ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-82/2021 от 08.02.2021 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

№ 2а-82/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2021 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Кортовенкова Д.С., при секретаре судебного заседания Койбаеве Ц.Г., рассмотрев административное дело по административному иску военнослужащего войсковой части мичмана ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны РФ и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с формированием накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд административным иском, в котором просил:

- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС);

- обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФУНИС) учесть на именном накопительном счете (далее – ИНС) доход от инвестирования накоплений с 8 апреля 2015 года по 1 января 2020 года, который согласно официальным данным ФУНИС (сведения о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС по состоянию на 1 января 2020 года), составляет 239 660 рублей, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода;

- взыскать с Министерства обороны РФ судебные расходы за уплату госпошлины в размере 300 рублей.

В обоснование изложенных требований ФИО1 в административном иске указал, что в 2019 году получил уведомление о включении в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 8 апреля 2015 года. Он, ФИО1, относится к категории военнослужащих, которые включается в указанный реестр в обязательно порядке. Первый контракт о прохождении военной службы заключен в июле 2011 года. Второй в июле 2013 года. По причине несвоевременного включения в названный реестр, накопления для жилищного обеспечения начислены ему без учета доходов от инвестирования с даты возникновения основания для включения в реестр. В октябре 2020 года по данному вопросу обращался в ФУНИС.

Административный истец и административные ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли, ходатайств об отложении не заявляли. Административный истец просил рассмотреть дело без участия.

В представленных в суд письменных возражениях представитель Министерства обороны РФ в удовлетворении заявленных требований просил отказать и указал, поскольку ИНС участника НИС открыт только в 2019 году, то накопительные взносы на его ИНС до этого времени не учитывались и в доверительное управление не передавались, в связи с чем, накопительные взносы за оспариваемый период в доверительном управлении не находились и доход от инвестирования не рассчитывался и не начислялся, а следовательно, этот доход не может быть учтен на ИНС. Действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре, восстановлению подлежат только накопительные взносы имеющие бюджетный источник происхождения. Средства от инвестиционного дохода на ИНС военнослужащего зачисляются не из средств федерального бюджета, а из полученного инвестиционного дохода, начисление такого дохода необходимо производить не из федерального бюджета, а за счет средств, полученных от инвестирования.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из выписки из послужного списка и копий контрактов о прохождении военной службы, выписки из приказа командующего Северным флотом от 8 апреля 2015 года усматривается, что ФИО1 заключил первый контракт о прохождении военной службы 1 июля 2011 года, в июле 2013 года заключил второй контракт. Воинское звание «мичман» присвоено 8 апреля 2015 года. С 9 апреля 2018 года по настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части .

Из ответа на обращение от 19 июля и 26 декабря 2017 года военной прокуратуры Североморского гарнизона следует, что в адрес командира войсковой части внесено представление об устранении нарушений закона с требованием о восстановлении жилищных права

Согласно личной карточке участника НИС от 25 января 2019 года и уведомления Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о включении в реестр участников НИС от 12 апреля 2019 года, административный истец включен в указанный реестр с датой возникновения основания для включения – 8 апреля 2015 года по «03» категории.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон), к участникам НИС относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание. Основанием для включения в реестр НИС прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, является общая продолжительность их военной службы по контракту три года (п. 3 ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона), что сторонами не оспаривалось и не отрицалось.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что мичман ФИО1 заключил первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года и, достигнув общей продолжительность их военной службы по контракту три года, он относится к категории военнослужащих подлежащих включению в реестр участников НИС в безусловном порядке, с апреля 2015 года, что было реализовано только лишь в 2019 году.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон), реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а одним из показателей реализации права на жилище участниками НИС является предоставление целевого жилищного займа.

В период возникновения спорных правоотношений действовал Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 года № 166, при этом функции по формированию и ведению реестра участников НИС (регистрирующего органа) были возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

Согласно п. 12-21 названного Порядка, при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр (далее - список для включения в реестр) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части. К списку для включения в реестр прилагаются документы.

Одновременно со списком для включения в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет и приобщает в личное дело военнослужащего личную карточку участника НИС по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом.

Основанием для включения военнослужащего в реестр для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года является общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет 3 года.

Указанный в п. 12 Порядка комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении. Региональное управление жилищного обеспечения осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр. Внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом с учетом требований, установленных п. 7 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня представления сводного списка для включения в реестр. Внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр подтверждается письменным уведомлением.

Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом: в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках НИС на бумажных и электронных носителях; военнослужащим через соответствующие региональные управления жилищного обеспечения - уведомление о включении в реестр.

При получении уведомления о включении в реестр: региональное управление жилищного обеспечения доводит уведомление до военнослужащего через воинскую часть (с учетом информации, полученной от командиров воинских частей по выпускникам ВУЗов), а также в двухмесячный срок представляет в регистрирующий орган отчет об отправке уведомлений о включении в реестр по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку; командир воинской части организует: проверку соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС; внесение в личную карточку участника НИС регистрационного номера участника НИС, реквизитов уведомления о включении в реестр в случае соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС; ознакомление военнослужащего с уведомлением о включении в реестр под расписку в личной карточке участника НИС, после чего уведомление о включении в реестр выдается на руки военнослужащему; направление уведомления о включении в реестр в воинскую часть, в которую переведен военнослужащий, или командиру, в чье распоряжение он зачислен, если на день получения уведомления о включении в реестр военнослужащий переведен к новому месту службы; отдельный орган военного управления направляет в регистрирующий орган сообщение об отправке уведомлений о включении в реестр в воинские части отдельного перечня без указания воинских частей, номеров и дат исходящих документов.

В период включения административного истца в реестр участников НИС действовал приказ Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 года № 245 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации», согласно которому функции по формированию и ведению реестра участников НИС (регистрирующего органа) возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

Согласно п. 2 и 6 действующих в настоящее время Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает ИНС.

Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.

Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

Согласно справке от 15 января 2021 года, представленной ФУНИС, ИНС участника НИС ФИО1 открыт 29 апреля 2019 года на основании сведений регистрирующего органа о включении в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения в указанный реестр – 8 апреля 2015 года по «03» категории. Учет накоплений на его ИНС и передача их в доверительное управление производятся с 1 мая 2019 года, инвестиционный доход начисляется и учитывается на его ИНС с 2 кв. 2019 года. По состоянию на 1 января 2020 года на ИНС ФИО1 учтены накопления за период с 8 апреля 2015 года по 31 декабря 2019 года в размере 1 291 583, 37 руб., в том числе доход от инвестирования накоплений в размере 57 458, 07 руб. Целевой жилищный займ не предоставлялся, денежные средства с ИНС не выплачивались.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 должен был стать участником НИС с апреля 2015 года, однако, по причине нераспорядительности действий должностных лиц войсковой части , административный истец несвоевременно включен в реестр участников НИС, что является нарушением его прав, а поскольку административный истец включен в реестр участников НИС только через 4 года со дня возникновения к тому оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц государственного органа, то он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС и имевшими возможность реализовать это право фактически.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В связи с этим, суд в рамках восстановления прав административного истца находит возможным признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением ФИО1 в реестр участников НИС.

Несвоевременное включение ФИО1 в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения его в указанный реестр по дату открытия ИНС без учета доходов от их инвестирования.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что накопительные взносы до мая 2019 года административному истцу не начислялись, в связи с чем, доходы от их инвестирования до указанной даты на его ИНС не производились.

Данное обстоятельство существенно снижает размер целевого жилищного займа, который может быть предоставлен ФИО1 для приобретения жилого помещения и препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Согласно п. 124 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2020 года) (Приложение №7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2019 году) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом, составляет 239 660 руб.

Реализуя принцип диспозитивности, в целях определения размера подлежащего учету упущенного инвестиционного дохода суд считает необходимым указать, что сумма инвестиционного дохода, подлежащего доведению (доначислению) и учету на ИНС административного истца в отношении административного истца, согласно сведениям, официально опубликованным ФУНИС в сети «Интернет» (п. 124 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2020 года) (Приложение №7) за период с апреля 2015 года по 1 января 2020 года составляет 182 201, 93 руб.

При этом судом учитывается, что сумма инвестиционного дохода, которая была бы начислена административному истцу в случае своевременного включения его в реестр участников НИС по состоянию на 1 января 2020 года должна составлять 239 660 руб. При этом из этой суммы часть суммы в размере 57 458, 07 руб. уже учтена на ИНС в качестве доходов от инвестирования, что следует из приведенной справки ФУНИС. Из этого следует, что неполученная административным истцом сумма доходов от инвестирования составляет 239 660 – 57 458, 07 = 182 201, 93 руб.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым установить, что подлежащая доведению и аналитическому учету на ИНС административного истца сумма дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, то есть из дохода от инвестирования накоплений, подлежащего распределению ФУНИС между всеми военнослужащими. Что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счет государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов

При этом, в части обоснованности требований к ФУНИС суд приходит к следующим выводам.

По делу установлено, что нарушение соответствующего права административного истца произошло в результате незаконных действий иных лиц, которые несвоевременно направили по команде документы для включения административного истца в реестр участников НИС.

Полномочия ФУНИС в системе НИС являются производными от действий должностных лиц, непосредственно отвечающих за своевременное внесение сведений о военнослужащих с целью открытия ИНС.

Данный вывод следует из п. 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», согласно которому основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с Порядком реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом МО РФ от 24 апреля 2017 года № 245, обязанности по совершению действий, направленных на включение военнослужащих в реестр участников НИС, распределены между воинскими частями, в которых военнослужащие проходят военную службу, и центральными органами военного управления Министерства обороны РФ.

Согласно п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, доходы от инвестирования рассчитываются ФУНИС от фактически переданных в доверительное управление накоплений ежеквартально и отражаются на именных накопительных счетах НИС

Поскольку в период с апреля 2015 года по апрель 2019 года у административного истца ИНС открыт не был, отсутствовали основания полагать, что доходы от инвестирования не получены по вине ФУНИС.

Не усматривается противоправного бездействия ФУНИС также и из осуществления учреждением полномочий получателя средств федерального бюджета, поскольку в силу ст. 161, 162, 219 БК РФ, оно вправе было исполнять только нормативные публичные обязательства в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

Между тем, федеральными законами о федеральных бюджетах на 2008-2021 годы не было предусмотрено таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Соответствующие денежные средства имеют иной источник происхождения, не связанный с ассигнованиями федерального бюджета.

На основании изложенного, в целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым обязать ФУНИС учесть на ИНС ФИО1 доход от инвестирования накоплений за период с 8 апреля 2015 года по 1 января 2020 года в размере 182 201, 93 руб. за вычетом фактически учтенных на его ИНС за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.

При принятии решения судом учитывается правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в обзоре практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, в п. 18 которого указано, что при несвоевременном включении военнослужащего по вине воинских должностных лиц в реестр участников НИС подлежат восстановлению его права, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был включен в реестр в установленные сроки.

Поскольку, при обращении в суд административный истец понес судебные расходы по уплате госпошлины, в размере 300 рублей, что подтверждается чек-ордером, а его требования подлежат частичному удовлетворению, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать их с Министерства обороны РФ в его пользу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск ФИО1 - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ связанные с несвоевременным включением ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете ФИО1 доход от инвестирования накоплений за период с 8 апреля 2015 года по 1 января 2020 года в размере 182 201 рубль 93 копейки (сто восемьдесят две тысячи двести один рубль девяноста три копейки) за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.

В удовлетворении требования об учете на именном накопительном счете ФИО1 доходов от инвестирования накоплений в большем объеме - отказать.

Взыскать с Министерства обороны РФ в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Указать административным ответчикам на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение суда изготовлено 18 февраля 2021 года