ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-830/2022 от 11.04.2022 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-830/2022

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма 28 марта 2022 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,

при секретаре Коноплине П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шендяпина Андрея Владимировича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании недействующим постановления администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 «Об утверждении проекта внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма»,

установил:

Шендяпин А.В. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании недействующим постановления ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 «Об утверждении проекта внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма».

В обоснование требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. 29.12.2021 ему стало известно об утверждении постановления администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021. Указанным постановлением утвержден проект внесения изменений в «Проект межевания территории по <адрес>», а именно утвержден проект шифр , а также образованы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка с кадастровыми номерами: и , расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства с целью их последующей реализации третьим лицам. Согласно пункту 7 задания на подготовку внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», «территория в отношении которой подготавливается проект межевания территории находится по адресу: <адрес>, кадастровый квартал ». Фактически два земельных участка с условными номерами «» и «» в «Проекте межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма» и их последующая постановка на кадастровый учет с кадастровыми номерами и , были образованы в двух кадастровых кварталах: и с использованием территории земельного участка с КН . Учитывая, что доступ и проезд к земельному участку административного истца обеспечивается через земельный участок с КН , о чем официально сделана запись Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области, постановка на кадастровый учет двух земельных участков с КН и с использованием территории земельного участка с КН фактически полностью ограничивает доступ (проезд) к земельному участку с КН , принадлежащего административному истцу на праве собственности. Иные альтернативные доступы к земельному участку с КН отсутствуют и администрацией ГО Верхняя Пышма не обеспечены. Полагает постановление администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 недействующим по следующим основания: изменения в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», утвержденные постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 выполнены с нарушением задания на подготовку внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 671 от 05.08.2021; использование территории земельного участка (кадастрового квартала), не предусмотренного заданием на подготовку внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма» утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 671 от 05.08.2021. Фактически земельные участки с кадастровыми номерами КН и были образованы частично за счет территории земельного участка с КН кадастрового квартала , что не предусмотрено заданием на подготовку внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 671 от 05.08.2021. Более того, в текстовой части «Проекта межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 также предусмотрено использование территории исключительно кадастрового квартала . Кроме того, проект межевания территории должен полностью соответствовать заданию на подготовку внесения изменений в проект межевания территории, утвержденного Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма. Соответственно, поскольку заданием на подготовку внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 671 от 05.08.2021 предусмотрена подготовка проекта межевания территории в кадастровом квартале , то использование иных кадастровых кварталов, в частности территории земельного участка с КН , не соответствует Постановлению администрации ГО Верхняя Пышма № 671 от 05.08.2021. Следовательно, полагает, что проект межевания территории утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 выполнен с существенным нарушением задания на подготовку внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 671 от 05.08.2021 и соответственно подлежит признанию недействующим. Также изменения в Проект межевания утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 полностью ограничивает доступ (проезд) к земельному участку административного истца, что создает неустранимые препятствия для его целевого использования, в результате чего административным ответчиком нарушаются права истца как собственника земельного участка с КН . Образование и постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами и фактически осуществлено из земельных участков с условными номерами «:», «:», ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, в отношении которых определена граница, что подтверждено «Проектом межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 23.06.2020. Таким образом, образование двух земельных участков с условными номерами «» и «» и их последующая постановка на кадастровый учет с кадастровыми номерами и фактически осуществлено из уже сформированных земельных участков с условными номерами «:», «:», ранее уже учтенных в ГКН, что подтверждено «Проектом межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма» с учетом всех изменений до 11.10.2021. Соответственно, образование двух земельных участков с условными номерами «» и «» фактически выполнено путем объединения уже сформированного земельного участка (в частности, земельного участка с условным номером «:» и части земельного участка, находящихся в муниципальной собственности (КН ), что противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку данный способ образования земельного участка законодательством не предусмотрен. Кроме того, изменения в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 выполнены без обязательного проведения публичных слушаний или общественных обсуждений. Постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 11.10.2021 было утверждено и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации городского округа Верхняя Пышма 11.10.2021. на основании задания на подготовку внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма» утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 671 от 05.08.2021, согласно пункту 6 которого, срок разработки документации по планировке территории составляет до 01.10.2021. При этом публичные слушания или общественные обсуждения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма» разработанного на основании задания утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 671 от 05.08.2021 и в последующем утвержденном Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 не проводились. В связи с чем, считает, что «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма» утв. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца.

Представитель административного ответчика Черемных Е.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании требований не признала, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что согласно части 12 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования. Поскольку при внесении изменений в проект планировки в 2021 году красные линии не изменялись, территории общего пользования также не изменялись, соответственно внесение изменений в проект планировки внесено без проведения публичных обсуждений. Постановление № 306 от 11.10.2021 опубликовано в газете «Красное знамя» «Муниципальный вестник» от 13.10.2021 № 40 (11390). В удовлетворении требований административного истца просила отказать.

Помощник прокурора г. Верхняя Пышма Петрак Е.Г., полагала требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о месте и времени судебного заседания путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Верхнепышминского городского суда в сети интернет: http://www.verhnepyshminsky.svd.ru. Просил рассмотреть дело без его участия.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец указывал, что постановлением в части образования земельных участков с кадастровыми номерами 66:36:0000000:21760, 66:36:0000000:21761 и постановке их на кадастровый учет затрагиваются его права на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.

Судом установлено, что Шендяпин А.В. является собственником земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 утвержден проект внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная, п. Санаторный ГО Верхняя Пышма»

Данное постановление, по мнению административного истца было принято без учета его прав на земельный участок, а также с нарушением процедуры принятия.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, разработка проектов планировки и межевания территории осуществляется при подготовке документации по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.

Часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как следует из статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.

Таким образом, сфера права собственника распространяется как на осуществление действий, связанных с использованием объекта недвижимости, так и на действия, связанные с запретом другим лицам без правовых оснований пользоваться этим объектом.

В соответствие с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41).

В силу положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В силу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры (часть 1). Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа (часть 3). При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствие с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

Согласно пункту 7 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются, в том числе границы существующих земельных участков (подпункт 1).

Принимая во внимание, что проект межевания территории проводится уполномоченным органом с учетом фактического землепользования, при подготовке документации по планировке территории Администрацией ГО Верхняя Пышма было учтено сведения о правах на земельный участок Шендяпина А.В.

Как установлено судом, постановление Главы ГО Верхняя Пышма от 11.10.2021 № 867 «Об утверждении проекта внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», опубликовано 11.10.2021.

В соответствии с частью 12 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

Согласно части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 13.01.2016 утверждено постановление главы ГО Верхняя Пышма № 3 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный», которое опубликовано в установленном порядке.

Публичные слушания назначены на 26.02.2016, то есть по истечении 15 дней указанных в пункте 5.4. статьи 5 Решения Думы ГО Верхняя Пышма от 30.10.2014 № 20/13»О новой редакции Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городскому округе Верхняя Пышма».

Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в газете «Красное знамя» «Муниципальный вестник» от 09.06.2016 № 9 (305).

Постановление «Об утверждении проекта планировки и межевания территории» № 306 от 25.03.2016 опубликовано в газете «Красное знамя» «Муниципальный вестник» от 30.03.2016 № 12 (11109).

При внесении изменений в проект планировки в 2021 году красные линии не изменялись, территории общего пользования также не изменялись, соответственно внесение изменений в проект планировки внесено без проведения публичных обсуждений.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт не противоречит нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, принят органом местного самоуправления в пределах компетенции, был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, а также то обстоятельство, что оспариваемым нормативным актом регулирование правоотношений, связанных с правовым положением принадлежащего административному истцу земельного участка не осуществляется, суд не усматривает оснований для признания нормативного правового акта недействующим.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных требованиях Шендяпина Андрея Владимировича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании недействующим постановления администрации ГО Верхняя Пышма № 867 от 11.10.2021 «Об утверждении проекта внесения изменений в «Проект межевания территории по ул. Высоковольтная п. Санаторный ГО Верхняя Пышма», - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья М.П. Вершинина