ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-82/19 от 26.03.2019 Белевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2019г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимохиной Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора Белевского района Тульской области Гавриковой Н.И.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования Белевский район по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а - 82/2019 по административному исковому заявлению прокурора Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Белевский район о признании бездействия администрации муниципального образования Белевский район, выразившегося в не разработке проектов программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района незаконным, возложить обязанность разработать проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района,

установил:

прокурор Белевского района Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее – МО) Белевский район о признании бездействия администрации муниципального образования Белевский район, выразившегося в не разработке проектов программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района незаконным, возложить обязанность разработать проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района. В обоснование заявленных требований указал следующее.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения администрацией МО Белевский район законодательства о градостроительной деятельности, установлено, что генеральный план муниципального образования г. Белев Белевского района утвержден решением Собрания депутатов МО г. Белев Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг. , генеральный план муниципального образования Правобережное Белевского района утвержден решением Собрания представителей МО Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг. , генеральный план муниципального образования Левобережное Белевского района утвержден решением Собрания представителей МО Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг. .

Согласно п. 4 Требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015г. № 1050 в случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоупарвления муниципального района, на территории которого находится сельскон поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.

В нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства на территории МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района программы комплексного развития социальной инфраструктуры не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке, что препятствует реализации утвержденных генеральных планов поселений и развитию муниципального образования.

Невыполнение администрацией МО Белевский район действий по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку при отсутствии такой программы невозможно обеспечить безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры, доступность объектов социальной инфраструктуры, обеспечение населения в необходимых объектах местного значения поселения в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.

Ссылаясь на положения п.1 ч.1, п. 4.1 ст. 6, п. 8 ч.1 ст. 8, ч.5 ст. 26, ч.ч. 5.1, 5.2 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 4, 6, 7 Требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015г. № 1050 прокурор Белевского района просил признать бездействие администрации муниципального образования Белевский район, выразившееся в не разработке проектов программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района незаконным. Возложить на администрацию МО Белевский район обязанность разработать проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района и представить их для утверждения в срок до ДД.ММ.ГГГГг.

Старший помощник прокурора Белевского района Тульской области Гаврикова Н.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО Белевский район по доверенности ФИО1 представила возражения ( л.д. 44 – 47), административные исковые требования не признала и пояснила, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. утверждались муниципальные программы развития молодежной политики, культуры, туризма и спорта, соответственно бездействие администрации МО Белевский район не доказано, в указанной части просила отказать. Полагает, что принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются суд не в праве оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), соответственно считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований об обязании разработать проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципальных образований. При этом, в случае удовлетворения требований прокурора просила установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГг.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу п.8 ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

В соответствии с п. 28 ч.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;

Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.( ч. 5.1. ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.( ч. 5.2. ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

В силу п. 4.1. ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утверждены постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015г. № 1050. Настоящие требования определяют состав и содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, включающих в себя объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.

В соответствии с п.п.6, 7 указанных Требований программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.

Программа включает в себя: паспорт; характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры; перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей; оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа; целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры); оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа; предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.

Вместе с тем, в случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.( п.4 указанных Требований)

Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Белев от ДД.ММ.ГГГГ. внесены в устав муниципального образования г. Белев Белевского района следующие изменения и дополнения: статью 24 дополнили частью 1.2 следующего содержания, в том числе, что все полномочия администрации муниципального образования г. Белев Белевского района, предусмотренные федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами, исполняет администрация муниципального образования Белевский район в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003г. г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. в прокуратуру Белевского района поступила информация инспекции Тульской области по государственному архитектурно – строительному надзору от ДД.ММ.ГГГГг., в которой указано о необходимости разработки и утверждения программ комплексного развития социальной инфраструктуры было доведено до органов местного самоуправления письмами инспекции Тульской области по государственному архитектурно – строительному надзору от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГг. , а также на совещаниях с представителями администраций муниципальных образований.

Согласно представляемым отчетам администрации муниципального образования Белевский район программы комплексного развития социальной инфраструктуры на муниципальные образования г. Белев, Левобережное, Правобережное должны были быть утверждены в феврале ДД.ММ.ГГГГ. Письмами администрации указанные сроки неоднократно переносились на июль, сентябрь и декабрь ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, согласно письму администрации муниципального образования Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг. в связи с дефицитом бюджета, денежные средства на разработку программ комплексного развития социальной инфраструктуры не предусмотрены.

Обращено внимание, что в соответствии с п. 1.4.3. Дорожной карты, при предоставлении информации о сроках подготовки и утверждения программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений городских округов, необходимо было предусмотреть завершение указанных работ в ДД.ММ.ГГГГ.

Действия администрации муниципального образования Белевский район приводят к срыву показателей Дорожной карты и нарушают требования действующего градостроительного законодательства. (л.д.12)

Изложенное подтверждается представленными административным истцом копиями писем направленных инспекцией Тульской области по государственному архитектурно – строительному надзору в адрес административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 15 – 21); сообщением администрации МО Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг. в адрес инспекции <адрес> по государственному архитектурно – строительному надзору.(л.д.14)

Согласно решению Собрания депутатов муниципального образования г. Белев Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Белев Белевского района» утвержден Генеральный план муниципального образования город Белев Белевского района. (л.д.30)

Из решения Собрания представителей муниципального образования Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Правобережное Белевского района» следует, что утвержден Генеральный план муниципального образования Правобережное Белевского района (л.д.31)

Решением Собрания представителей муниципального образования Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Левобережное Белевского района» утвержден Генеральный план муниципального образования Левобережное Белевского района (л.д.32)

Доказательств того, что за органами местного самоуправления сельских поселений закреплено осуществление разработки и утверждения программ комплексного развития социальной инфраструктуры, либо представительными органами местного самоуправления сельских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана сельского поселения, не представлено. При этом представитель административного ответчика не отрицала, что разработка и утверждение программы комплексного развития социальной инфраструктуры возложены на администрацию МО Белевский район.

На основании принятых Собранием представителей муниципального образования Белевский район, Собранием депутатов муниципального образования г. Белев Белевского района решений в соответствии с п.4 требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утверждены постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015г. № 1050, программа подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.

В письме от ДД.ММ.ГГГГг. администрация МО Белевский район сообщает, что ранее программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования г. Белев Белевского района, муниципального образования Левобережное Белевского района, муниципального образования Правобережное Белевского района не разрабатывались. (л.д.13)

По сообщениям администрации МО Левобережное Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг. и администрации МО Правобережное Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг. решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов не принимались. Полномочия по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры им не передавались (л.д.42,43)

Поскольку в течение длительного периода времени, с ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО Белевский район проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района не разработаны, то требования прокурора о признании бездействия администрации муниципального образования Белевский район являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. утверждались муниципальные программы развития молодежной политики, культуры, туризма и спорта в муниципальных образованиях, о чем представлены копии постановлений администрации МО Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг. ( л.д. 48 – 157), копии постановлений администрации МО Правобережное Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 158 – 161) и администрации МО Левобережное Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.162 – 164) соответственно бездействие администрации МО Белевский район не доказано, подлежат отклонению. Представленные копии постановлений отсутствует возможность признать относимыми по делу доказательствами, поскольку они не соответствуют требованиям вышеуказанного законодательства.

Представителем административного ответчика в судебном заседании не отрицалось, что проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района не разработаны и не представлены для утверждения, соответственно требование административного истца о возложении на администрацию МО Белевский район обязанности разработать проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципальных образований и представить их для утверждения, суд находит подлежащими удовлетворению. С учетом объема предстоящих временных затрат, суд считает достаточным установить срок до ДД.ММ.ГГГГг. При этом, при наличии обстоятельств, указанных в ч.1 ст. 189 КАС РФ административный ответчик вправе обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Доводы представителя административного ответчика о том, что принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются суд не в праве оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), соответственно считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований об обязании разработать проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципальных образований подлежат отклонению. По данному делу не оценивается целесообразность решения, административным истцом заявлены требования, предусмотренные законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Белевского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Белевский район, выразившееся в не разработке проектов программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района незаконным.

Возложить на администрацию МО Белевский район обязанность разработать проекты программ комплексного развития социальной инфраструктуры МО г. Белев Белевского района, МО Левобережное Белевского района, МО Правобережное Белевского района и представить их для утверждения в срок до ДД.ММ.ГГГГг

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.И.Кунгурцева