Дело № 2а-829/2022
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года город Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Назаровой Н.М., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и понуждении совершить действие,
установил:
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и понуждении совершить действие, мотивировав его тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики по поручению прокуратуры Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов, в части создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проведенной проверки установлено, что при входе в МБОУ «Чуварлейская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики
отсутствует информационная вывеска, выполненная шрифтом Брайля, с
указанием наименования и графика работы муниципального образовательного учреждения, а также в помещении школы отсутствуют направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Конституция РФ провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), в котором обеспечивается в том числе, государственная поддержка инвалидов (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с
другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В соответствии со статьёй 15 указанного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают
инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак‑ проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу подп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
В соответствии с п. 8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-001 (далее – Свод правил), утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 798/пр, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения торговые предприятия, административно-управленческие учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием
наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения (п. 6.5.9 СНиП 35-01-2001).
В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 01.12.2014 № 419-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или
ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и
свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
С учётом изложенного несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является дискриминацией инвалидов.
Вышеуказанные требования законодательства в части установки информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения,
графиком работы и иной значимой информации с плосковыпуклым шрифтом
и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля на входе в здание муниципального общеобразовательного учреждения с указанием наименования и графика работы учреждения, а также в помещении школы направляющих тактильно-контрастны к указателей, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм в МБОУ «Чуварлейская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики не соблюдаются.
В соответствии с п. 1.4 Устава МБОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района, учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Алатырский район Чувашской Республики.
Полномочия учредителя Учреждения осуществляет управление образования администрации Алатырского района Чувашской Республики.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Бездействие администрации МБОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района по приведению объекта образования в соответствие с требованиями действующего законодательства о доступной для инвалидов среде является незаконным. Состав обучающихся и работников вышеназванного образовательного учреждения периодически изменяется, т.е. данный состав является неопределённым кругом лиц.
Просил бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Чуварлейская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики по вопросу неразмещения информационной вывески, выполненной шрифтом Брайля, с указанием наименования и графика работы муниципального образовательного учреждения, а также не размещения в помещениях школы направляющих тактильно-контрастные указателей, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм, признать незаконным. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чуварлейская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики приобрести и разместить на входе в здание школы информационную вывеску, выполненную шрифтом Брайля, с указанием наименования и графика работы муниципального образовательного учреждения, а также разместить в помещениях школы направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец - помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Турхин М.С. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным основаниям и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика – исполняющая обязанности директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики Шишуева Н.А. административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики признала, представила заявление о признании административного иска, в котором указала, что последствия принятия судом признания административного иска ей разъяснены и понятны.
Заинтересованное лицо – Управление образования администрации Алатырского района Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьёй 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
С учетом отсутствия возражений со стороны заинтересованного лица, признание представителем административного ответчика административных исковых требований прокурора о признании бездействия незаконным и понуждении совершить действие, не противоречит закону (части 1 статьи 7 Конституции РФ, Части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), статьям 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», п. 8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-001) и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем принимается судом.
Последствия принятия судом признания административного иска в полном объеме представителю ответчика разъяснены и понятны.
Согласно части 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Ввиду того, что в статье 157 Кодекса административного судопроизводства РФ последствие принятия судом признания административного иска ответчиком не урегулировано, в этом вопросе необходимо руководствоваться аналогией процессуального закона (часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства РФ) и применять норму части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом в стадии судебного разбирательства принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исходя из вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики о признании бездействия МБОУ «Чуварлейская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики по вопросу неразмещения информационной вывески, выполненной шрифтом Брайля, с указанием наименования и графика работы муниципального образовательного учреждения, а также не размещения в помещениях школы направляющих тактильно-контрастные указателей, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм, признать незаконным, и понуждении МБОУ «Чуварлейская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики приобрести и разместить на входе в здание школы информационную вывеску, выполненную шрифтом Брайля, с указанием наименования и графика работы муниципального образовательного учреждения, а также разместить в помещениях школы направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики, удовлетворить.
Бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Чуварлейская средняя образовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики по вопросу неразмещения информационной вывески, выполненной шрифтом Брайля, с указанием наименования и графика работы муниципального образовательного учреждения, а также не размещения в помещениях школы направляющих тактильно-контрастные указателей, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм, признать незаконным.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики приобрести и разместить на входе в здание школы информационную вывеску, выполненную шрифтом Брайля, с указанием наименования и графика работы муниципального образовательного учреждения, а также разместить в помещениях школы направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке, в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составляется в течение пяти дней.
Председательствующий: судья Н.М. Назарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение02.09.2022