ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-82/20 от 22.06.2020 Шелаболихинского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-82/2020

22RS0063-01-2020-000144-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Шелаболиха 22 июня 2020 года

Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Корт Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Латкиной Д.С.,

с участием: административного истца - помощника прокурора Шелаболихинского района Алтайского края Проценко А.Е., представителя административного ответчика – главы Администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края Лежинских А.Н., представителя заинтересованного лица - администрации Шелаболихинского района Алтайского края Осинина К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шелаболихинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по созданию и оборудованию на территории Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шелаболихинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, *** обратился в суд с административным иском к администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по утверждению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельсовета в срок до ***, а также о возложении обязанности по созданию и оборудованию на территории Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до ***. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что в нарушение положений Федерального закона от *** №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требований СанПин 2.***-03, СанПин 2.***-19, представления прокурора Шелаболихинского района от ***, административным ответчиком до настоящего времени не созданы и не оборудованы площадки для накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории сельсовета.

Прокурор Шелаболихинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, *** обратился в суд с уточненным административным иском к администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по утверждению схемы размещения и реестра мест (площадок), а также к созданию, оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, просил возложить обязанность по утверждению схемы размещения мест площадок накопления твердых коммунальных отходов и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по созданию и оборудованию на территории Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов в срок в срок до ***. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что административным ответчиком в нарушение положений Федерального закона от *** №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требований СанПин 2.***-03, СанПин 2.***-19, представления прокурора Шелаболихинского района от ***, до настоящего времени не утверждены схемы и реестры размещения мест (площадок) накопления ТКО, а также не созданы и не оборудованы сами площадки для накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории сельсовета.

Прокурор Шелаболихинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, *** вновь представил в суд уточненное административное исковое заявление к администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию, оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, а также о возложении обязанности по созданию и оборудованию на территории Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до ***. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что административным ответчиком были утверждены реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, а также схема размещения мест накопления твердых коммунальных отходов. Однако в нарушение положений Федерального закона от *** №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требований СанПин 2.***-03, СанПин 2.***-19, представления прокурора Шелаболихинского района от ***, административным ответчиком до настоящего времени не созданы и не оборудованы площадки для накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории сельсовета.

Помощник прокурора Шелаболихинского района Проценко А.Е. в судебном заседании административные исковые требования согласно уточненному административному исковому заявлению от *** поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - глава администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края Лежинских А.Н. в судебном заседании указал, что предъявленные требования признаёт частично, при этом пояснил, что как в 2019 г., так и в 2020 г. между администрацией Шелаболихинского района Алтайского края и администрацией муниципального образования Инской сельсовет было заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, согласно которым участие в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами переданы на исполнение Администрации Инского сельсовета. Однако на осуществление данных полномочий из Администрации Шелаболихинского района в администрацию Инского сельсовета за указанный период денежных средств не поступало, в то же время им самим как главой сельсовета заявок на финансирование данных видов работ в Администрацию района не направлялось. Ему было известно, что другие сельсоветы участвуют в государственной программе, по которой им были выделены денежные средства на обустройства площадок для накопления ТКО, однако его сельсовет в эту программу не был включен, по какой причине, он не знает. Уже после первого заседания суда, т.е. после ***, администрацией Шелаболихинского района сельсовету были выделены 33000 руб. для выполнения работ по созданию площадок для накопления ТКО, однако он полагает, что этих средств будет недостаточно, хотя он будет стараться выполнить все требования, тем более, что реестры и схемы им уже утверждены. Он полагает, что более реальный срок для выполнения требований прокурора до ***. Предъявленные исковые требования признает частично, поскольку он действительно в этом направлении бездействовал, однако площадки для накопления ТКО были не созданы также и в связи с отсутствием финансов в бюджете района.

Представитель заинтересованного лица администрации Шелаболихинского района Алтайского края Осинин К.В. в судебном заседании позицию административного ответчика о частичном признании исковых требований разделяет. Суду пояснил, что на момент рассмотрения дела администрацией Инского сельсовета утвержден реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, а также схема размещения мест накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, для Администрации Инского сельсовета из бюджета района были выделены денежные средства в размере 33342 руб. для выполнения ими полномочий в организации деятельности по обращению с отходами на территории Инского сельсовета. Он в настоящее время не может пояснить, достаточно будет этих денежных средств или недостаточно, поскольку село является труднодоступным, расположено за рекой, где нет паромной переправы, поэтому будут проблемы с доставкой материалов. В то же время он полагает, что даже при выполнении Администрацией Инского сельсовета всех требований прокурора, региональный оператор не сможет постоянно и бесперебойно вывозить мусор из данного населенного пункта в силу указанных им выше причин. Считает возможным установить выполнение указанных в иске обязанностей на территории Инского сельсовета в срок до ***.

Заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от *** №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ч.1 ст.22 вышеуказанного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от *** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (преамбула).

В соответствии со ст.1 вышеуказанного Федерального закона, обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу ч.1, ч.2 ст.13 Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрены требования к местам (площадкам) накопления отходов.

Согласно п.1 вышеуказанной статьи накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6).

В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ***, «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; «бункер» - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.

Пунктом 9 названных Правил предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, накопление твердых коммунальных отходов допускается лишь в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих действующему законодательству.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4 ст.13.4 Федерального закона от *** №89-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в ст.9.1 Закона Алтайского края от ***-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.5 ст.13.4 Федерального закона от *** №89-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от *** утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Пункт 3 данных Правил предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.п.4, 7 Правил в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка). По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п.п.11, 12 Правил, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом.

Раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16).

В соответствии с пунктом 17 Правил, раздел «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема. Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения: для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные (пункт 18 Правил).

В соответствии с пунктами 20, 21, 23 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании. В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования. По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.

Из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не повсеместно на территории муниципального образования, а лишь в случаях, когда такая обязанность не возложена законодательно на других лиц, и соответствующие площадки могут быть размещены органом местного самоуправления на земельных участках, находящихся в муниципальной и государственной собственности, в отношении которых отсутствуют иные правообладатели.

При этом ведение вышеуказанного реестра уполномоченным органом заключается в совершении действий по внесению в него определенного перечня сведений в отношении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданных им самим (другим уполномоченным муниципальным органом), а также иными лицами. В последнем случае предварительно принимается в установленном порядке решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.

В силу п.5.5 СанПиН 2.***-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *** «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм», накопление ТКО необходимо осуществлять в контейнеры на контейнерных площадках, оборудованных в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил.

Согласно п.п.2.1, 2.2 СанПиН 2.***-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.

Таким образом, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обязанность по созданию и оборудованию таких площадок возлагается на органы местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность возложена на иных лиц.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.

В силу ч.1.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым Федеральным законом № 89-ФЗ.

В соответствии с ч.2, ч.3 ст.8 Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют указанные полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Статьей 7 Закона Алтайского края от ***-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п.1 ч.2) также отнесена полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, как на территориях сельских поселений, так и на межселенной территории (ч.3).

Согласно п.18 ч.1, ч.3 ст.14, п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения также отнесено к вопросам местного значения муниципального района, в связи с чем этот вопрос на территории Инского сельсовета должен решаться муниципальным образованием Шелаболихинский район в лице администрации Шелаболихинского района.

В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Как следует из материалов дела, между органами местного самоуправления Шелаболихинского района и Инского сельсовета было заключено соглашение о передаче на срок с *** по *** полномочий муниципального района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов администрации Инского сельсовета. Данное Соглашение утверждено представительными органами обоих муниципальных образований, следовательно, надлежащим административным ответчиком является администрация Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края.

Судом установлено, что прокуратурой Шелаболихинского района Алтайского края в *** была проведена проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в результате чего установлено, что на территории Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем не ведётся и реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, при этом складирование жителями сельсовета твёрдых коммунальных отходов носит стихийный характер, поскольку отходы размещаются бестарным способом вне специально созданных мест (площадок), что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологических норм, не способствует предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, затрудняет работу мусоровозящего транспорта. По результатам проведённой проверки в адрес главы муниципального образования *** внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Однако Администрацией муниципального образования Инской сельсовет нарушения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами до настоящего времени не устранены в полном объеме.

Судом установлено, что постановлением Администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края от *** утверждён Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схемы мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края.

Кроме того, на основании дополнительного соглашения от *** за , заключенного к соглашению о передаче (принятии) осуществления части полномочий Шелаболихинского района Алтайского края по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края от *** за , администрацией района будут предоставлены в срок до *** администрации сельсовета 33342 руб. на площадки ТКО.

Вместе с тем, до настоящего времени места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, не созданы и не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтвердили в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика и представитель заинтересованного лица.

Бездействие административного ответчика в рассматриваемом случае нарушает обязательные требования санитарных Правил по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира и нарушению прав граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую среду, в связи с чем административные исковые требования прокурора Шелаболихинского района о возложении на администрацию Инского сельсовета обязанности оборудовать площадки в соответствии с установленными требованиями подлежат удовлетворению.

Доказательств того факта, что административным ответчиком были приняты исчерпывающие меры к исполнению соответствующей обязанности, суду не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спор возник и разрешается судом в период действия соглашения от *** о передаче (принятии) осуществления части полномочий органов местного самоуправления на период с *** по ***, когда обязанности по осуществлению указанных полномочий возложены на администрацию поселения, при этом следует отметить, что между теми же органами местного самоуправления было заключено соглашение от *** аналогичного содержания на период с *** по ***.

Таким образом, обязанность по осуществлению полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, к которым относятся и действия по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе и крупногабаритных, на протяжении 2019-2020 г.г. имеется у Администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, однако на протяжении длительного периода времени эта обязанность административным ответчиком не исполняется надлежащим образом, поскольку объём необходимых для реализации в этой части полномочий им не определялся, заявки на перечисление трансфертов именно для создания и оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а при необходимости – ходатайство об увеличении объема таковых, в Администрацию Шелаболихинского района Алтайского края не направлялись.

В связи с вышеизложенным, требования административного истца в части признания незаконным бездействия Администрации Инского сельсовета по непринятию мер к созданию и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории Инского сельсовета мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, а также обязыванию оборудовать на территории Инского сельсовета места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения подлежат удовлетворению.

В силу ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (ст.187 КАС РФ).

Административный истец просил установить срок для исполнения решения суда – до ***, в то время как административный ответчик и заинтересованное лицо просили установить разумный срок для исполнения решения до ***, ссылаясь на отсутствие в бюджетах муниципальных образований на 2020 г. средств для выполнения таких работ в полном объеме, а также учитывая географическое место расположения данного населенного пункта.

Оценив доводы сторон, а также представленные доказательства, суд, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся порядка формирования бюджета, а также принимая во внимание, что выполнение подрядными организациями строительных работ также зависит от сезона и погодных условий, суд считает необходимым установить административному ответчику разумный срок для исполнения решения суда – до ***

Руководствуясь ст.175-181, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Шелаболихинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края по непринятию мер к созданию и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории Инского сельсовета мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края оборудовать на территории Инского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок до ***.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шелаболихинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. после ***.

Судья Е.Н.Корт

Мотивированное решение изготовлено ***.