ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-83(2 от 18.02.2020 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-83(2)\2020 г.

УИД 64RS0034-02-2020-000061-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 г. с. Воскресенское

Саратовский районный суд (2) Саратовской области в составе председательствующего судьи Мидошиной Т.Е.,

При секретаре Тюкалиной Е.А.

представителя административного истца – помощника прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Воскресенского района Саратовской области к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании частично недействующим нормативного правового акта

установил:

Прокурор Воскресенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании частично недействующим нормативного правового акта, мотивируя свои требования тем, что Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района № 39-н от 25 июня 2018 г. «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области» утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области» (далее Административный регламент).

Постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 39-н от 25 июня 2018 г. вступило в силу со дня его опубликования на официальном сайте Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области.

По данным портала pravo.minjust.ru постановление обнародовано (размещено на официальном сайте органа местного самоуправления) 25 июня 2018 г.

Изучением действующей редакции Административного регламента установлено, что он не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля определены ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ.

Вопреки требованиям ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ круг полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля, определенный п. 1, п. 2.2-2.4 Административного регламента значительно сужен по отношению к федеральному законодательству.

Во-первых, исключен контроль над соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; а также контроль над полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.

Во-вторых, не предусматривается, что при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органом внутреннего муниципального финансового контроля проводятся ревизии и обследования; объектам контроля направляются заключения, представления.

Как следствие в Административном регламенте отсутствуют основания и порядок проведения ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органа внутреннего муниципального финансового контроля.

Таким образом, постановление Администрации Воскресенского муниципального района № 39-н от 25 июня 2018 г. «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области», не только не соответствует федеральному законодательству, но и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в надлежащем соблюдении требований законодательства при осуществлении закупок, не позволяет надлежащим образом осуществлять контрольные мероприятия в этой сфере и соответственно давать должную оценку действиям (бездействию) муниципальных заказчиков, в том числе по привлечению к установленной законом ответственности, порождает ситуацию безнаказанности заказчиков при совершении ими неправомерных действий; не обеспечивает установление законности составления и исполнения местного бюджета в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.

На допущенные нарушения было указано в протесте от 21 июня 2019 г. за № 125-26-2019 г. Однако по настоящее время необходимые изменения не внесены.

Принимая во внимание, что оспариваемое постановление администрации Воскресенского муниципального района № 39-н от 25 июня 2018 г. «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области» администрации Воскресенского муниципального района издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем имеются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, и он направлен на урегулирование общественных отношений, то соответственно это постановление обладает существенными признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга.

На основании ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, в случае если он полагает, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Просит признать с даты вступления решения суда в законную силу недействующими п. 1, п. 2.2-2.4 Административного регламента исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области», утвержденного постановлением Администрации Воскресенского муниципального района № 39-н от 25 июня 2018 г. в части исключения из круга полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля:

- осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; а также контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;

- возможность проведения ревизий и обследований, а также направления объектам контроля заключений, представлений.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилина Е.В., заявленные требования поддержала, дав объяснения, аналогичные сведениям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – представитель Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрение дело в отсутствие представителя, против удовлетворении требований к Администрации не возражают.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля определены ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района № 39-н от 25 июня 2018 г. «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области» утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области» (далее Административный регламент).

Постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 39-н от 25 июня 2018 г. вступило в силу со дня его опубликования на официальном сайте Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области.

По данным портала pravo.minjust.ru постановление обнародовано (размещено на официальном сайте органа местного самоуправления) 25 июня 2018 г.

Вопреки требованиям ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ круг полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля, определенный п. 1, п. 2.2-2.4 Административного регламента значительно сужен по отношению к федеральному законодательству.

Так, исключен контроль над соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; а также контроль над полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.

Кроме того, не предусматривается, что при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органом внутреннего муниципального финансового контроля проводятся ревизии и обследования; объектам контроля направляются заключения, представления.

Как следствие в Административном регламенте отсутствуют основания и порядок проведения ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органа внутреннего муниципального финансового контроля.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации Воскресенского муниципального района № 39-н от 25 июня 2018 г. «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области», не только не соответствует федеральному законодательству, но и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в надлежащем соблюдении требований законодательства при осуществлении закупок, не позволяет надлежащим образом осуществлять контрольные мероприятия в этой сфере и соответственно давать должную оценку действиям (бездействию) муниципальных заказчиков, в том числе по привлечению к установленной законом ответственности, порождает ситуацию безнаказанности заказчиков при совершении ими неправомерных действий; не обеспечивает установление законности составления и исполнения местного бюджета в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом изложенного, установленных в судебном заседании перечисленных выше обстоятельств, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, а Административный регламент в оспариваемой части следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Прокурора Воскресенского района Саратовской области к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании частично недействующим нормативного правового акта – удовлетворить.

Признать с даты вступления решения суда в законную силу недействующими п. 1, п. 2.2-2.4 Административного регламента исполнения муниципальной функции контрольного органа «Осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Воскресенского муниципального района Саратовской области», утвержденного постановлением Администрации Воскресенского муниципального района № 39-н от 25 июня 2018 г. в части исключения из круга полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля:

- осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; а также контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;

- возможность проведения ревизий и обследований, а также направления объектам контроля заключений, представлений.

Опубликовать в газете «Наша жизнь» сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Е. Мидошина