ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-828/2021 от 15.06.2021 Любинского районного суда (Омская область)

? Дело № 2а-828/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 15 июня 2021 года

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Смаиловой Д.К.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Чебаковой Т.П.,

с участием представителя истца помощника прокурора Рашоян Е.К.,

при секретаре судебного заседания Климовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административное исковое заявление прокурора Любинского района к администрации Новокиевского сельского поселения <адрес> о понуждении к устранению нарушений законодательства об организации предоставления муниципальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Новокиевского сельского поселения <адрес> о понуждении к устранению нарушений законодательства об организации предоставления муниципальных услуг.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией поселения в соответствии с утвержденными административными регламентами, представленными на официальном сайте органа местного самоуправления, предоставляются муниципальные услуги. Однако указанные муниципальные услуги до настоящего времени в полной мере не предоставляются в электронной форме.

Просил возложить на администрацию Новокиевского сельского поселения <адрес> обязанность устранить нарушение федерального законодательства об организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде путем принятия в пределах компетенции необходимых организационно-технических мер, направленных на обеспечение возможности предоставления и получения всех муниципальных услуг, включенных в перечень муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, в электронном виде, в т.ч. субъектами предпринимательской деятельности, способами, определены в п.6 ст.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Рашоян Е.К. административный иск поддержала. Просила возложить на администрацию Новокиевского сельского поселения <адрес> обязанность устранить нарушение федерального законодательства об организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде путем принятия в пределах компетенции необходимых организационно-технических мер, направленных на обеспечение возможности предоставления и получения всех муниципальных услуг, включенных в перечень муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, в электронном виде, в т.ч. субъектами предпринимательской деятельности, способами, определены в п.6 ст.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика представитель администрации Новокиевского сельского поселения Представитель №1 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в её отсутствие, административные требования признала, ходатайств и возражений не представила.

Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Суд принимает как доказанные, обоснованные и достаточные для удовлетворения административного иска доводы прокурора, изложенные в административном иске, о наличии оснований удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом в органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Как следует из ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;

2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6.1) возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, предоставляющих услуги, указанные в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, многофункциональных центров в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме при использовании единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение о единой системе межведомственного взаимодействия утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697.

В соответствии с п. 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в отношении пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 и части 8 статьи 7 настоящего Федерального закона установлено, что обеспечение реализации указанных положений должно быть осуществлено не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления либо подведомственными органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках муниципальных услуг, а также в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления либо подведомственных органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанный в данном положении срок (не позднее 01.07.2012) является общим для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями утвержден Приложением № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

Материалами дела установлено, что администрацией поселения в соответствии с утвержденными административными регламентами, представленными на официальном сайте органа местного самоуправления, предоставляются следующие муниципальные услуги: прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; прием уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства, уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства на территории сельского поселения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма; представление информации об очерёдности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; выдача документов (копии лицевого счёта, выписки из похозяйственной книги, справок) и другие.

Органами местного самоуправления поселения в установленном порядке утвержден перечень предоставляемых муниципальных услуг.

Так, по данным Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (https://мфц-омск.рф/ru/lyubinskoe/perechen-municipalnyh-uslug/) в настоящее время через многофункциональный центр возможно получение лишь четырех из оказываемых органами местного самоуправления поселения муниципальных услуг:

1) Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена;

2) Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов;

3) Бесплатное предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

4) Присвоение (изменение), аннулирование адреса объекту недвижимости.

По сведениям Единого портала предоставления государственных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru/) возможность предоставления (получения) муниципальных услуг в электронном виде органами местного самоуправления поселения в настоящее время не обеспечена.

По сведениям регионального портала государственных услуг (pgu.omskportal.ru) возможность предоставления (получения) муниципальных услуг в электронном виде органами местного самоуправления поселения в настоящее время не обеспечена.

Таким образом, предоставление муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления поселения, в электронном виде, в т.ч. субъектами предпринимательской деятельности, способами, определенными в п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не обеспечивается.

Между тем, в соответствии с целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» (паспорт проекта утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Одной из задач является Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе, являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе, является разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Указанные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав граждан и создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу положения части 6 статьи 180, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации усматривается возможность установления отвечающей стороне срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, непротиворечащего принципу разумности и справедливости, обеспечивающего соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ,


РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Любинского района Омской области к администрации Новокиевского сельского поселения <адрес> удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Новокиевского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения федерального законодательства об организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде путем принятия в пределах компетенции необходимых организационно-технических мер, направленных на обеспечение возможности предоставления и получения всех муниципальных услуг, включенных в перечень муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, в электронном виде, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, способами, определенными в п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Д.К. Смаилова

Мотивированный текст решения изготовлен 21 июня 2021 года.