ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-830/2018 от 03.05.2018 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)

именем Российской Федерации

03 мая 2018 года <...>

Черновский районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Петрова А.В.,

при секретаре Резановой С.В.,

с участием прокурора Макеева А.И.,

представителя заинтересованного лица – УМВД России по Забайкальскому краю – ФИО1,

осужденного ФИО2,

переводчика А.Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, с помощью системы видеоконференцсвязи, административное дело по заявлению начальника Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» ФИО3 об установлении административного надзора в отношении гражданина <данные изъяты>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Начальника Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» (далее по тексту – ФКУ ИК-3) ФИО3 обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что ФИО2 осужден 29.06.2016г. Люберецким городским судом Московской области по ст.162 ч.2 к 2 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Ранее не судим. Изменений приговора нет.

После освобождения из мест лишения свободы осужденный ФИО2 намерен убыть к месту своего жительства – <адрес>.

Конец срока наказания – 01.07.2018г.

За период отбывания наказания в местах лишения свободы ФИО2 зарекомендовал себя следующим образом. Во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ, где он отбывал уголовное наказание, характеризовался крайне отрицательно. По прибытию 03.02.2018г. в ФКУ ИК-3 УФСИН Росии по Забайкальскому краю сразу же примкнул к отрицательно настроенной части осужденных и распределен в отряд строгих условий наказания. Мероприятия массового и воспитательного характера посещает, но положительных выводов для себя не делает. Придерживается «воровских» традиций. Систематически допускает нарушения режима установленного порядка отбывания наказания, оказывает отрицательное влияние на других осужденных. 14.03.2018г. поставлен на профилактический учет как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка. 19.01.2017г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия отбывания наказания, водворялся в ШИЗО. По характеру хитрый, общительный. Отношение к другим осужденным зависит от их неофициального социального статуса конкретного осужденного в преступной иерархии. В обращении с сотрудниками администрации может допустить грубость и использует нецензурные и жаргонные слова. Подвержен влиянию асоциальной среды. Внешне не всегда опрятен, спальное место и прикроватную тумбочку содержит в относительном порядке.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении осужденного ФИО2 надлежит установить административный надзор, который будет осуществляться после освобождения осужденного по месту его пребывания на территории Российской Федерации территориальными органами внутренних дел.

Учитывая крайне отрицательное поведение осужденного в местах лишения свободы, особую тяжесть совершенного преступления и высокую вероятность повторного совершения новых преступлений, просит суд установить в отношении ФИО2 административный надзор на максимальный срок.

В целях максимального профилактического воздействия на поднадзорного и эффективного надзора за ним, просит суд в отношении ФИО2 установить следующие административные ограничения на период осуществления административного надзора:

- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов вечера до 6 часов утра;

- запрет выезда за пределы постоянного места жительства без разрешения органа, осуществляющего административный надзор;

- обязательную явку 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

- запрет посещения увеселительных заведений с 22 часов вечера до 06 часов утра;

- запрет посещения мест массовых мероприятий.

ФИО2 в судебном заседании против установления в отношении него административного надзора возражал, указал, что после освобождения он будет депортирован к себе на родину – в <адрес>, где административные ограничения он соблюдать не сможет.

Участвующий в деле прокурор Макеев А.И., а также ФИО1 -представитель УМВД России по Забайкальскому краю, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, каждый в отдельности, возражали против установления в отношении ФИО2 административного надзора, поскольку последний является иностранным гражданином, гражданства РФ не имеет, как и не имеет постоянного места жительства и работы на территории РФ, ранее Министерством юстиции РФ в отношении ФИО2 вынесено распоряжение о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, а после освобождения он подлежит депортации. В связи с изложенным, в случае вынесения судебного решения об установлении административного надзора в отношении ФИО2, такое решение будет неисполнимым.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения ФИО2, заключение прокурора, объяснения представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В силу ст.1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 № 64-ФЗ (далее по тексту - 64-ФЗ) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом; поднадзорное лицо - лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.2 64-ФЗ).

Согласно п.1 ч.1; п.1 ч.3, ст.3 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, судом устанавливается административный надзор при наличии оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи; в отношении указанного в части 1 статьи 3 лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В силу п.1 ч.1 ст.5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона 64-ФЗ, на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Статья 270 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает подачу заявления об установлении административного надзора исправительным учреждением в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

Согласно статье 4 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определённых местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч.8 ст.272 КАС РФ).

Как видно из материалов дела, приговором Люберецкого городского суда Московской области от 29 июня 2016 года ФИО2 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.162 ч.2 УК РФ, за что ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 8 месяцев без штрафа и ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима (л.д.__).

Совершённое ФИО2 преступление, предусмотренное ст.162 ч.2 УК РФ (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия), в соответствии с ч.4 ст.15 Уголовного кодекса РФ относится к категории тяжких преступлений.

Постановлением начальника исправительного учреждения от 19.01.2017г. осужденный ФИО2 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.__).

Из представленных материалов дела следует, что, отбывая меру уголовного наказания в местах лишения свободы, осужденный ФИО2 зарекомендовал себя следующим образом. Во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ, где он отбывал уголовное наказание, характеризовался крайне отрицательно. По прибытию 03.02.2018г. в ФКУ ИК-3 УФСИН Росии по Забайкальскому краю сразу же примкнул к отрицательно настроенной части осужденных и распределен в отряд строгих условий наказания. Мероприятия массового и воспитательного характера посещает, но положительных выводов для себя не делает. Придерживается «воровских» традиций. Систематически допускает нарушения режима установленного порядка отбывания наказания, оказывает отрицательное влияние на других осужденных. 14.03.2018г. поставлен на профилактический учет как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка. 19.01.2017г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия отбывания наказания, водворялся в ШИЗО. По характеру хитрый, общительный. Отношение к другим осужденным зависит от их неофициального социального статуса конкретного осужденного в преступной иерархии. В обращении с сотрудниками администрации может допустить грубость и использует нецензурные и жаргонные слова. Подвержен влиянию асоциальной среды.

Принимая во внимание поведение осужденного в местах лишения свободы, приведённые выше нормы закона, учитывая описанные обстоятельства дела, данные ФИО2, характеризующие его поведение как стабильно отрицательное, в целях предупреждения совершения им преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия, суд приходит к выводу о том, что по формальным признакам административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю соответствует требованиям, предъявляемым п.1 ч.1 п.1 ч.3 ст.64-ФЗ для установления административного надзора, а именно – осужденный ФИО2 отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, имеет непогашенную либо неснятую судимость и в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Вместе с тем суд находит заслуживающими внимания доводы участвующего в деле прокурора и представителя заинтересованного лица – УМВД России по Забайкальскому краю о том, что ФИО2 не является гражданином Российской Федерации, имеет гражданство <данные изъяты>, постоянного места жительства на территории РФ не имеет, ранее осужден за совершение тяжкого преступления, в связи с чем его пребывание на территории Российской Федерации в силу действующего миграционного законодательства запрещено, поскольку лица, имеющие судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления после освобождения из мест лишения свободы не имеют права (или утрачивают его) на проживание на территории РФ.

Так, согласно п.2 и 3 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту – 115-ФЗ) в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.7 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, следует учитывать положения ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в соответствии с которыми в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Согласно Инструкции о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 N 171 и разработанной в целях реализации части третьей статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обязанность оформлять в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения опросный лист, заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России и направлять эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении, возложена на администрацию учреждения, исполняющего наказание.

Согласно представленных материалов дела, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № от 26.04.2017г. пребыванием (проживание) в Российской Федерации ФИО2, гражданина <данные изъяты>, признано нежелательным (л.д.__).

Таким образом, при рассмотрении заявленных ФКУ ИК-3 требований об установлении административного надзора в отношении иностранного гражданина, суд должен исходить не только из обстоятельств, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", но также необходимо установить обстоятельства законности проживания (пребывания) иностранного гражданина ФИО2, освобождаемого из мест лишения свободы, на территории Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранный гражданин пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

По смыслу статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 административные ограничения не могут применяться в отношении лиц, не имеющих места жительства либо пребывания на территории Российской Федерации.

Подобный вывод согласуется и с нормами, закрепленными в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно части 5 которой при освобождении из мест лишения свободы лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано направиться по предписанию администрации исправительного учреждения к избранному месту жительства или пребывания. Неприбытие указанного лица к избранному им месту жительства или пребывания, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влекут уголовную ответственность по статье 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений).

Обязательными критериями относимости лица к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" являются совершение этим лицом тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Эти же критерии служат основанием в соответствии со статьями 7, 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" для аннулирования в отношении иностранного гражданина разрешения на временное пребывание или вида на жительство, либо принятия в отношении него решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, что влечет невозможность его дальнейшего проживания либо пребывания на территории Российской Федерации с возложением на иностранного гражданина обязанности покинуть территорию государства, а случае неисполнения этой обязанности - его принудительной депортации. Международными договорами не предусмотрено оказание помощи в исполнение на территории респ.Таджикистан решений судов Российской Федерации об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.

Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в соответствии с которыми применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно только при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.

Согласно представленных материалов дела гр.ФИО2 является гражданином <данные изъяты>, где и проживал на постоянной основе, имеет регистрацию (л.д.__).

В суде при рассмотрении настоящего дела административный ответчик пояснял, что после освобождения из мест лишения свободы планирует выехать в Республику Таджикистан. Сведения о том, что административный ответчик имеет российское гражданство или иные законные основания для пребывания (проживания) после освобождения из исправительного учреждения на территории Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют, и сторонами о таких не заявлялось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установление судом административного надзора в отношении иностранного гражданина, отбывшего наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации, не имеющего законных оснований на пребывание на территории России после его освобождения, может явиться препятствием для его возвращения в государство, гражданином которого он является. Кроме того, обеспечить осуществление административного надзора и выполнение административных ограничений на территории России таким иностранным гражданам не представляется возможным, поскольку после освобождения у ФИО2 не имеется ни регистрации по месту жительства либо пребывания в РФ, фактическое его место жительства неизвестно, законных источников к существованию (доходов) он не имеет, официально не трудоустроен, то есть отсутствуют обстоятельства, которые необходимы для установления административного надзора и реализации административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре.

То потенциальное обстоятельство, что административный ответчик может после отбывания наказания уклоняться от выезда с территории России, не является основанием для установления административного надзора, а может служить поводом для применения в отношении него установленных законодательством мер по перемещению за пределы Российской Федерации.

При описанных обстоятельствах требования ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю об установлении административного надзора в отношении ФИО2 и вменении ему административных ограничений удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного искового заявления начальника Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» ФИО3 об установлении административного надзора в отношении гражданина Республики Таджикистан ФИО2 и вменении ему административных ограничений – отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения через Черновский районный суд г.Читы.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 03 мая 2018 года.

Судья А.В. Петров