ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-831/2021 от 08.11.2021 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

№ 2а-831/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года <адрес>

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Филимонова А.В.,

при секретаре судебного заседания Чеботаревой Е.А.,

рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия Шолоховского районного суда Ростовской области в ст. Казанской Верхнедонского района Ростовской области в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шумилинского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области о признании бездействия администрации Шумилинского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области незаконным и об обязании принять меры по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»,

установил:

прокурор <адрес> обратился в Шолоховский районный суд <адрес> в порядке ст. 39 КАС РФ с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шумилинского сельского поселения <адрес> о признании бездействия администрации Шумилинского сельского поселения <адрес> незаконным и об обязании принять меры по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», сославшись на следующие обстоятельства.

<адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. В собственности администрации Шумилинского сельского поселения находится комплекс ГТС, плотина паводковый водосброс, донный водовыпуск 3 км на северо-запад от <адрес>, которые являются водохозяйственными объектами. В нарушение требований ст.ст. 7, 9, 10, 17, 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на указанные гидротехнические сооружения: отсутствуют разрешения на эксплуатацию ГТС; отсутствуют утвержденные органом надзора декларации безопасности ГТС; не разработаны и не согласованы с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС; не разработаны и не представлены на утверждение Критерии безопасности ГТС; отсутствует проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на ГТС; не представлен в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии; отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на ГТС.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки в феврале 2021 года в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, выразившихся в наличии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Шумилинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, также по постановлению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Шумилинского сельского поселения ФИО2 постановлением заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Ростехнадзора Северо-Кавказского управления от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ, однако фактически отмеченные нарушения не устранены, что подтверждается информацией администрации Шумилинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой причиной их не устранения является отсутствие финансовых средств в бюджете сельского поселения.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением прокурор <адрес> просит признать бездействие администрации Шумилинского сельского поселения <адрес> выразившееся в непринятии мер по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» незаконным. Обязать администрацию Шумилинского сельского поселения <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», направленные на получение разрешения на эксплуатацию ГТС, декларации безопасности ГТС, разработку и согласование с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правил эксплуатации ГТС, разработку и направление на утверждение Критериев безопасности ГТС, разработку проектной документации, определяющей объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на ГТС, предоставление в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, разработку и принятие проектных решений по предотвращению и локализации возможных аварий на ГТС.

Представитель административного истца – помощник прокурора <адрес>ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации Шумилинского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не прибыл, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в суд представили отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в настоящее время удовлетворить требования прокурора в части устранения нарушений в сфере проведения мероприятий по подготовке декларации безопасности ГТС не представляется возможным, так как разработка необходимого пакета документов для безопасности ГТС является дорогостоящей. Исковые требования прокурора признают в полном объеме и свое бездействие, выразившееся в недостаточном принятии мер по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (л.д. 39-40, 44).

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствии не явившегося представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав отзыв административного ответчика, материалы дела и соответствующие законодательные акты, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

<адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. В собственности администрации Шумилинского сельского поселения находится комплекс ГТС, плотина паводковый водосброс, донный водовыпуск 3 км на северо-запад от <адрес>, которые являются водохозяйственными объектами.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 7, 9, 10, 17, 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на указанные гидротехнические сооружения: отсутствуют разрешения на эксплуатацию ГТС; отсутствуют утвержденные органом надзора декларации безопасности ГТС; не разработаны и не согласованы с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС; не разработаны и не представлены на утверждение Критерии безопасности ГТС; отсутствует проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на ГТС; не представлен в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии; отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на ГТС.

В феврале 2021 года в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, выразившихся в наличии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Шумилинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, также по постановлению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Шумилинского сельского поселения ФИО2 постановлением заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Ростехнадзора Северо-Кавказского управления от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ, однако фактически отмеченные нарушения не устранены, что подтверждается информацией администрации Шумилинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой причиной их не устранения является отсутствие финансовых средств в бюджете сельского поселения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей реализации органом местного самоуправления возложенных полномочий и обязанностей в сфере безопасности гидротехнических сооружений, что в свою очередь создает угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Круг лиц, права которых нарушаются бездействием административного ответчика, определить не представляется возможным.

С учетом изложенных обстоятельств, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шумилинского сельского поселения <адрес> о признании бездействия администрации Шумилинского сельского поселения <адрес> незаконным и об обязании принять меры по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Шумилинского сельского поселения <адрес> выразившееся в непринятии мер по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» незаконным.

Обязать администрацию Шумилинского сельского поселения <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по реализации обязанностей, установленных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», направленные на получение разрешения на эксплуатацию ГТС, декларации безопасности ГТС, разработку и согласование с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правил эксплуатации ГТС, разработку и направление на утверждение Критериев безопасности ГТС, разработку проектной документации, определяющей объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры, устанавливаемой на ГТС, предоставление в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, разработку и принятие проектных решений по предотвращению и локализации возможных аварий на ГТС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд <адрес> в течение месяца.

Судья подпись А.В. Филимонов

Копия верна:

Судья А.В. Филимонов