ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-828/2021 от 09.09.2021 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2021-001115-59

Дело № 2а-828/2021

Мотивированное решение составлено 09.09.2021.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 09.09.2021

Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тюриковой Т.В., рассмотрев в порядкеупрощенного производства, в отсутствие сторон, административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области к Юринову В. Ю. о взыскании задолженности по недоимкам на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование за 2019 год, пени на недоимку,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Юринову В. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о взыскании задолженности по ОМС за расчетные периоды 2019 год в размере 4 496,81 руб., пени 8,43 руб., ОПС за расчетные периоды 2019 год 19 174,79 руб., пени 35,95 руб., ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, пени в размере 804,61 руб.

В обоснование требований административный истец в иске указал, что административный ответчик с 28.03.2005 по 17.09.2014, с 06.05.2019 по 23.06.2020 являлся индивидуальным предпринимателем. Обязан уплачивать взносы на обязательное социальное страхование работников по обязательному пенсионному страхованию, общему медицинскому страхованию, по временной нетрудоспособности и материнству, на страхование от несчастных случаев, а также взносы на себя по ОПС и ОМС. Административный ответчик имеет задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетный период 2019 год в размере 4 496,81 руб. Согласно ст. 75 НК РФ, за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, административному ответчику начислены пени в размере 8,43 руб. Административный ответчик имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 19 174,49 руб., начислены пени в размере 35,95 руб.

Кроме того административный ответчик имеет задолженность по ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 12 627,96 руб. (задолженность передана Федеральным фондом обязательного медицинского страхования). Начислены пени в размере 804,61 руб. По указанной задолженности инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа в мировой суд, но по представленным возражениям должника, судебный приказ №2а-39/2021 от 11.01.2021, определением от 12.03.2021 мирового судьи судебного участка №1 Артемовского судебного района Свердловской области был отменен. Требования до настоящего времени Административным ответчиком не исполнено.

Просит суд требования административного искового заявления удовлетворить (л.д. 3-8).

Из возражений административного истца на отзыв следует, что административный ответчик снялся с регистрационного учёта, в налоговом органе 17.08.2014 г., и не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 06.05.2019 г. В этой связи, за периоды истекшие до и после 1 января 2017г., он не являлся должником по ОМС в размере 12 627,96 руб. Эта сумма задолженности, указанная в исковом заявлении к ответчику является ошибочной. Перед тем, как встать на учёт в качестве ИП, в мае 2019 года он обратился в ИФНС №23 и получил ответ от 24.05.2019 года, об отсутствии действующих решений о приостановлении, по расчётным счетам, что свидетельствует об отсутствии задолженностей, по состоянию на 24.05.2019 года. Исковые требования за прошлые периоды, до 1 января 2017г. по задолженности ОМС по налогам и пеням, применены ошибочно. Кроме того, за тот период была проведена Государственная Амнистия по налоговым задолженностям, пеням, штрафам, как для действующих, так и не действующих индивидуальных предпринимателей. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации, за отчётный период до 1 января 2017 года, по статье № 436 ФЗ от 28.12.2017г., налоги, штрафы, пени, признаются безнадёжными ко взысканию.

Из отзыва административного ответчика следует, что с административным иском он не согласен. Поскольку, пониженные тарифы для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, не распространяются на страховые взносы ОМС и ОПС. Поскольку, согласно сведениям из ЕГРИП, основным видом экономической деятельности административного ответчика являлась розничная торговля, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.11), деятельность ответчика не входит в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).

Согласно пунктам 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.

Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Пунктами 2 и 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 №13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» и совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами внесены изменения.

Полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2017.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с ч. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим пп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года;

- в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года (29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 руб. за расчетный период;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 руб. за расчетный период 2018 года, 6 884 руб. за расчетный период 2019 года, 8426 руб. за расчетный период 2020 года.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2019 года составляют 29 354 руб., в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20318 руб.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, Юринов В.Ю. с 28.03.2005 по 17.09.2014, с 06.05.2019 по 23.06.2020 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности – оптовая торговля непереработанными овощами, потребительскими товарами, розничная торговля фруктами и овощами. 23.06.2020 прекратил деятельность на основании своего заявления, что подтверждается выписками из ЕГРИП от 29.07.2021 (л.д. 18-20).

Таким образом, в период с с 28.03.2005 по 17.09.2014, с 06.05.2019 по 23.06.2020 административный ответчик являлся страхователем и плательщиком страховых взносов.

В связи с неисполнением административным ответчиком в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов административный ответчик имеет задолженность в следующих размерах:

- страховые взносы на ОМС за расчетные периоды 2019 год в размере 4 496,81 руб., пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 по 2019г. в размере 8,43 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонд Российской Федерации, на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 19 174,79 руб., пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 по 2019г. в размере 35,95 руб.;

- пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 804,61 руб.

По указанной задолженности инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа, 11.01.2021 мировым судьей судебного участка № 1 Артемовского судебного района Свердловской области по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №23 вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика страховых взносов и пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, однако в связи с поступлением от последнего возражений относительно исполнения судебного приказа, приказ отменен определением от 12.03.2021 (л.д. 9).

В связи с неуплатой страховых взносов в установленные законом сроки административному ответчику направлено требование № 075S01170010510 по состоянию на 09.01.2017 (л.д. 10), требование № 343 по состоянию на 10.01.2020 (л.д. 14). Данное требование направлено ответчику по почте, что подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции (л.д.16 ).

Доказательств уплаты задолженности по вышеуказанным страховым взносам административным ответчиком в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не предоставлено.

Пониженные тарифы для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, не распространяются на страховые взносы ОМС и ОПС. Поскольку, согласно сведениям из ЕГРИП, основным видом экономической деятельности административного ответчика являлась розничная торговля, преимущественно пищевыми продуктами, включая овощ, фрукты, напитки и табачные изделия в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.11), деятельность ответчика не входит в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №434). В связи с чем, оснований для применения пониженного тарифа по начисленным страховым взносам, нет.

Доводы административного ответчика, что по его заявлению инспекцией был дан ответ от 24.05.2019 об отсутствии действующих решений о приостановлении по расчетным счетам, не свидетельствует об отсутствии задолженности по налогам.

Пунктами 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Учитывая, что недоимка по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере12627,96 руб. образовалась до 01.01.2017, административным истцом пропущен предусмотренный ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, шестимесячный срок для подачи административного иска в суд. Поскольку, срок для взыскания основного требования по недоимке пропущен административным истцом, требование о взыскании пени в размере 804,61 руб., удовлетворению не подлежит.

Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов в установленный ст. 423 Налогового кодекса Российской Федерации пятнадцатидневный срок с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя не исполнена, пени на недоимки по страховым взносам по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование подлежат взысканию с административного ответчика за исключением пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.

Руководствуясь частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 910,40 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 290, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области к Юринову В. Ю. удовлетворить частично.

Взыскать с Юринова В. Ю., проживающего в <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области задолженность по недоимкам с учетом пени в сумме 23 680 рублей 03 копеек (взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 в сумме 4496 рублей 81 копейки, пени на недоимку в сумме 8 рублей 43 копеек; взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 в сумме 19 174 рублей 79 копеек, пени на недоимку в сумме 35 рублей 95 копеек).

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с Юринова В. Ю., проживающего в <адрес>, в доход местного бюджета Артемовского городского округа Свердловской области государственную пошлину в размере 910 рублей 40 копеек.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Согласно статье 294.1 Кодекса административного судопроизводства РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу (в том числе доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, в котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства), направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья: Т.В. Тюрикова