УИД: 58RS0027-01-2020-001364-77
Дело №2а-827/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2020 года г.Пенза
Октябрьский районный суд г.Пензы
в составе председательствующего судьи Сидорова Т.В.,
при секретаре Анисимовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Парамошкину Николаю Владимировичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что Парамошкин Н.В. (административный ответчик) осуществляет деятельность адвоката, являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Размер взносов составлял для ответчика в 2017 г. 23400 руб. на пенсионное страхование и 4590 руб. на медицинское страхование, в 2018 г. 26545 руб. на пенсионное страхование и 5480 руб. на медицинское страхование. Парамошкин Н.В. оплатил взносы за 2017 г. в размере 23400 руб. на пенсионное страхование и в размере 4590 руб. на медицинское страхование 10.12.2018 г., с нарушением установленного законом срока, в связи с чем ему начислены пени в размере 2304,08 руб. Взносы за 2018 г. не оплачены до настоящего времени. Мировым судьей судебного участка №5 Октябрьского района г.Пензы 25.07.2019 г. был вынесен судебный приказ о взыскании указанных сумм, но определением от 13.01.2020 г. по заявлению административного ответчика он отменен. На основании вышеизложенного административный истец просил взыскать с административного ответчика взносы за 2018 г.: на медицинское страхование 5840 руб. и на пенсионное страхование 26545 руб., а также пени на взносы на медицинское страхование 377,85 руб., на пенсионное страхование 1926,23 руб.
Представитель административного истца - ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы - по доверенности Ольхова Н.А. в настоящем судебном заседании заявленные требования и доводы иска поддержала, как и дополнения в ответ на возражения административного ответчика, где указано, что доводы последнего об оплате им взносов за 2018 г. являются необоснованными. Так, размер страховых взносов четко определен нормами налогового законодательства (ст.430 НК РФ). В силу ст.45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с Правилами Минфина РФ указания информации, идентифицирующей платеж, №107 от 12.11.2013 г. В соответствии с п.7 Приложения №2 к указанным Правилам в случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения «0» налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средств к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах. Поскольку представленные административным ответчиком чеки-ордера не содержат однозначных данных, что взносы им оплачены именно за период 2018 г., внесенные суммы были обоснованно зачтены в счет погашения задолженности за предыдущий налоговый период - 2017 г. Доводы о том, что взносы за 2017 г. были оплачены за административного ответчика ООО «БИММАШ», ничем не подтверждены, наличие у ответчика отношений с указанным ООО не снимает с него обязанности по уплате взносов. Дополнительно просила учесть, что на момент оплаты ответчиком взносов (10.12.2018 г.) размер взносов за 2018 г. еще не был сформирован, и при указанных обстоятельствах, при наличии недоимки за предыдущий период, совпадении размеров платежей с размерами взносов за 2017 г., при указании «0» в основании платежа налоговый орган правомерно принял решение о зачислении средств в счет оплаты взносов 2017 г. Доводы ответчика о том, что размер взносов им был произведен по сайту «налог.ру», несостоятельны, т.к. он мог посчитать их правильно по Налоговому кодексу. Отмечает, что ответчик не уточнял впоследствии основания платежа, сейчас налоговый орган не смог бы из-за пропуска срока предъявить ко взысканию задолженность за 2017 г.
Административный ответчик - Парамошкин Н.В. - с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, поддержав доводы письменных возражений, где указано, что все платежи им оплачены вовремя и в полном объеме, в чеках-ордерах от 10.12.2018 г. в графе налоговый период указан 2018 г., именно налогоплательщик определяет за какой именно период он оплачивает взносы, налоговый орган не вправе распределять полученные средства по своему усмотрению. Таким образом, взносы за 2018 г. он оплатил 10.12.2018 г. Взносы за 2017 г. за него уплатило ООО «БИММАШ», с которым он сотрудничал по абонентскому договору, о поступлении данных платежей налоговый орган должен знать. Дополнительно указал, что несовпадение сумм подлежащих уплате взносов за 2018 г. с уплаченными им объясняется тем, что он оплатил эти взносы досрочно, что не запрещено, платежный документ он заполнял на сайте «Налог.ру», и там выходила квитанция с такими цифрами, он готов сейчас оплатить оставшуюся сумму за 2018 г., а вносы за 2017 г. административный истец вправе требовать путем предъявления самостоятельного иска за этот период. Доказательств оплаты за него ООО «БИММАШ» взносов за 2017 г. у него нет, но он полагал, что оплата была проведена, поэтому сам оплатил взносы за 2018 г.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, не оспаривалось ответчиком, что он осуществляет деятельность адвоката, при этом осуществлял ее в 2017 и 2018 гг., в связи с чем обязан производить уплату страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование в установленных законом размерах.
В силу п.1 ст.425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ.
Статьями 425 и 430 НК РФ определен размер страховых взносов исходя из дохода плательщика за расчетный период.
Согласно п.1 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период адвокатами, производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрен настоящей статьей.
В соответствии со статьями 419,425,430 НК РФ размер взносов, подлежащих уплате административным ответчиком в 2017 г., составлял на обязательное пенсионное страхование 23400 руб. (7500 (размер МРОТ)*26 %*12), на обязательное медицинское страхование 4590 руб. (7500 (размер МРОТ)*5,1 %*12);
в соответствии со ст.430 НК РФ размер взносов, подлежащих уплате административным ответчиком в 2018 г., поскольку его доход не превышал 300 000 руб., составлял фиксированные суммы: на обязательное пенсионное страхование 26545 руб., на обязательное медицинское страхование 5840 руб.
Данные размеры страховых взносов административным ответчиком не оспаривались.
В судебном заседании также установлено, что 10.12.2018 г. административным ответчиком произведена уплата взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 4590 руб., что подтверждается чеками-ордерами, не оспаривалось административным истцом.
Как установлено судом, следует из данных ИФНС, в том числе карточки расчетов с бюджетом, сообщения от 20.05.2020 г., данные платежи были отнесены ИФНС к оплате взносов, подлежащих взысканию с административного ответчика, за период 2017 г., в связи с чем административному ответчику на основании ст.75 НК РФ начислены пени за нарушение срока внесения взносов на обязательное медицинское страхование в размере 377,58 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 1926,23 руб.; представленный в иске расчет пени судом проверен и признается верным, административный ответчик этот расчет не оспаривал, свой расчет не представил.
Данных о поступлении от административного ответчика в бюджет сумм взносов в указанном выше размере за 2018 г. не имеется.
Мировым судьей судебного участка №5 Октябрьского района г.Пензы по обращению ИФНС 25.07.2019 г. был вынесен судебный приказ о взыскании вышеназванных сумм, но определением от 13.01.2020 г. по заявлению административного ответчика судебный приказ был отменен.
В силу ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 09.04.2020 г., то есть в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа, предусмотренного абз.2 п.3 ст.48 НК РФ.
Таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен, и право на принудительное взыскание задолженности административным истцом не утрачено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании указанных сумм взносов за 2018 г. (на обязательное пенсионное страхование 26545 руб., на обязательное медицинское страхование 5840 руб.) и пени подлежат удовлетворению.
Обсуждая доводы ответчика о том, что оплаченные им суммы надлежало отнести к 2018 г., в связи с чем оснований для взыскания их по настоящему иску не имеется, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из содержания подпункта 3 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Согласно ч.7 ст.45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены "Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами" (далее - Правила), которые распространяются, в том числе, на налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов и иных платежей, налоговых агентов, налоговые органы, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов и иных лиц, исполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что обязанность по начислению земельного налога возлагается на налоговый орган. Вместе с тем, налогоплательщик несет обязанность по своевременному перечислению в соответствующий бюджет законно начисленных ему налогов с указанием информации, идентифицирующей платеж, позволяющей налоговому органу правильно определить принадлежность платежа к тому или иному налоговому периоду.
Согласно пункту 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу N 107н), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Пункт 8 Правил устанавливает, что в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.
По убеждению суда, представленные административным ответчиком чеки-ордера от 10.12.2018 года не позволяют однозначно идентифицировать произведенные платежи как оплату указанных выше взносов за 2018 г.: так, при указании 2018 г. в реквизите «107», в реквизите «106» было указано значение «0», при этом у плательщика имелась недоимка за предыдущий налоговый период (2017 г.), причем размеры этой недоимки (23400 руб. по пенсионному страхованию и 4590 руб. по медицинскому страхованию) полностью совпадали с внесенными суммами, а сумма взносов за 2018 г. для административного ответчика еще не была сформирована, уведомление налоговым органом ему не было направлено; при этом суд отмечает, что административный ответчик имел возможность самостоятельно произвести правильный расчет размеров платежей исходя из положений НК РФ.
При указанных обстоятельствах, внесении платежей до наступления срока оплаты за 2018 г., совпадении размера платежей при наличии указанной недоимки (при том, что доводы административного ответчика об оплате за него взносов за 2017 г. ООО «БИММАШ» ничем не подтверждены, они в бюджет не поступали, именно плательщик взносов несет ответственность за их своевременную оплату), отсутствия и в дальнейшем - практически в течение 1,5 лет после внесения платежей - от плательщика заявлений об уточнении платежа (при том, что он имеет на это право и знал о наличии у него задолженности при направлении ему и соответствующих уведомлений и требований), в силу п.7 названных Правил налоговый орган при невозможности им в силу указанного однозначно идентифицировать платеж как оплату взносов за 2018 г. имел право самостоятельно отнести поступившие денежные средства к оплате взносов за период недоимки 2017 г.
Вследствие изложенного доводы административного ответчика об отсутствии у него задолженности по уплате взносов за 2018 г. и пени в заявленных административным истцом размерах являются несостоятельными.
Суд также отмечает, что и до настоящего времени оплата за 2017 г. административным ответчиком не произведена, при том, что он погасил и платежи за 2019 г.; в настоящее время указанное административным ответчиком толкование Правил может привести к утрате налоговым органом возможности из-за пропуска срока предъявить ко взысканию задолженность за 2017 г., что ведет к нарушению баланса интересов государства и налогоплательщика, учитывая цели и задачи налогового законодательства.
При вынесении решения суд также учитывает, что суммы внесены налоговым органом вышеназванным образом в счет оплаты причитающихся с административного ответчика платежей, что свидетельствует о том, что его права как налогоплательщика не были нарушены.
На основании ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1240,67 руб., от уплаты которой административный истец при подаче административного иска в суд был освобожден.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Парамошкину Николаю Владимировичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Парамошкина Николая Владимировича (ИНН №) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год: взносы в размере 5840 рублей, пени в размере 377 рублей 85 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год: взносы в размере 26545 рублей, пени в размере 1926 рублей 23 копейки.
Взыскать с Парамошкина Николая Владимировича государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 1240 рублей 67 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.06.2020 г.
Председательствующий