по причине нахождения на его территории большого количества бытового мусора, веток, поваленных и хаотично растущих деревьев, травы.

На основании п. 6 пп. 1, п. 2 статьи 39.33, п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 и Порядка 17.11.2021 года застройщик обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова с заявлением о выдаче разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории городского округа Иваново области без предоставления земельных участков и установления сервитутов по адресу предполагаемой площадью 740 кв.м, в целях размещения ограждающих устройств (ворот, калитки, ограждение (заборы), на придомовой территории строящегося многоквартирного дома.

Кроме того, указывал, что с целью проектирования и строительства двух многоквартирных домов застройщиком были получены два ГПЗУ №№ и на соответствующие земельные участки, на основании которых были разработаны два комплекта проектной документации на строительство двух домов - по адресу г (адреса присвоены после ввода домов в эксплуатацию), в связи с чем парковка для данных домов является элементом благоустройства и может быть размещена в соответствии с п. 6 пп. 1, п. 2 статьи 39.33, п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ Земельного кодекса, п. 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300).

Настаивал, что участок для размещения благоустройства и ограждения имел общую границу с многоквартирным домом по адресу , так как на момент выдачи оспариваемых разрешений земельный участок под благоустройство граничил с земельным участком, на котором строился 9-ти этажный многоквартирный жилой дом по ул. Семенчикова областного центра. После завершения строительства домов и ввода их в эксплуатацию собственники участков приняли решение об их перераспределении, после которого границы ранее существовавших земельных участков с кадастровыми номерами (под строительства дома по ) и (под строительство дома немного изменились и вместо них 22.02.2022 были образованы два новых земельных участка с немного другими границами с кадастровыми номерами соответственно.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, уведомленного о месте времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, из которого следует, что в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости (квартира) с кадастровым номером , расположенном по адресу: назначение помещения - жилое, площадь - 70.7 кв. м., дата регистрации - 09.12.2011.

Право общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру зарегистрировано за следующими лицами:

- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (доля в праве 1/3) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 02.06.2006 зарегистрирован в администрации г. Иваново (Постановление Главы г. Иванова № 1650 от 15.06.2006). Запись о регистрации № от 29.08.2006;

- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (доля в праве 1/3) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 02.06.2006 зарегистрирован в администрации г. Иваново (Постановление Главы г. Иванова №1650 от 15.06.2006). Запись о регистрации № от 29.08.2006;

- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (доля в праве 1/3) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 02.06.2006 зарегистрирован в администрации г. Иваново (Постановление Главы г. Иванова №1650 от 15.06.2006).

ЕГРН содержит сведения об ограничениях прав и обременениях в отношении указанного объекта недвижимости (прочие ограничения прав и обременения объекта недвижимости) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 02.06.2006 зарегистрирован в администрации г. Иваново (Постановление Главы г. Иванова от 15.06.2006); охранного обязательства № по использованию недвижимого памятника истории и культуры от 11.07.2006; охранного обязательства по использованию недвижимого памятника истории и культуры от 09.08.2006; охранного обязательства №37 06-519 по использованию недвижимого памятника истории и культуры от 09.08.2006.

Вышеуказанная квартира расположена в здании с кадастровым номером , адрес: Наименование здания - Многоквартирный жилой дом; Назначение здания - Многоквартирный дом; Количество подземных этажей - 1; Количество этажей (в том числе подземных) - 6; площадь - 8202.2 кв. м.

ЕГРН содержит сведения о включении указанного объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на основании Решения Исполнительного комитета Ивановского областного Совета народных депутатов трудящихся «О работе советских и хозяйственных органов области по выполнению закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» № от 22.10.1986.

ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером адрес: ; Вид земельного участка - Землепользование; Вид категории - Земли населенных пунктов; Установленное разрешенное использование - многоквартирный жилой дом; площадь - 6851 кв.м., который находится в постоянном бессрочном пользовании МПЖХ, ИНН на основании Свидетельства на право постоянного бессрочного пользования № от 30.12.1998.

Границы и координаты характерных точек границ вышеуказанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка имеет статус «уточненная».

Также в ЕГРН имеются сведения об ограничении прав на указанный земельный участок на основании ст.56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку он входит в охранные зоны газораспределительных сетей и электросетевого хозяйства.

Представитель заинтересованного лица – Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО7 в судебное заседания не явилась, направила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие Комитета, где также указала, что земельный участок, расположенный в границах ул. Семенчикова и Калинина в соответствии с Проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г. Иваново, утв. Решением Исполнительного комитета областного Совета народных депутатов от 04.05.1990№ 175, расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом специалистов» на 100 квартир, 1932-1934 гг. ().

Представитель заинтересованного лица – Ивановского городского комитета по управлению имуществом, уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, указав, что согласно выписке из ЕГРН от 01.04.2022 земельный участок с кадастровым номером по адресу: , стоит на государственном кадастровом учете с площадью 6851 кв.м с видом разрешенного использования для многоэтажной застройки и является общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного жилого дома (статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

По имеющейся в Комитете информации по обращению ООО СЗ «Корпорация Вавилон» Администрацией города Иваново выдано разрешение № 65-1 от 14.07.2021 на использование свободных от прав земель, государственная собственность на которые не разграничена, по улице Семенчикова кадастрового квартала площадью 740 кв.м для размещения элементов благоустройства сроком до 14.07.2026.

Также выдано разрешение от 27.11.2021 на использование свободных земель, государственная собственность на которые не разграничена, по кадастрового квартала площадью 740 кв.м согласно схеме границ в целях размещения ограждающих устройств (ворота, калитки, ограждения (заборы) на придомовой территории многоквартирного дома сроком до 27.11.2026.

При этом, доступ к многоквартирному жилому дому по адресу: , не ограничен.

Выслушав административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересом, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Судом установлено, что 1 июля 2021 г. ООО СЗ «Копорация «Вавилон» обратилось в Администрацию города Иванова с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Иваново без предоставления земельных участков и установления сервитутов для благоустройства территории к объекту «9-ти этажный жилой дом» по , площадью 3У 1= 685 кв.м., ЗУ2=55 кв.м.

Установлено также, что Разрешением Администрации города Иваново от 14 июля 2021 г. на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Иваново без предоставления земельных участков и установления сервитутов ООО СЗ «Корпорация Вавилон» разрешено использование земель с местоположением: <...> из земель населенных пунктов кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв.м., согласно схеме границ в целях размещения элементов благоустройства территории без установки ограждения и с обеспечением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц.

Между тем, на какой из перечисленных в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 вид объектов было выдано оспариваемое Разрешение, в нем не указано.

Кроме того, согласно подпункта «г» п. 5 порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 17.06.2015 N 277-п в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемых разрешений для видов объектов, указанных в пунктах 4, 4(1), 8 - 10, 13 - 16, 18 - 21, 23 - 30 Перечня, дополнительно должна быть представлена проектная документация (при ее отсутствии - предпроектное решение) или эскизный чертеж, содержащий упрощенное изображение, основные параметры объекта, что не было предоставлено застройщиком при подаче обоих заявлений.

Установлено также, что 17 ноября 2021 г. ООО СЗ «Копорация «Вавилон» обратилось в Администрацию города Иванова с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, в котором просило выдать разрешение на размещение ограждающих устройств (ворота, калитки, ограждения (заборы)), размещаемых на придомовой территории многоквартирного дома «9-ти этажный жилой дом по адресу: », площадью 740 кв.м. по адресу:

Разрешением от 27 ноября 2021 г. № на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена Администрацией города Иваново застройщику разрешено использование земель с местоположением: , из земель населенных пунктов кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв.м., согласно схеме границ в целях размещения ограждающих устройств (ворота, калитки, ограждения (заборы)) на придомовой территории многоквартирного дома.

Между тем, судом установлено, что на момент рассмотрения вопроса о выдаче оспариваемых Разрешения Администрации города Иваново № от 14 июля 2021 г. на использование земель с местоположением: , из земель населенных пунктов кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв.м., согласно схеме границ в целях размещения элементов благоустройства территории без установки ограждения и с обеспечением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц и Разрешения от 27 ноября 2021 г. использование земель с местоположением: , из земель населенных пунктов кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв.м., согласно схеме границ в целях размещения ограждающих устройств (ворота, калитки, ограждения (заборы)) на придомовой территории многоквартирного дома, в пределах испрашиваемой территории расположен земельный участок с кадастровым номером площадью 737 кв.м. по адресу: с видом разрешенного использования «жилой дом», на котором ранее был расположен многоквартирный жилой дом. По данным ЕГРН и справочной информации по объектам недвижимости в режиме online на государственной кадастровом учете по указанному адресу стоят квартиры с кадастровыми номерами и жилой дом с кадастровым номером , что подтверждается ответами на запрос о выдаче разрешения на использование земель Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 7 июля 2021 г. и 24 ноября 2021 г.

При этом, в силу п. 6 ст. 36 Жилищного кодекса РФ в случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для выдачи оспариваемого Разрешения Администрации города Иваново № от 14 июля 2021 г. на использование земель с местоположением: Ивановская область, , из земель населенных пунктов кадастрового квартала площадью, предполагаемой для использования 740 кв.м., согласно схеме границ в целях размещения элементов благоустройства территории без установки ограждения и с обеспечением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц у Администрации города Иваново не имелось, что также указано в подпунктах «б» и «в» пункта 12 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановление Правительства Ивановской области от 17.06.2015 N 277-п.

Кроме того, согласно определения, изложенного в Своде правил «СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов» утв. и введенного в действие Приказом Минстроя России от 24.01.2020 N 33/пр придомовая территория (приватная) – это территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). Приватная территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями (п. 3.1.17).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (ст. ст. 44, 44.1 ЖК РФ).

Правила по благоустройству придомовой территории, предусмотрены следующими актами: Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290; Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утв. Госстроем России.

Возражая против удовлетворения административного иска, представители ответчика и заинтересованного лица настаивали, что Разрешения № от 14.07.2021 и № от 27.11.2021 выдавались в отношении 2х объектов (9-ти этажного дома по и 5-ти этажного дома по ).

Между тем, данные утверждения противоречат самому тексту оспариваемых разрешений, поскольку судом установлено и не оспорено, что в отношении 10 квартирного 5-ти этажного дома по разрешение на использование спорного земельного участка застройщиком не запрашивалось, а Администрацией города Иваново не выдавалось.

При этом, буквальное толкование определения «придомовая территория» позволяет сделать вывод о том, что спорный земельный участок не является ни придомовой территорией 9-ти этажного дома по , ни 5-ти этажного дома по поскольку, вопреки утверждениям представителей ответчиков и заинтересованного лица спорная территория и 9-ти этажный дом по не имеют общих границ, что подтверждается сведениями из Публичной кадастровой карты, из которой также следует, что земельный участок 9-ти этажного дома и спорный земельный участок расположены на параллельных улицах:

Как следует из разрешения на строительство от 20 октября 2020 г. № 37 строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией 9-ти этажный жилой дом (), кадастровый номер земельного участка в пределах которого планируется расположение объекта капитального строительства –

Вместе с тем, для строительства многоквартирного дома по был использован земельный участок с кадастровым номером , который находится в частной собственности, границы его установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

При указанных обстоятельствах, установлено, что испрашиваемая территория по также не является придомовой для строящегося на земельном участке с кадастровым номером многоквартирного жилого дома по .

Учитывая, что оспариваемые Разрешения были выданы в отношении иного объекта - 9-ти этажный дом по , а не 5-ти этажного вновь возведенного жилого дома, расположенного по тупику границы придомовой территории 5-ти этажного дома по не имеют правового значения, как и доводы о том, что оспариваемыми разрешениями было разрешено обустройство парковки для дома по

Вместе с тем, установлено, что 5-ти этажный дом в и спорную территорию разделяет земельный участок - действительная придомовая территория данного многоквартирного дома, на котором, согласно представленного фотоматериала, расположен навес, тротуар и иные элементы благоустройства.

Соответственно, ни к 9-ти этажному дому по , ни к 5-ти этажному дому по , ни к группе этих домов спорный участок не примыкает.

При этом, утверждение представителя заинтересованного лица о перераспределении земельных участков, что изменило их границы, на момент выдачи оспариваемых разрешений голословно и не подтверждено допустимыми доказательствами.

Доказательств перераспределения земельных участков во время возведения жилых домов, когда испрашивались оспариваемые разрешения в порядке ч. 2 ст. 11.7 ЗК РФ представителем заинтересованного лица суду не представлено.

При этом юридическое значение имеет именно факт того, что на момент выдачи оспариваемых разрешений земельные участки, на которых были возведены жилые дома были установлены в границах, в соответствии с которыми были выданы разрешения на строительство, а спорный земельный участок испрашивался для благоустройства к многоквартирному жилому дому по , который, вместе с тем, не является его придомовой территорией.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.

Согласно пункта 4 в указанный Перечень (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемых разрешений) включены элементы благоустройства территории, в том числе, малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики), за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Понятие «элементы благоустройства» приведено в пункте 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и представляет собой декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Между тем, указанные в разрешении Администрации города Иванова от 27 ноября 2021 г. № 156-1 и возведенные по адресу, около 5-ти этажного многоквартирного жилого дома ворота, калитки, ограждения (заборы), а также парковки к элементам благоустройства согласно вышеуказанному перечню не относятся, что следует из анализа норм статей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 36, 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.

Предоставление земельных участков для размещения парковки возможно путем заключения договоров аренды, заключаемых по результатам торгов.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный в границах в соответствии с Проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г. Иваново, утв. Решением Исполнительного комитета областного Совета народных депутатов от 04.05.1990№ 175, расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом специалистов» на 100 квартир, 1932-1934 гг. ().

При этом согласно п. 19 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановление Правительства Ивановской области от 17.06.2015 N 277-п в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемых разрешений, действие разрешения на использование земель или земельного участка прекращается в случае, если имеются нарушения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения объектов в соответствии с выданным разрешением.

Между тем, при выдаче оспариваемых разрешений Администрацией города Иванова не были учтены положения ст. 5 и 5.1 ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые Разрешения вопреки установленной законом процедуре фактически подменили собой в действительности создавшиеся правоотношения - аренда/выкуп земельного участка, процедура предоставления которого предполагает иной порядок, нежели выдача подобных разрешений.

Исходя из всего вышеизложенного, судом установлено, что земельный участок площадью 740 кв.м предоставленный и огражденный в соответствии с оспариваемыми разрешениями не может быть отнесен к придомовой территории 9-ти этажного многоквартирного жилого дома по адресу г

При этом наличие схемы планировочной организации земельного участка по , на что в обоснование своих доводов ссылается представитель застройщика, по существу разрешения настоящего спора не имеет правового значения.

Суд соглашается с доводами истца о необходимости восстановления предусмотренного нормами ст. 219 КАС срока для обжалования разрешения Администрации города Иваново № от 14 июля 2021 г.

При указанных обстоятельствах, суд находит нарушенными права и интересы ФИО1, а оспариваемые постановления незаконными и необоснованными, что в силу норм ст. 227 КАС РФ является достаточным основанием для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 226 КАС Российской Федерации,

Решил :

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными разрешения Администрации города Иваново № от 14 июля 2021 г. и от 27 ноября 2021 г. на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Иваново без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Обязать Администрацию города Иваново устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 2 июня 2022 г.