Дело № 2а-830/2019
УИД 42RS0040-01-2019-001048-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 23 августа 2019 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего: Анучкиной К.А.,
при секретаре Лугма О.В.,
рассмотрев дело по административному иску МИФНС России №12 по Кемеровской области по г. Кемерово к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №12 по Кемеровской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени. Требования мотивировала тем, что ст.57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Статьей 2 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 г. № 95-03 «О транспортном налоге» (с изменениями и дополнениями) установлены налоговые ставки транспортных средств, соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. В соответствии со ст. 357 НК РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога, т. к. согласно сведениям ГИБДД владеет (владел): ВОСХОД ДМЗ, 14 л\с, с 04.08.1992 года по настоящее время - 70 рублей ( за 2014 год) ; TOYOTA AVENSIS, 129 л\с, с 22.12.2012 года по 25.04.2014 года – 602 рубля (за 2014 год); LEXUS GS 300, 249 л\с, с 25.04.2014года по 02.02.2016 года -12699 рублей ( за 2014 год). Как следует из п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплата в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Т. е. сумма транспортного налога исчисляется следующим образом: (налоговая база * налоговая ставка) / 12 месяцев * количество месяцев, за которое производится расчет. Таким образом, сумма начисленного транспортного налога за 2014 г. составляет 13 301 руб. (ОКАТО 32607424). Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ ответчику почтой направлено налоговое уведомление № 27479 от 15.10.2015 г. с расчетом сумм налога за 2014 г. В настоящее время сумма задолженности составляет 8 939.50 руб. На основании части 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ, и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В соответствии с частью 1 статьи 388 НК РФ, ответчик плательщиком земельного налога. В силу части 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. На основании части 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В соответствии с частью 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно сведениям, представленным налоговому органу Управлением Федеральной службы кадастра и картографии РФ по Кемеровской области, ответчик является собственником следующего земельного участка: <адрес> кадастровый № с 23.04.2013 г. по настоящее время- 294 рубля (за 2014 год). Таким образом, сумма начисленного земельного налога за 2014 г. составляет 294 рублей. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ ответчику почтой направлено налоговое уведомление № 27479 от 15.10.2015 г. с расчетом сумм налога за 2014 г. В настоящее время сумма земельного налога за 2014 г. оплачена (но несвоевременно). Пунктом 1 ст. 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. На основании сведений, поступившими в Инспекцию от регистрирующих недвижимое имущество органов, о наличии в собственности имущества, в соответствии со ст. 406 НК РФ налогоплательщику исчислена следующая сумма налога на имущество физических лиц: <адрес> с 23.04.2013 г. по настоящее время, 37 рублей (за 2014 год). Таким образом, сумма начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 г. составляет 37 рублей. Согласно п.2 ст.52 НК РФ ответчику почтой направлено налоговое уведомление № 27479 от 15.10.2015 г. с расчетом сумм налога за 2014 г. Согласно п.1 ст.363 НК РФ (в редакциях) налогоплательщик должен уплатит: транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц за 2014 г. к позднее 01.10.2015 г., однако данные налоги ответчик не уплатил (земельный нале оплачен не в установленный законом срок). В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения ответчиков обязанности по уплате налогов исчислена пеня: по пени по транспортному налогу за 2014 г. за период времени с 02.10.2015 и 27.10.2015 г.г. в размере 95.10 руб., по пени по земельному налогу за 2014 г. за период времени с 02.10.2015 по 18.11.2015 гг. в размере 3.88 руб., по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. за период времени с 02.10.2015 по 20.11.2015 гг. в размере 0.51 руб.. Во исполнение статей 69, 70 НК РФ ответчику направлены требования: № 27479 от 15.10.2015 г. об уплате налога и пени, в котором предложено погасит задолженность по транспортному и земельному налогам, по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. и пени по данным налогам в срок до 04.12.2015 г., № 2003 от 29.07.2018 г. об уплате налога и пени, в котором предложено погасить задолженность по пени по транспортному и земельному налогам, по налогу на имущества физических лиц за 2014 г. в срок до 18.09.2018 г.. Но ответчиком данные требования в добровольном порядке не исполнены в полном объеме. На основании п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Налоговым органом в отношении должника было подано заявление № 3247 от 12.11.2018 года о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности транспортному налогу за 2014 г. в размере 8 939.50 руб. и пени в размере 93.23 руб., пени по земельному налогу за 2014 г. в размере 3.78 руб., по налогу на имуществ физических лиц за 2014 г. в размере 37 руб. и пени в размере 0.50 руб. мировому суде судебного участка № 2 Кемеровского судебного района. 22.02.2019 года мировым судьей судебного участка № 2 Кемеровского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 г. в размере 8 939.50 руб. и пени в размере 93.23 руб., пени по земельному налогу за 2014 г. в размере 3.78 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2014 г в размере 37 руб. и пени в размере 0.50 руб., всего 9 074.01 руб. 12.03.2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 Кемеровского судебного района вынесено определение по делу № 2а-282-2/19 об отмене указанного выше судебного приказа, в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно его исполнения. На основании пунктов 1, 2 ст. 41 Бюджетного Кодекса РФ к доход бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. Просит взыскать с ФИО1, задолженность в общем размере 9 075.99 руб., в том числе: по транспортному налогу за 2014 г. в размере 8 939.50 руб. и пени по данному налогу за период времени с 02.10.2015 по 27.10.2015 гг. в размере 95.10 руб.; пени по земельному налогу за 2014 г. за период времени с 02.10.2015 по 18.11.2019 года в размере 3.88 руб.; налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 37 руб. и пени по данному налогу за период времени с 02.10.2015 по 20.11.2015 гг. в размере 0.51 рублей.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела установлено, что ФИО1 являлась владельцем трех транспортных средств : ВОСХОД ДМЗ, 14 л\с, с 04.08.1992 года по настоящее время; TOYOTA AVENSIS, 129 л\с, с 22.12.2012 года по 25.04.2014 года; LEXUS GS 300, 249 л\с, с 25.04.2014 года по 02.02.2016 года ( за 2014 год) (л.д.8-11).
Как следует из п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплата в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Т. е. сумма транспортного налога исчисляется следующим образом: (налоговая база * налоговая ставка) / 12 месяцев * количество месяцев, за которое производится расчет.
ФИО1 был начислен транспортный налог за 2014 г. в сумме 13 301 руб. (ОКАТО 32607424).
Согласно части 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ, и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 388 НК РФ, ответчик плательщиком земельного налога. В силу части 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании части 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В соответствии с частью 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
ФИО1 является собственником земельного участка по <адрес> кадастровый № с 23.04.2013 г. по настоящее время. Ему был начислен земельный налог за 2014 г. в сумме 294 рублей.
Кроме того, ФИО1 имел в собственности жилой дом по <адрес> с 23.04.2013 г. по настоящее время.
Пунктом 1 ст. 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
ФИО1 был начислен налог на имущество физических лиц за 2014 г. в сумме 37 рублей.
Согласно п.2 ст.52 НК РФ ответчику почтой направлено налоговое уведомление № 346689 от 26.03.2015 г. с расчетом сумм налога за 2014 г (л.д.12-13).
Согласно п.1 ст.363 НК РФ (в редакциях) налогоплательщик должен уплатит: транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц за 2014 г. к позднее 01.10.2015 г., однако данные налоги ответчик не уплатил (земельный нале оплачен не в установленный законом срок).
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения ответчиком обязанности по уплате налогов исчислена пеня: по пени по транспортному налогу за 2014 г. за период времени с 02.10.2015 и 27.10.2015 г.г. в размере 95.10 руб., по пени по земельному налогу за 2014 г. за период времени с 02.10.2015 по 18.11.2015 гг. в размере 3.88 руб., по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. за период времени с 02.10.2015 по 20.11.2015 гг. в размере 0.51 руб. (л.д.21-22).
Во исполнение статей 69, 70 НК РФ ответчику направлены требования: № 27479 от 15.10.2015 г. об уплате налога и пени, в котором предложено погасить задолженность по транспортному и земельному налогам, по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. и пени по данным налогам в срок до 04.12.2015 г. (л.д.14), и № 2003 от 29.07.2018 г. об уплате налога и пени, в котором предложено погасить задолженность по пени по транспортному и земельному налогам, по налогу на имущества физических лиц за 2014 г. в срок до 18.09.2018 г., однако доказательств направления данного требования ответчику – суду не представлено. Список отправлений (л.д.17) не позволяет идентифицировать получателя почтового отправления, в связи с чем его нельзя признать относимым доказательством по делу.
Ответчиком данные требования в добровольном порядке не исполнены в полном объеме.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговым органом в отношении должника было подано заявление № 3247 от 12.11.2018 года о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности транспортному налогу за 2014 г. в размере 8 939.50 руб. и пени в размере 93.23 руб., пени по земельному налогу за 2014 г. в размере 3.78 руб., по налогу на имуществ физических лиц за 2014 г. в размере 37 руб. и пени в размере 0.50 руб. мировому суде судебного участка № 2 Кемеровского судебного района. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Как следует из ходатайства истца о восстановлении срока на подачу искового заявления, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 транспортного налога, земельного налога, налога на имущество за 2014 год и пени было направлено мировому судье только 12.11.2018 года (л.д.6), то есть с пропуском срока на подачу иска, предусмотренного ст.48 НК РФ.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Исходя из того, что при вынесении судебного приказа мировой судья не входит в обсуждение вопроса о сроках обращения в суд с иском, кроме того административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока обращения к мировому судье о вынесении судебного приказа, таким образом, суд приходит к выводу о пропуске установленного законом срока для подачи настоящего административного искового заявления.
Таким образом, административным истцом был пропущен срок обращения в суд, установленный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Истцом заявлено о восстановлении срока на подачу иска по основаниям отсутствия достаточного кадрового состава, однако суд не может расценить данное обстоятельство как уважительную причину для пропуска срока подачи иска юридическим лицом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что пропуск срока для обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
В силу изложенного, административному истцу в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
МИФНС России №12 по Кемеровской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени за 2014 год, отказать.
Копию решения направить лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 27.08.2019 года.
Судья: