ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-82/22 от 04.02.2022 Кайтагского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-82/22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Уркарах 04 февраля 2022 года

Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиханова Р.А.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Р.,

с участием

представителя истца - Главы Республики ФИО11,

ответчика - главы МО «<адрес>» ФИО3, и его представителя - адвоката ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Главы Республики Дагестан ФИО2, подписанному его представителем ФИО16 к главе муниципального образования «<адрес>» ФИО3 о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с утратой доверия,

у с т а н о в и л:

Глава Республики Дагестан обратился в Кайтагский районный суд с названным иском.

В обоснование иска указывает, что Управлением Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции, на основании решения Главы Республики Дагестан по обращению Управления ФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возможном наличии в действиях главы муниципального района «<адрес>» ФИО3 признаков нарушений требований статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, свою супругу и несовершеннолетних детей, проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, представленных главой муниципального района «<адрес>» ФИО3 за 2018-2020 годы.

Указывает, что ФИО3 с декабря 2007 года по настоящее время занимает должность главы муниципального района «<адрес>», относящуюся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальной должности в <адрес>, по которой обязан представлять сведения о доходах.

По утверждениям истца, проверкой установлено, что ФИО3 не представлены справки о доходах в отношении своего несовершеннолетнего сына ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также принадлежащих ему имуществе и денежных средствах за 2018-2020 годы. Не представлены также ФИО3 достоверные и полные сведения об имуществе, принадлежащем себе и своей супруге ФИО4 за 2018-2020 годы, следовательно, ФИО3 нарушены требования ч.4 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ и подп.2 ч.1 ст.2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в <адрес>, должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и осуществления проверки достоверности и полноты указанных сведений», согласно которым, лицо, замещающее муниципальную должность, обязано представлять сведения о доходах на всех несовершеннолетних детей.

Обращает внимание, что выявлены также факты представления ФИО3 за 2018-2020 годы недостоверных и неполных сведений о доходах, которые заключаются в следующем:

- ФИО3 в подразделе 3.1 раздела 3 Справок о доходах за 2018-2020 годы указана квартира, расположенная в Карачаево-Черкесской Республике, площадь которой составляет 36,0 кв. м, однако, в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры, расположенной в Карачаево-Черкесской Республике, составляет 44,2 кв. м.,

- согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО3 находится следующее недвижимое имущество, не отраженное им в своих Справках о доходах за 2018-2020 годы:

а) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 665 +/- 9 кв. м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

б) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 400 кв. м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

в) здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 52,5 кв.м., дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации 05-,

г) здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 57,8 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

д) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 400 кв. м, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ;

е) здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 193,7 кв.м, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации

- в подразделе 3.1 раздела 3 Справки о доходах за 2018 год у своей супруги ФИО4ФИО3 не указал:

а) земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 326,7 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

б) земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 199 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ;

- в подразделе 3.1 раздела 3 Справки о доходах ФИО4 (супруги) за 2019 год ФИО3 указан жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (120,0 кв. м) и в Справке о доходах ФИО4 (супруги) за 2018 год указаны два земельных участка 4500 кв. м и 5000 кв. м, которые расположены в <адрес>, на которые не зарегистрировано право собственности согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что ФИО3 не соблюдены требования п.83 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год) (письмо от ДД.ММ.ГГГГ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации), в частности не указана в графе «Основание приобретения и источник средств» информация, содержащаяся в ЕГРН. Согласно пункту 144 Методических рекомендаций жилое помещение, в котором зарегистрировано лицо, в отношении которого представляется Справка о доходах, подлежит обязательному отражению в подразделе 3.1 раздела 3 (в случае наличия у такого лица права собственности) или в подразделе 6.1. раздела 6 Справки о доходах. Вместе с тем, ФИО3 в 2019 и 2020 годах в разделе 3 или разделе 6 Справок о доходах своей супруги не указаны сведения о жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором они зарегистрированы.

В соответствии с п.151 Методических рекомендаций, если имущество предоставлено в безвозмездное пользование или как фактическое предоставление, следует указывать фамилию, имя и отчество лица, предоставившего объект недвижимого имущества. Вместе с тем, в подразделе 6.1 раздела 6 Справки за 2019 и 2020 годы не указаны сведения о лице, предоставившем недвижимое имущество ФИО3 и его супруге, расположенное по адресу: <адрес> (210,0 кв. м).

Отсюда делает вывод, что ФИО3 представил неполные и недостоверные сведения за 2018-2020 годы.

Обращает внимание, что в подразделе 3.2 раздела 3 Справки ФИО3 отражен автомобиль марки ТОЙОТА ЛЕКСУС LX570, 2019 года выпуска, зарегистрированный в МРЭО <адрес>, приобретенный ДД.ММ.ГГГГ. Данный автомобиль приобретен в кредит, однако в разделе 6 Справки не отражены обязательства финансового характера по данному кредиту, также в разделе 2 Справки не отражены расходы по приобретению транспортного средства ТОЙОТА ЛЕКСУС LX570, 2019 года выпуска, стоимость которого превышает общий доход ФИО3 и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Отсюда делает вывод, что ФИО3 представил неполные сведения за 2019 год.

Вдобавок, в разделе 4 Справок ФИО3 указывает за 2018 год наличие 3 счетов в банках и иных кредитных организациях у него и членов его семьи, однако, по полученным сведениям из ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ и УФНС РФ по РД от ДД.ММ.ГГГГ, у них имелось 7 действующих банковских счетов; за 2019 год указывает 3 банковских счета вместо 9 действующих счетов, в 2020 году указывает 3 счета вместо 9 действующих счетов, что является недостоверными сведениями.

Кроме того, ФИО3 не отражены сведения о доходе от вкладов в банках и иных кредитных организациях в разделе 1 Справки супруги за 2018 год в размере 8 724,70 руб.

Утверждает, что ФИО3 также не отразил в Справке за 2018 год, что его супруга ФИО4 являлась учредителем ООО «ФИО17», руководителем МБДОУ ОВ «ФИО18», учредителем ООО «ФИО20», а также учредителем ООО «ФИО19», не указав ее доходы от этой деятельности, представил неполные сведения о доходах.

С мая 2017 по апрель 2018 года супруга ФИО3 была руководителем МБДОУ ОВ «ФИО22», учредителем которого является администрация муниципального района «<адрес>». ФИО3 в указанный период не представил в установленном порядке уведомление о возможном конфликте интересов.

Ссылаясь на положения ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, ст.ст.12.1, 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, подп.2 ч.1 ст.2 Закона Республики Дагестан , ч.7.1 ст.40 Федерального закона -Ф3, а также письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения», полагая, что названные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО3 не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, не представил сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего ребенка, а также представил недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу, просит прекратить полномочия главы муниципального района «<адрес>» ФИО3 в связи с утратой доверия.

В письменных возражениях на иск представителя ответчика - главы муниципального района, подробно приводя доводы о необходимости отказа в иске, указывается на необоснованность требований истца, поскольку, по мнению ответчика,

- отцовство в установленном законом порядке в отношении сына ответчика - ФИО7, не оформлено и в регистрации ребенка не участвовал, с целью государственной регистрации отцовства на момент рождения ребенка ФИО3 не обращался ни совместно с матерью ребенка и один как отец, судебное решение об установлении отцовства также не имеется, в свидетельстве о рождении ребенка отец указан со слов матери,

- порядок и срок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, регламентированный Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, и государственными гражданскими служащими Республики Дагестан, и соблюдения государственными гражданскими служащими Республики Дагестан требований к служебному поведению», вероятно, нарушен,

- согласно положениям ч.7 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции», п.25 Указа Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки в отношении Главы МО «<адрес>» ФИО3 в установленном порядке должен был быть представлен доклад именно Собранию депутатов МО «<адрес>» для принятия последующего решения в соответствии с п.28 Указа Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, такое заявление в представительный орган <адрес> не поступало, представление материала административным истцом в судебный орган в данном случае нарушает требования действующего законодательства,

- справки о доходах ФИО3 за 2018 год на себя и на свою супругу вообще без подписи ФИО3, а это означает, что достоверность и полноту указанных в справке сведений он не подтвердил, справку никто не принял и графа о принятии справки о доходах пустует, а значит, декларации о доходах и расходах за 2018 год ФИО3, замещающего должность главы муниципального образования «<адрес>», недействительны и не носят официального характера. ибо они составлены сотрудникомадминистрации МО «<адрес>»,ФИО3 их не видел и не подписывал,

- в справке о своих доходах и расходах как за 2018 год, так и за 2019-2020годы действительно есть опечатка в подразделе 3.1 раздела 3 (недвижимое имущество), где указано жилое помещение площадью 36,0 кв.м. вместо 44 кв.м., расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, кп Домбай, мкр Пихтовый, <адрес>, правоустанавливающие документы на указанную квартиру утеряны и ФИО3 считал общей площадью <адрес> кв.м.,

- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ других объектов недвижимости, зарегистрированных на праве собственности ФИО3 не имеется, что подтверждается прилагаемой выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а значит, приложенная к административному исковому заявлению выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в собственности ФИО3 в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражено иное недвижимое имущество, не соответствует действительности,

- в справках о доходах супруги ФИО4 за 2019-2020 годы, в подразделе 3.1 раздела 3 Справки о доходах указаны нежилые здания с кадастровыми номерами и , расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, 1 - площадью 326,7 кв.м, дата государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , 2 - площадью 199 кв.м, дата государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , а не земельные участки, как утверждает истец, а отсутствие или наличие сведений указанного недвижимого имущества в справке о доходах ФИО4 за 2018 год ФИО3 не может подтвердить, поскольку собственноручно справки за отчетный период 2018 года не подписывал и не знает кто составлял эти справки,

- жилое помещения в <адрес> Республики Дагестан не является частной собственностью ни ФИО3, ни его супруги, подтверждением чему служат выписки из ЕГРН, прилагаемые самим истцом, сама же регистрация в жилом доме не свидетельствует об обратном, дом находился на праве пользования наравне с собственником, в связи с чем жилое помещение по месту регистрации не указано в справках о доходах за 2019-2020годы,

- сведения о счетах в банках в справках за 2018 год ответчик не подтверждает по причине отсутствия его подписи, утверждения истца о наличии многочисленных счетов в Банках и иных кредитных организациях основаны на информации из прилагаемых документов, представленных налоговым органом, но официального ответа на запрос от ПАО «ФИО33», АО «ФИО32» отсутствует в материалах дела,

- ФИО4 в справке за 2018 год не могла быть указана как руководитель МБДОУ ОВ «ФИО23», поскольку место службы (работы) и замещаемая (занимаемая) должность указываются в соответствии с приказом о назначении и служебным контрактом (трудовым договором) на отчетную дату - на 31 декабря отчетного года,

- одним из учредителей ООО «ФИО25», ООО «ФИО27» и ООО «ФИО28» ФИО4 действительно была, однако в сентябре 2018 года прекратили свою деятельность юридического лица ООО «ФИО29» и ООО «ФИО30», а в июне того же года ФИО4 продала свои акции ООО «ФИО26» путем заключения договора купли-продажи с ФИО31,

- как только ответчику стало известно о наличии обстоятельств конфликта интересов, согласно статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции» были приняты соответствующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов путем оформления переводасупруги на другую должность по приказу -к по Управлению образования МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ,

- в представленных справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3 и его супруги за 2019-2020 годы имеют место быть неточности, ошибки и описки, допущенные при заполнении, которые в целом не искажают достоверность представленных сведений, то есть не носят характер заведомого (умышленного) сокрытия сведений, и ФИО3 сознательно не искажал сведения в справках, а значит, наличие смягчающих обстоятельств, в том числе совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые;безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки, а также малозначительность деяния, должны послужить, по мнению ответчика, основанием ограничиться суду принятием решенияоб объявлении устного замечания.

С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан ФИО3 в связи с утратой доверия в полном объеме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что принятым в последующем решением по данному иску могут быть затронуты интересы муниципального образования «<адрес>», учитывая полномочия и статус ответчика, являющегося главой муниципального образования, имеющего право принимать решения, действие которых может быть распространено в отношении неопределенного круга лиц, суд счел необходимым привлечь в качестве государственного органа, дающего заключение по делу, прокурора района.

В судебное заседание представитель истца явился, требования иска поддержал в полном объеме, по существу повторяя доводы искового заявления.

Ответчик ФИО3 и его представитель - адвокат ФИО12 в судебное заседание также явились, требования истца полагали подлежащими отклонению, подробно развивая представленные письменные возражения.

Привлеченный в дело прокурор не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не поступило.

Изучив доводы административного иска, проверив представленные материалы, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.

В силу ч.7.1 ст.40 указанного закона глава должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия указанного лица прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в частности, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Часть 4 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).

В силу п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Согласно ч.7.3 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч.7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

При этом ч.11 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения либо обращение компетентного лица в суд с соответствующим иском.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что юридически значимыми и подлежащими установлению в ходе рассмотрения настоящего дела являются следующие обстоятельства: наличие полномочий лица, о прекращении которых обращается компетентное лицо; соблюдение порядка проведения проверки в отношении лица, установленного законом; установление в суде факта несоблюдения лицом ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, в том числе установленных Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; значительность выявленных проступков, влекущих увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия.

О полномочиях.

В соответствии с положениями ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно ч.1 ст.8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальных выборах в <адрес>», срок полномочий представительного органа муниципального образования, а также срок, на который избирается глава муниципального образования, устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять менее двух лет и более пяти лет. Срок полномочий депутатов представительного органа муниципального образования соответствует сроку полномочий представительного органа муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования срок полномочий депутата, избранного вместо выбывшего депутата, заканчивается вместе с окончанием срока полномочий действующего представительного органа муниципального образования.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции, изложенной, в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав частями 2 и 6 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если же в уставе муниципального образования срок полномочий главы местной администрации муниципального образования не определен, закон предписывает заключить такой контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва); в случае, когда до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет, контракт заключается на срок не менее чем на два года (абзац второй части 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как следует из представленных ответчиком в суд документов, решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

«Избрать Главой муниципального района МО «<адрес>» на конкурсной основе ФИО3, сроком на 5 лет».

Частью 3 ст.28 Устава МО «<адрес>» предусмотрено, что полномочия Главы муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы муниципального района.

Согласно ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При этом, частями 1 и 2 ст.43 названного закона предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Таким образом, невзирая на тот факт, что Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, этот Устав не должен противоречить, в том числе законам субъекта РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Главой муниципального района МО «<адрес>» на конкурсной основе ФИО3, сроком на 5 лет, а также положениями ч.1 ст.8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальных выборах в <адрес>», следовало бы исходить из того, что полномочия Главы муниципального образования истекли ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из распоряжения Главы муниципального образования ФИО3-р от ДД.ММ.ГГГГ, представленного ответчиком, в указанный день он ушел в отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, решением собрания депутатов постановлено:

«Избрать председателем Собрания депутатов МР «<адрес>» восьмого созыва ФИО3 на срок полномочий Собрания депутатов МР «<адрес>» на постоянной основе».

ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, избранным ДД.ММ.ГГГГ председателем Собрания депутатов, подписано распоряжение -р о назначении временно, до ДД.ММ.ГГГГ, исполняющим обязанности Главы МО «<адрес>» заместителя Главы администрации МО «<адрес>» ФИО6. Данное распоряжение подписано ФИО3 как главой района.

Отсюда следует, что вопреки требованиям положений ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не допускающей совмещение полномочий главы муниципального образования и председателя Собрания депутатов (в данном конкретном случае), ФИО3, руководствуясь лишь положениями ст.28 Устава, принимались решения от имени главы муниципального образования будучи избранным за месяц до принятия данных решений председателем Собрания депутатов, что уже нельзя признать соответствующим названным положениям закона и, даже, здравому смыслу.

Поскольку законность означенных принятых решений предметом иска и судебного разбирательства по данному делу не являются, ответчик же ФИО3, ссылаясь на положения Устава исходит из наличия в настоящее время полномочий главы района, хотя и не исполняет их, принятые решения никем до настоящего времени не отменены и незаконными не признаны, суд, не вторгаясь в вопросы законности названных решений, не давая правовую оценку этим решениям, также исходит из необходимости рассмотреть данное исковое заявление в пределах заявленных требований, считая наличие у ответчика оспариваемых истцом по другим основаниям полномочий.

О соблюдении порядка проведения проверки в отношении лица, установленного законом.

В силу п.7.2 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в <адрес>, должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту (далее соответственно - претенденты, муниципальная должность, должность главы администрации по контракту), и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения) и осуществления проверки достоверности и полноты указанных сведений урегулирован Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в <адрес>, должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и осуществления проверки достоверности и полноты указанных сведений» (принят Народным Собранием Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст.5 названного закона, проверка достоверности и полноты сведений, а также достоверности уведомления лица, указанного в абзаце втором части 1.1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется по решению Главы Республики Дагестан уполномоченным органом Республики Дагестан.

Проверка достоверности и полноты сведений осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен Главой Республики Дагестан до 90 дней на основании мотивированного ходатайства руководителя уполномоченного органа Республики Дагестан.

Основанием для осуществления проверки, предусмотренной статьей 5 настоящего Закона, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.

Механизм проведения проверки урегулирован ст.7 данного закона, который предусматривает, что уполномоченный орган Республики Дагестан осуществляет проверку достоверности и полноты сведений: 1) самостоятельно; 2) путем внесения в порядке, установленном настоящим Законом, предложений о направлении запроса в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по <адрес>, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», кредитные организации, налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

При осуществлении проверки руководитель уполномоченного органа Республики Дагестан или уполномоченное им должностное лицо вправе:

1) проверять соблюдение лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, других обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

2) проводить беседу с претендентом или лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы администрации по контракту;

3) изучать и анализировать представленные претендентом или лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, сведения и дополнительные материалы, которые приобщаются к материалам проверки;

4) получать пояснения по представленным сведениям;

5) направлять в установленном порядке запросы (кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним) в органы Прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по <адрес>, государственные органы Республики Дагестан, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее соответственно - государственные органы, органы местного самоуправления и организации) об имеющихся у них сведениях и о достоверности и полноте этих сведений. Запросы, касающиеся оперативно-разыскной деятельности или ее результатов, направляются Главой Республики Дагестан. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также направляются Главой Республики Дагестан либо специально уполномоченным им должностным лицом;

6) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия.

Согласно положениям ст.ст.10, 11 Закона, руководитель уполномоченного органа Республики Дагестан представляет Главе Республики Дагестан доклад о результатах проведенной проверки.

Глава Республики Дагестан, рассмотрев доклад о результатах проверки и соответствующий вывод, указанные в части 1 статьи 10 настоящего Закона, принимает одно из следующих решений: по результатам проверки достоверности и полноты сведений, представленных лицом, замещающим муниципальную должность или должность главы администрации по контракту, при выявлении фактов несоблюдения указанным лицом ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего соответствующую должность, в суд.

Как следует из представленных истцом данных, ДД.ММ.ГГГГ руководитель администрации Главы и Правительства Республики Дагестан обратился к Главе Республики Дагестан ФИО2 с письмом о необходимости проведения проверки с целью проверки обращения, поступившего из УФСБ по <адрес> о возможном наличии в действиях главы муниципального образования «<адрес>» ФИО3 признаков нарушений законодательства о противодействии коррупции, в тот же день Главой республики поручено провести проверку в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального образования направлено уведомление о начале проверки.

В ходе проверки уполномоченным лицом истребованы сведения из различных учреждений и организаций, а также письменные объяснения самого проверяемого лица.

О том, что такие пояснения им давались, в судебном заседании подтвердил и сам ответчик ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения проверки подготовлена справка.

Таким образом, оснований полагать о нарушении уполномоченным лицом порядка проведения проверки, вопреки утверждениям ответчика в письменных возражениях, не имеется.

Ссылки же представителя ответчика о необходимости согласования такой проверки с прокурором, вообще ничем не мотивированы, приведенные законоположения таких требований не содержат.

Следовательно, представленные истцом данные свидетельствуют о полном соблюдении в ходе проведения проверки в отношении ответчика требований Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ.

Об установлении в суде факта несоблюдения лицом ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, в том числе установленных Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как указывалось выше, Порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в <адрес>, должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей урегулирован Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в <адрес>, должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и осуществления проверки достоверности и полноты указанных сведений» (принят Народным Собранием Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ).

В силу положений ст.ст.2-3 Закона, сведения представляются Главе Республики Дагестан по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в порядке, установленном настоящим Законом:

1) претендентами - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность);

2) лицами, замещающими муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Заполнение формы справки осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Главы Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сведения представляются на бумажном и электронном (на флэш-карте) носителях:

1) претендентом - в уполномоченный орган Республики Дагестан по профилактике коррупционных и иных правонарушений,

2) лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, - в кадровую службу администрации муниципального района, городского округа, которая представляет эти сведения не позднее 30 мая года, следующего за отчетным, в уполномоченный орган Республики Дагестан.

Лица, замещающие муниципальные должности, должности главы администрации по контракту, представляют:

1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря);

2) сведения о доходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря);

В случае невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лица, замещающие муниципальные должности, должности главы администрации по контракту, в сроки, установленные для представления сведений, обязаны обратиться в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в <адрес> с соответствующим заявлением, которое подлежит рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения аналогичных заявлений лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, должности главы администрации по контракту, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

В случае непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений лица, замещающие муниципальные должности, должности главы администрации по контракту, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если претендент или лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, обнаружили, что в представленных ими сведениях не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Законом.

Претендент вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления указанных сведений.

Лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания установленного настоящим Законом срока их представления.

Как установлено в ходе проведенной проверки, главой муниципального образования ФИО3,

- в подразделе 3.1 раздела 3 Справок о доходах за 2018-2020 годы указана квартира, расположенная в Карачаево-Черкесской Республике, площадь которой составляет 36,0 кв. м, однако, в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры, расположенной в Карачаево-Черкесской Республике, составляет 44,2 кв. м.,

- согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО3 находится следующее недвижимое имущество, не отраженное им в своих Справках о доходах за 2018-2020 годы:

а) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 665 +/- 9 кв. м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

б) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 400 кв. м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

в) здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 52,5 кв.м., дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации 05-,

г) здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 57,8 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

д) земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ;

е) здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 193,7 кв.м, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ;

- в подразделе 3.1 раздела 3 Справки о доходах за 2018 год у своей супруги ФИО4ФИО3 не указал:

а) земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 326,7 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

б) земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 199 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ;

- в подразделе 3.1 раздела 3 Справки о доходах ФИО4 (супруги) за 2019 год ФИО3 указан жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (120,0 кв. м) и в Справке о доходах ФИО4 (супруги) за 2018 год указаны два земельных участка 4500 кв. м и 5000 кв. м, которые расположены в <адрес>, на которые не зарегистрировано право собственности согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ;

- в справках за 2019 и 2020 годы в разделе 3 или разделе 6 Справок о доходах своей супруги не указаны сведения о жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором они зарегистрированы, в том числе о нахождении данного имущества в пользовании;

- в справках за 2019 и 2020 годы не указаны сведения о лице, предоставившем недвижимое имущество ФИО3 и его супруге, расположенное по адресу: <адрес> (210,0 кв. м),

- в подразделе 3.2 раздела 3 Справки ФИО3 отражен автомобиль марки ТОЙОТА ЛЕКСУС LX570, 2019 года выпуска, зарегистрированный в МРЭО <адрес>, приобретенный ДД.ММ.ГГГГ, данный автомобиль приобретен в кредит, однако в разделе 6 Справки не отражены обязательства финансового характера по данному кредиту, также в разделе 2 Справки не отражены расходы по приобретению транспортного средства ТОЙОТА ЛЕКСУС LX570, 2019 года выпуска, стоимость которого превышает общий доход ФИО3 и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду,

- в разделе 4 Справок ФИО3 указано за 2018 год наличие 3 счетов в банках и иных кредитных организациях у него и членов его семьи, однако, по полученным сведениям из ПАО «ФИО34» от ДД.ММ.ГГГГ и УФНС РФ по РД от ДД.ММ.ГГГГ, у них имелось 7 действующих банковских счетов; за 2019 год указано 3 банковских счета вместо 9 действующих счетов, в 2020 году указано 3 счета вместо 9 действующих счетов,

- не отражены сведения о доходе от вкладов в банках и иных кредитных организациях в разделе 1 Справки супруги за 2018 год в размере 8 724,70 рублей,

- не отражено в Справке за 2018 год, что супруга ответчика - ФИО4 являлась учредителем ООО «ФИО35», руководителем МБДОУ ОВ «ФИО38», учредителем ООО «ФИО39», а также учредителем ООО «ФИО37», не указав ее доходы от этой деятельности,

- с мая 2017 по апрель 2018 года супруга ФИО3 была руководителем МБДОУ ОВ «ФИО40», учредителем которого является администрация муниципального района «<адрес>», ФИО3 в указанный период не представил в установленном порядке уведомление о возможном конфликте интересов.

В ходе проверки, по результатам представленных уполномоченному органу сведений, ФИО3 дал письменные пояснения относительно выявленного имущества, не отраженного в Справках, а также относительно непредставления сведений в отношении своего сына.

ФИО3 пояснил, что ФИО7 действительно является его сыном, однако отцовство в отношении его в предусмотренном законом порядке не установлено, сын проживает со своей матерью, отношения с ними хорошие. Недвижимого имущества сыну не приобретал, помогает сыну и его матери по мере возможности. На вопрос знал ли ответчик о необходимости представления сведений на сына ФИО3 пояснил, что его декларацию, по его просьбе, заполнял его помощник ФИО13, и он подписал доверенность ему, он не обратил на это внимание. Относительно выявленного имущества пояснил, что никакого иного имущества, за исключением квартиры в Карачаево-Черкесской республике, не имеет. Что касается отраженного имущества супруги в Справках - он не в курсе, поскольку все данные заносились его помощником, а сам он лишь подписал справку.

В судебном заседании ответчик ФИО3 подтвердил названные обстоятельства в полном объеме, лишь уточняя тем, что справку за 2018 год он не представлял и не подписывал.

В рамках подготовки дела к судебному разбирательству, судом направлены запросы в ФКП Управления Росреестра по <адрес>, а также органы ЗАГС.

Суду представлены ответы следующего содержания:

- из ФКП Управления Росреестра по <адрес>, что

а) ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежала квартира, расположенная в Карачаево-Черкесской республике, <адрес><адрес>, площадью 44,2 кв.м., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, прекращено ДД.ММ.ГГГГ,

б) ФИО4 (супруге ФИО3) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежали нежилые здания, с кадастровыми номерами , и , расположенные в <адрес>, площадью 199 кв.м. и 326,7 кв.м. соответственно, право собственности зарегистрировано на оба объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, прекращено на первый объект ДД.ММ.ГГГГ, данные о прекращении права на второй объект выписка не содержит.

В судебном заседании ответчик ФИО3 утверждал, что справки о доходах за 2018 год не подписывал, а значит, отраженные в них сведения не соответствуют действительности, данные справки, по его мнению, являются чьим-то политическим заказом.

В письменных же возражениях представителя ответчика, утверждая о неподписании данных справок, напротив, указывается, что они заполнены помощником главы ФИО13, тем самым по существу, подтверждая факт их заполнения.

Представленные истцом справки о доходах за 2018 год действительно не содержат подписи лица, его подавшего.

В целях установления обстоятельств появления таких справок в суде допрошен свидетель ФИО14 - начальник отдела Управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, из пояснений которого следует, что данные справки распечатаны Управлением до проведения проверки в отношении главы муниципального образования из информационной базы Управления, ввиду необнаружения письменных вариантов справок.

Как указывалось выше, в силу положений Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в <адрес>, должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и осуществления проверки достоверности и полноты указанных сведений», сведения представляются на бумажном и электронном (на флэш-карте) носителях:

1) претендентом - в уполномоченный орган Республики Дагестан по профилактике коррупционных и иных правонарушений

2) лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, - в кадровую службу администрации муниципального района, городского округа, которая представляет эти сведения не позднее 30 мая года, следующего за отчетным, в уполномоченный орган Республики Дагестан.

При этом, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, должности главы администрации по контракту, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Внимательное изучения времени распечатки представленных истцом справок ФИО3 и его супруги за 2018 год позволяет придти к выводу о верности и правдивости показаний свидетеля, поскольку справки за 2018 год, действительно распечатаны ДД.ММ.ГГГГ. Письменные же справки, подписанные ответчиком, в соответствии с законом, могли быть распечатаны не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а значит изложенное дает основание считать такие справки действительно представленными ответчиком в Управление, тем более, что сами письменные справки, подписанные ответчиком, ФИО3 суду не представлены, сославшись на их отсутствие у него.

Более того, как указывалось выше, ответчик в своих письменных возражениях по существу подтверждает заполнение названных справок своим помощником, вместе с тем не подтверждая достоверность изложенных в них сведений ввиду отсутствия подписи.

Суд исходит из того, что исходя из положений ст.62 КАС РФ ответчиком в подтверждение таких утверждений какие-либо доказательства не приведены, поскольку им никак не опровергнуты утверждения свидетеля о распечатке данных справок с информационной базы Управления, а значит, по убеждению суда, были представлены ответчиком на электронном носителе.

Вдобавок, сведения о доходах, имуществе ответчика и его супруги за 2018 год, отраженные в данных справках, представленных истцом, не подтвержденные ответчиком, в полной мере соответствуют таким же сведениям, размещенным на официальном сайте администрации МО «<адрес>», имеющиеся в свободном доступе и сегодня.

Изложенное не оставляет никаких сомнений не считать приложенные истцом к иску справки о доходах своих и своей супруги за 2018 год представленными ответчиком, либо его помощником в Управление, в том числе и в электронном виде.

В то же время, представленные ответчиком в Управление сведения за указанный период, исходя из полученных ответов из ФКП Рореестра по <адрес>, не отвечают требованиям достоверности, поскольку в них ФИО3 в подразделе 3.1 раздела 3 Справок о доходах за 2018-2020 годы указана квартира, расположенная в Карачаево-Черкесской Республике, площадь которой составляет 36,0 кв. м, однако, в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры, расположенной в Карачаево-Черкесской Республике, составляет 44,2 кв. м., а в Справке о доходах ФИО4 (супруги) за 2018 год указаны два земельных участка 4500 кв. м и 5000 кв. м, которые расположены в <адрес>, на которые не зарегистрировано право собственности согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также истребованным судом сведениям.

Следовательно, ответчиком также не указаны в данных справках сведения об имуществе своей супруги за указанный период (2018 год), а именно,

а) земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 326,7 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

б) земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 199 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации

Относительно же другого имущества, якобы принадлежащем ответчику, согласно истребованным судом сведениям, в том числе

а) земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 665 +/- 9 кв. м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

б) земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 400 кв. м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации

в) здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 52,5 кв.м., дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

г) здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 57,8 кв.м, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ,

д) земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 400 кв. м, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ;

е) здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 193,7 кв.м, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации ;

сведения регистрирующим органом не подтверждены.

Наличие такого имущества отрицал и в ходе проверки и в суде ответчик ФИО3, сославшись на то, что регистрирующим органом ошибочно внесены его паспортные данные при регистрации имущества на другое лицо - некоего гражданина по фамилии ФИО1, являющийся выходцем из села <адрес> и жителем <адрес>.

Поскольку представленные по запросу суда сведения не говорят об обратном, суд также не может считать установленным наличие названного имущества у ответчика.

Из органа ЗАГС судом получен ответ о том, что в отношении гражданина ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено отцовство - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Основанием для регистрации установления отцовства послужило совместное заявление родителей, не состоящих в браке на момент рождения, от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, отцовство в отношении своего сына ответчиком ФИО3 установлено еще 17 лет тому назад, сразу после рождения ребенка, о чем ответчик, вопреки его возражениям в суде, не знать не мог, тем более что, согласно его пояснениям в ходе проверки, отношения с сыном и ее матерью поддерживает хорошие.

Следовательно, утверждения о необходимости доказывания подачи им заявления в орган ЗАГС 17 лет тому назад, не выдерживают правовой критики.

Соответственно, ФИО3 должен был, в соответствии с названными выше законоположениями, представлять сведения о доходах, обязательствах имущественного характера и на своего несовершеннолетнего сына, в том числе и в период с 2018 по 2020 годы, чего он не делал.

Факт не представления таких сведений по форме Справки, подтвержден им и в суде, сославшись лишь на отсутствие обязанности в силу изложенных выше им суждений представления таких справок.

Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год) утверждены Письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичными Письмами Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)», а также «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год)».

Подробное приведение порядка заполнения Справок, изложенный в указанных рекомендациях, в настоящем решении не представляется необходимым.

Вместе с тем, в нарушение названного в указанных рекомендациях порядка, как обоснованно, указывается истцом, при представлении сведений о доходах своих и своей супруги, а также имуществе, и обязательствах имущественного характера за 2018-2020 годы

- для каждого объекта недвижимого имущества не указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и/или регистрационный номер и дата записи в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а также не указаны наименование и реквизиты документа, являющегося основанием для приобретения права собственности на недвижимое имущество (договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда и др.). Ссылки на указанное с Справках «накопления за предыдущие годы», не соответствует указанным рекомендациям,

- не отражено недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего (работника), его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, а также основание пользования (договор аренды, фактическое предоставление и другие), находящееся в <адрес> Республики Дагестан, в котором прописан (зарегистрирован) ответчик вплоть до октября 2021 года, и которое, исходя из его письменных возражений, находилось в его пользовании наряду с собственником,

- не указано имеющееся на отчетную дату (на ДД.ММ.ГГГГ) срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 000 руб., кредитором или должником по которому является служащий (работник), его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок, поскольку ответчик утверждает, что автомобиль Лексус LX 570, 2019 года выпуска, куплен им в кредит путем внесения первоначального взноса, однако такой кредитный договор им суду не представлен, сославшись на отчуждение данного автомобиля в сентябре 2021 года с погашением кредита. Соответственно, поскольку таких документов им суду не представлено, также остался открытым вопрос об источнике приобретения такого автомобиля, с учетом того, что согласным открытым данным в сети «Интернет», стоимость такого автомобиля в 2019 году, в зависимости от комплектации, варьировалась в районе 5 000 000 - 7 000 000 рублей, что существенно превышает доход ответчика, отраженный в справках за три года представленных сведений,

- не указаны сведения о лице, предоставившего объект недвижимого имущества ФИО3 и его супруге, расположенное по адресу: <адрес> (210,0 кв. м),

- в разделе 4 Справок ФИО3 указывает за 2018 год наличие 3 счетов в банках и иных кредитных организациях у него и членов его семьи, однако, по полученным сведениям из ПАО «ФИО41» от ДД.ММ.ГГГГ и УФНС РФ по РД от ДД.ММ.ГГГГ, у них имелось 7 действующих банковских счетов; за 2019 год указано 3 банковских счета вместо 9 действующих счетов, в 2020 году указано 3 счета вместо 9 действующих счетов, что является недостоверными сведениями,

- не отражены сведения о доходе от вкладов в банках и иных кредитных организациях в разделе 1 Справки супруги за 2018 год в размере 8 724,70 рублей,

- не отражено в Справке за 2018 год, что супруга ответчика ФИО4 являлась учредителем ООО «ФИО45», руководителем МБДОУ ОВ «ФИО42» либо мным работником в данной организации, учредителем ООО «ФИО44», а также учредителем ООО «ФИО43», не указав ее доходы от этой деятельности, чем представил неполные сведения о доходах,

- не указано, что с мая 2017 по апрель 2018 года супруга ФИО3 была руководителем МБДОУ ОВ «ФИО46», учредителем которого является администрация муниципального района «<адрес>». ФИО3 в указанный период не представил в установленном порядке уведомление о возможном конфликте интересов.

Названные выше обстоятельства подтверждены ответами на запросы истца в УФНС по <адрес>, МВД по <адрес>.

О значительности выявленных проступков, влекущих увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия.

Согласно Письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ/П-1526 О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»), ситуациями, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия, следует расценивать,

- не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам, в данном случае на сына ответчика,

- сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода. При этом сокрытие факта приобретения имущества осуществлялось, например, путем:

а) неуказания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки и одновременного неуказания сведений о приобретенном имуществе в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки; в данном случае сведения о расходах и обязательствах по приобретению дорогостоящего автомобиля за отчетный 2019 год, а также двух нежилых зданий супруги ответчика в <адрес> за отчетный 2018 год,

б) неуказания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки, при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки, в данном случае о домовладении в <адрес>, площадью 120 кв.м., отраженном в справке супруги ответчика за отчетный 2019 год, источник данных средств, основание приобретения, документы о регистрации,

- представление недостоверных сведений, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе:

а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.), в данном случае нахождение супруги ответчика на должностях в организации, учредителем которых являлась администрация района, администрацию которой он возглавлял,

- представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов, например:

а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности, в данном случае в качестве учредителя супруги ответчика от различных коммерческих организаций, в том числе от продажи акций ООО «ФИО48» путем заключения договора купли-продажи с ФИО49, на что ссылается ответчик в письменных возражениях.

По существу, относительно выявленных нарушений в ходе заполнения справок, ответчик, давая пояснения по данным фактам, ссылается на невнимательность при заполнении справок своим помощником, которые, по его мнению, не могут влечь прекращение его полномочий как главы муниципального образования.

Суд не может согласиться с таким объяснением ответчика, поскольку являясь лицом, замещающим муниципальную должность, высшим должностным лицом муниципального образования, ФИО3 обязан был представить достоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2018 и 2020 годы, а также представить аналогичные сведения на своего сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Следовательно, суд исходит из того, что в судебном заседании установлен факт представления ФИО3 заведомо неполных и недостоверных сведений о принадлежащем ему и ее супруге доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отсутствие оснований для признания данного искажения несущественным, несоблюдение ФИО3 требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, исходя из того, что им допущено руководство супругой образовательным учреждением района, собственником которого является возглавляемая им администрация района.

Доводы административного ответчика о том, что обращение в суд минуя представительный орган муниципального образования, неправомерно, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Кроме того, обращение в такой представительный орган с заявлением о прекращении полномочий ответчика как главы района, председателем которого сейчас он является, вообще лишено здравого смысла.

Поскольку факт представления ФИО3 справок о своих и своей супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018-2020 годы, содержащих заведомо недостоверные и неполные сведения, непредставление таких сведений на своего несовершеннолетнего сына вообще, а также факт непринятия мер к урегулированию конфликта интересов и несообщение о таком конфликте нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о наличии у Главы Республики Дагестан правовых оснований для обращения в суд с соответствующим иском о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия.

Суд исходит из того, что ни один из доводов иска ответчиком в суде не опровергнут, за исключением данных об имуществе самого ответчика, часть из которых действительно ошибочно была отражена в соответствующих ответах регистрирующего органа.

Ответчик не был лишен возможности самостоятельного получения своих сведений и представления их в материалы дела, однако соответствующим правом в суде первой инстанции не воспользовался, невозможность самостоятельного получения других сведений, которые бы опровергали доводы иска, ответчик не подтвердил.

В силу ч.1 ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Отклоняется судом как не основанный на законе и довод административного ответчика о возможности применения к главе муниципального образования иной меры ответственности.

Действительно, непредставление главой муниципального образования сведений, предусмотренных федеральным законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу ч.7.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого главы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В свою очередь, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 228-ФЗ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, статья 40 Федерального закона дополнена ч.7.3.1, в соответствии с которой к лицу, обязанному представлять соответствующие сведения и представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Из приведенных норм закона следует, что основанием для возможного применения мер ответственности, не связанных с досрочным прекращением полномочий указанных должностных лиц, является признание искажения представленных ими сведений несущественным.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что представление ФИО3 заведомо неполных и недостоверных сведений о своих и своей супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носило значительный объем и характер, учитывая, что на своего несовершеннолетнего сына такие сведения за три года он вообще не представлял, изложенное свидетельствует о существенном искажении данных сведений, а также о наличии конфликта интересов, для урегулирования которого ФИО3 каких-либо мер принято не было, о наличии конфликта представительный орган местного самоуправления в известность не поставлен.

С учетом изложенного, требования истца подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Главы Республики Дагестан ФИО2 к главе муниципального образования «<адрес>» ФИО3 о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «<адрес>» в связи с утратой доверия, удовлетворить.

Прекратить полномочия главы муниципального образования «<адрес>» ФИО3 в связи с утратой доверия Главы Республики Дагестан.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кайтагский районный суд.

Судья Алиханов Р.А.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.