ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-830/2021 от 04.05.2021 Зареченского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2021 года г. Тула

Зареченский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Реуковой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Телышевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-830/2021 по административному иску прокурора Зареченского района г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в сети «Интернет»,

установил:

прокурор Зареченского района г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории РФ в сети «Интернет».

В обоснование своих требований указывая на то, что прокуратурой Зареченского района г. Тулы проведена проверка информации размещенной в сети «Интернет» на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма на странице с электронным адресом: <данные изъяты>.

В ходе проверки с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система «Windows 10» и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex», установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на странице с электронным адресом: <данные изъяты> размещена информация о предоставляемых услугах «номинального директора» во вновь учреждаемые юридические лица и ликвидируемые предприятия. Согласно размещенной на указанной странице информации, компания подбирает лиц, для назначения их формальными руководителями юридических лиц без цели передачи им и осуществления ими управленческих функций. За установленное вознаграждение на кандидата на должность «номинального директора» возлагаются обязанности: посещение нотариуса, налоговой, банков, фондов, доставка документов в указанные органы и организации; регистрация юридических лиц, внесение изменений и дополнений.

Из сути размещенного предложения по предоставлению услуги «номинального директора» на странице с электронным адресом: <данные изъяты> cледует, что лицо, которое на него откликнется, преследует цель сокрытия реальных владельцев предприятия, уход от налогообложения, осуществление иных противозаконных действий направленных на образование, реорганизацию или ликвидацию организации, а не осуществления реальной коммерческой деятельности и реализации управленческих функций.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием, скопировать информацию может любой интернет-пользователь.

Просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице с электронным адресом: <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Зареченского района г. Тулы Джерики Ю.В. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, просила их удовлетворить.

Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом., представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 29 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается (часть 5 статьи 29 Конституции РФ).

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий, регулируются Федеральным законом от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 названного Закона).

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (далее - Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Часть 6 указанной статьи устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Из положений п. 5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона следует, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений, при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и при условиях, которые установлены федеральными законами.

Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту - Закона №115-ФЗ) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (ст.1, 2 Закона №115-ФЗ)

Пунктами 1, 3, 4 статьи 7 Закона №115-ФЗ предусмотрена безусловная обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, находящихся на обслуживании, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, а также систематически обновлять такую информацию о клиентах.

Согласно чч. 1, 2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрированная в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

Основное участие в незаконных операциях, направленных на легализацию денежных средств либо получение необоснованной и незаконной налоговой выгоды принимают так называемые «фирмы-однодневки» и «транзитные организации», зарегистрированные на подставных лиц.

Таким образом, деятельность указанных организаций наносит ущерб обеспечению обороны, социально-экономическому развитию страны, безопасности государства и его бюджету (в виде недополученных сумм налогов или незаконно полученных сумм возмещений из бюджета).

Указанные выводы подтверждаются позицией законодателя, предусмотревшего уголовную ответственность за соответствующие деяния.

Так, ч.1 ст. 173.1 и ч.1 ст.173.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, а также за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, то есть предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Под подставными лицами, как указано в примечании к ст. 173.1 УК РФ, понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее –Правила).

Согласно п.п. 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Зареченского района г. Тулы проведена проверка информации размещенной в сети «Интернет» на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма на странице с электронным адресом: <данные изъяты>.

В ходе проверки с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система «Windows 10» и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex», установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на странице с электронным адресом: <данные изъяты> размещена информация о предоставляемых услугах «номинального директора» во вновь учреждаемые юридические лица и ликвидируемые предприятия. Согласно размещенной на указанной странице информации, компания подбирает лиц, для назначения их формальными руководителями юридических лиц без цели передачи им и осуществления ими управленческих функций. За установленное вознаграждение на кандидата на должность «номинального директора» возлагаются обязанности: посещение государственных учреждений, нотариуса, налоговой, банков, ПФР, ФСС и прочих инстанции, доставка документов в указанные органы и организации; оформление договоров-купли продажи фирм; подача документов для открытия банковского счета.

Из сути размещенного предложения по предоставлению услуги «номинального директора» на странице с электронным адресом: <данные изъяты> следует, что лицо, которое на него откликнется, преследует цель сокрытия реальных владельцев предприятия, уход от налогообложения, осуществление иных противозаконных действий направленных на образование, реорганизацию или ликвидацию организации, а не осуществления реальной коммерческой деятельности и реализации управленческих функций.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием, скопировать информацию может любой интернет-пользователь.

Физическое месторасположение сайта dfo-job.ru – Санкт-Петербург, Россия.

В ходе проверки владелец сайта dfo-job.ru не установлен.

Частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В связи с тем, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о предоставляемых услугах «номинального директора» во вновь учреждаемые юридические лица и ликвидируемые предприятия фактически способствует совершению террористических актов, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, решение суда подлежит немедленному исполнению.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга, а поскольку право граждан на жизнь гарантировано государством, также в интересах Российской Федерации.

Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера и установленной на персональном компьютере операционной системы. Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети «Интернет» к нему свободный.

В заявлении прокурор указал, что целью его обращения с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании размещенной в сети Интернет информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

По делам о признании указанной информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

На основании п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих его нарушения.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав и получения документа, удостоверяющего соответствующий факт.

Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу <данные изъяты>.

Обеспечение доступа к информации, направленной на распространение контрафактных товаров, побуждает последних (потребителей) к совершению действий, за которые к продавцам подобных товаров предусмотрена уголовная ответственность, в связи с чем ограничение доступа к подобной информации требуется для защиты публичных интересов Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Материалы, являющие предметом заявления прокурора, находятся на странице сайта и в настоящее время.

В целях ограничения свободного доступа к вышеуказанным интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) в соответствии с пунктом 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети «Интернет» к ним свободный.

Из описания реализуемой на указанном сайте продукции следует, что данный сайт является интернет-магазином, с информацией о поиске кандидата во вновь учреждаемые юридические лица на должность «номинального директора», то есть по поиску лица, которое получит личную выгоду в виде вознаграждения за факт регистрации юридического лица (организации), и которое не будет осуществлять в ней управленческие функции и должно быть формальным главой организации, принимать участие в посещение нотариусов, банков, подписывать документы и т.д..

Как указано ранее, по делам о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь статьями 177-180, 262 КАС РФ суд

решил:

заявление прокурора Зареченского района города Тулы в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории РФ, удовлетворить.

Признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице с электронным адресом: <данные изъяты>.

Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Зареченский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 04 мая 2021 года.

Председательствующий И.А. Реукова