Дело № 2а-828/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Александровой К.А.,
при секретаре судебного заседания Кругловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова к ФИО1 ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова (далее – ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 ФИО6 о взыскании с задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 51250 руб. 00 коп. и пени, начисленных за период с 02 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 155 руб. 03 коп. В обоснование заявленных административных требований указано, что ФИО1 ФИО7 является собственником транспортных средств: Лексус RX350, регистрационный номер №, 2007 года выпуска (дата регистрации права 04 марта 2008 года); Форд Maverick, регистрационный номер №, 2001 года выпуска (дата регистрации права
27 января 2010 года). После направления налоговых уведомления и требования об уплате налоговых платежей, недоимка по транспортному налогу за 2018 год административным ответчиком не погашена, что явилось основанием для начисления пени. По заявлению должника судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности по налогам отменен, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 ФИО8 поддержала требования, просила их удовлетворить, заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с административным исковым заявлением о взыскании транспортного налога, указав на незначительность допущенной просрочки, продолжительность которой составила один день.
Административный ответчик ФИО1 ФИО9., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие не представил, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало, в связи с чем суд, признав его участие по данной категории спора необязательным, полагает возможным на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело без участия неявившегося участника процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. ст. 362, 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу.
Положениями п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
В п. 2 ст. 45 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Из смысла положений п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ следует, что заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании п.п. 2 и 3 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление, в котором должна быть указана сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ФИО10 на праве собственности принадлежат транспортные средства: Лексус RX350, регистрационный номер №, 2007 года выпуска (дата регистрации права 04 марта 2008 года), Форд Maverick, регистрационный номер №, 2001 года выпуска (дата регистрации права 27 января 2010 года).
Согласно налоговому уведомлению от 10 июля 2019 года № №
ФИО1 ФИО11 начислен транспортный налог за 2018 год в сумме 51250 руб. 00 коп.
В связи с неуплатой налога по названному уведомлению, ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование № № об уплате транспортного налога на сумму 51250 руб. и пени 155 руб. 03 коп. со сроком исполнения до 20 января 2020 года.
Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела. Факт получения указанных документов административным ответчиком не оспаривается.
Обязанность по уплате налога ФИО1 ФИО12 не исполнена.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от 08 октября 2020 года в связи с поступившими возражениями налогоплательщика отменен судебный приказ от 17 апреля 2020 года, которым с
ФИО1 ФИО13. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год.
С исковым заявлением налоговая инспекция обратилась во Фрунзенский районный суд г. Саратова 09 апреля 2021 года.
Абзацем 4 п. 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков качестве безусловного требования государства.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, а обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 года № 381-О-П).
Рассмотрев ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи административного искового заявления, суд приходит к выводу, что пропуск срока на один день является незначительным, при этом налоговой инспекцией в установленной законом форме выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ФИО1 ФИО14 неуплаченных сумм налога и пени, административный истец своевременно обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, административный иск направлен административному ответчику 25 марта 2021 года, что является основанием для признания причин пропуска процессуального срока уважительными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что процедура взыскания налога налоговым органом не нарушена, у административного ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога в связи с наличием в собственности транспортных средств, налогоплательщик своевременно уведомлен о необходимости погашения налоговой недоимки, при этом обязанность по уплате налога в добровольном порядке им не исполнена.
Представленный административным истцом расчет подлежащих взысканию обязательных платежей – транспортного налога за 2018 год в размере 51250 руб. и пени, начисленных за период с 02 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года, в сумме 155 руб.
03 коп. проверен судом и признается правильным, так как он произведен в соответствие с установленными ст. ст. 360, 363 НК РФ, Законом Саратовской области от 25 ноября
2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» сроками уплаты и ставками налога. Административным ответчиком расчет подлежащих взысканию обязательных платежей не оспорен.
Поскольку пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления подлежит восстановлению, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований инспекции о взыскании с налогоплательщика задолженности по налоговым платежам и санкций в общей сумме 51405,03 руб.
В силу ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Поскольку при подаче настоящего административного искового заявления административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, исходя из размера удовлетворенных исковых требований, учитывая положения пп. 1 п. 1
ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ФИО1 ФИО15. в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» следует взыскать государственную пошлину в сумме
1742 руб.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова к ФИО1 ФИО16 о взыскании транспортного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, проживающей по адресу: г<адрес>, в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере
51250 руб. 00 коп. и пени в сумме 155 руб. 03 коп., а всего 51405 руб. 03 коп.
Взыскать с ФИО1 ФИО18 в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 1742 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения суда – 20 мая 2021 года.
Судья К.А. Александрова