ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-831/19 от 08.02.2019 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-831/2019 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 февраля 2019 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: Страмковой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Благотворительному фонду реализации и поддержки социально значимых программ «Инициатива» о ликвидации некоммерческой организации; об исключении ответчика из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по Ивановской области (далее - Управление) обратилось в суд с вышеуказанным иском к Благотворительному фонду реализации и поддержки социально значимых программ «Инициатива» (далее - Фонд) по тому основанию, что ответчиком нарушаются положения ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (далее - ФЗ № 7-ФЗ).

В судебное заседание по делу представитель истца не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. Из текста искового заявления следует, что Фонд зарегистрирован 21.05.2012 г., о чем Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1123700000302. Управлением выдано свидетельство о регистрации организации за № 3714010128. Фонд действует на основании устава, утвержденного решением общего собрания учредителей 20.04.2012 г. Адрес Фонда: <...> <адрес>. Президентом Фонда согласно сведениям ЕГРЮЛ является ФИО1 В нарушение положений ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ, Фонд до настоящего времени не представил в Управление документы за 2016 – 2017 г.г., содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в т.ч. полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности. Тогда как срок предоставления отчетности и сообщений – не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Кроме того, Фондом не представлены отчеты о своей деятельности, содержащие сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований ФЗ от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией, составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности благотворительной организации, нарушениях ФЗ от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Указанный отчет предоставляется в произвольной форме не позднее 31 марта года, следующего за отчетным периодом. Также, в ходе проведенной Управлением плановой документарной проверки деятельности Фонда на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в т.ч. по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству РФ, в период с 02.05.2017 г. по 31.05.2017 г. установлено, что Фондом допущены нарушения действующего законодательства и положений устава, а именно Фондом не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 3 Устава, не соблюдалась периодичность проведения собраний Правления (не реже 1 раза в год), установленная п. 6.5 Устава, не соблюдалась периодичность проведения собраний Попечительского совета (не реже 1 раза в год), установленная п. 6.15 Устава, в нарушение раздела 7 Устава контрольно-ревизионная комиссия свою деятельность не осуществляла, ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда не осуществлялись. В нарушение абз. 2 п. 2 ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ Фонд не публиковал ежегодный отчет об использовании своего имущества. В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фонд не проводил обязательный аудит. Также в ходе проверки деятельности Фонда осуществлен анализ устава, в результате установлено, что отдельные положения устава не соответствуют действующему федеральному законодательству, а именно в уставе Фонда не в полном объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа Фонда. Такие вопросы, как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них Фонда, одобрение совершаемых Фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, принятие решения об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора в п. 6.3 Устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления Фонда, не отражены, что не соответствует п. 1 ст. 123.19 ГК РФ. Пунктами 11.1.-11.4. устава предусмотрена реорганизация Фонда, что не соответствует п. 3 ст. 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация Фонда не допускается. Истцом в адрес организации 31.05.2017 г. за № 37/03-11/1494 направлено письменное предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений. Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) организации было получено президентом Фонда ФИО1 Однако предупреждение, вынесенное в адрес Фонда, в срок до 31.08.2017 г. не исполнено. За не предоставление отчетности за 2016 - 2017 годы в соответствии со ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ и ст. 19 ФЗ № 135-ФЗ, а также за не устранение нарушений, выявленных в ходе проведенной проверки, Управлением в адрес Фонда 22.10.2018 г. за № 37/03-11/2674 направлено письменное предупреждение об устранении нарушений. Однако, в срок, указанный в предупреждении (до 30.11.2018 г.), нарушения не устранены, документы и отчетность до настоящего времени не представлены. Учитывая изложенное выше в совокупности, истец просит его заявленные административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение по данным исковым требованиям оставляет на усмотрение суда.

Более подробно позиция заинтересованного лица изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Изучив административное исковое заявление, материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации от 23.05.2012 г., учетный № 3714010128, Благотворительный фонд реализации и поддержки социально значимых программ «Инициатива» зарегистрирован истцом как некоммерческая организация. Фонд действует на основании Устава, утвержденного учредительным собранием Благотворительного фонда реализации и поддержки социально значимых программ «Инициатива», протокол № 1 от 20.04.2012 г.

Запись о юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ Управлением ФНС по Ивановской области 21.05.2012 г. за основным государственным регистрационным номером 1123700000302, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, серия 37 № 001488347, выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.12.2018 г.

Из материалов дела следует, что ответчик не представил в Управление документы за 2016 – 2017 г.г., содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в т.ч. полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности, не представил отчеты о своей деятельности, содержащие сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований ФЗ от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией, составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности благотворительной организации.

Также, в ходе проведенной Управлением плановой документарной проверки деятельности Фонда на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в т.ч. по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству РФ, в период с 02.05.2017 г. по 31.05.2017 г. установлено, что Фондом допущены нарушения действующего законодательства и положений устава, а именно Фондом не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 3 Устава, не соблюдалась периодичность проведения собраний Правления (не реже 1 раза в год), установленная п. 6.5 Устава, не соблюдалась периодичность проведения собраний Попечительского совета (не реже 1 раза в год), установленная п. 6.15 Устава, в нарушение раздела 7 Устава контрольно-ревизионная комиссия деятельность не осуществляла, ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда не осуществлялись. В нарушение абз. 2 п. 2 ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ Фонд не публиковал ежегодный отчет об использовании своего имущества. В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фонд не проводил обязательный аудит.

Также в ходе проверки деятельности Фонда осуществлен анализ устава, в результате установлено, что отдельные положения устава не соответствуют действующему федеральному законодательству, а именно в уставе Фонда не в полном объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа Фонда. Такие вопросы, как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них Фонда, одобрение совершаемых Фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, принятие решения об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора в п. 6.3 Устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления Фонда, не отражены, что не соответствует п. 1 ст. 123.19 ГК РФ. Пунктами 11.1.-11.4. устава предусмотрена реорганизация Фонда, что не соответствует п. 3 ст. 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация Фонда не допускается.

Из совокупности представленных доказательств следует, что административным ответчиком допускаются грубые нарушения вышеуказанных положений закона, мер по устранению данных нарушений не предпринято.

В силу п. 4.1 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациямитребований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческихорганизаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческихорганизаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческихорганизаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07..2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческимиорганизациямитребований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческихорганизаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческимиорганизациямитребований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческимиорганизациямитребований, установленных Федеральным законом "О некоммерческихорганизациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения)".

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организацииих распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческойорганизации; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческойорганизациейдействий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 ФЗ № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческихорганизацийуставным целям и задачам, филиалов и представительств международныхорганизаций, иностранных некоммерческих неправительственныхорганизацийзаявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением оликвидации некоммерческойорганизациипо основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61ГК РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции по Ивановской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования оликвидациинекоммерческойорганизациипредоставлено законом.

С учетом изложенного, а также положений ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку, согласно положениям ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины, а ответчик с момента вступления настоящего решения в законную силу подлежит исключению из ЕГРЮЛ, госпошлина, подлежащая уплате, не взыскивается, судом с ответчика по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Благотворительному фонду реализации и поддержки социально значимых программ «Инициатива» о ликвидации некоммерческой организации; об исключении ответчика из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд реализации и поддержки социально значимых программ «Инициатива» и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме 13 февраля 2019 года.

Судья: /С.К.Орлова/