ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-831/21 от 22.10.2021 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

УИД 39RS0020-01-2021-001056-20

Дело № 2а-831/21

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Светлогорск 22 октября 2021 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Аниськова М.В.

при секретаре Казаковцевой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», межведомственной комиссии муниципального образования «Светлогорский городской округ» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, заинтересованные лица УФНС России по Калининградской области, ФИО2, ФИО3 о признании незаконными решения об отмене перевода нежилого помещения в жилое,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском. В исковом заявлении указывает, что ей принадлежит на праве собственности объект недвижимости- здание гостевого дома, расположенное по адресу: <Адрес>, кадастровый номер <Данные изъяты>, площадью 420,2 кв.м. Для неё этот дом является единственным жильем, в котором она зарегистрирована. У дома всегда было назначение «жилое». По месту постоянного жительства она зарегистрирована в доме с 21.05.2013 г., имеется домовая книга. В конце декабря 2016 г. ей стало известно, что Управление Росреестра по Калининградской области без её согласия и уведомления внесло изменение в ЕГРП, изменив назначение объекта с «жилое» на «нежилое». Она обратилась в администрацию МО «Светлогорский район» с заявлением о переводе дома из нежилого в жилой, но её заявление было оставлено без рассмотрения. Действия ответчиков она обжаловала в суд и решением Светлогорского городского суда от 09.02.2018 г. по делу <№> было решено: признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Светлогорский район» от 22.06.2017 г. в части оставления без рассмотрения заявления ФИО1; признать незаконными действия администрации муниципального образования по оставлению без рассмотрения заявления ФИО1 по изменению назначения здания гостевого дома с нежилого на жилое; обязать администрацию муниципального образования и межведомственную комиссию повторно рассмотреть заявление ФИО1 по существу. Решение суда вступило в законную силу и после её повторного обращения было принято постановление администрации МО «Светлогорский район» <№> от 12.09.2018 г. «О переводе нежилого помещения в жилое» и здание с кадастровым номером <Данные изъяты> было переведено в категорию жилых домов. В апреле 2021 года она случайно узнала, что 16.04.2021 г. заключением <№> межведомственной комиссии администрации МО «Светлогорский район» на основании протокола <№> межведомственной комиссии без какого-либо её уведомления было отменено решение межведомственной комиссии <№> о переводе нежилого помещения в жилое. В тот же день, 16.04.2021 г. и.о. главы администрации муниципального образования «Светлогорский район» выносит постановление <№> «Об отмене постановления администрации МО «Светлогорский район» <№> от 12.09.2018 г.». Она считает, что указанные заключение межведомственной комиссии от 16.04.2021 г. и постановление главы администрации муниципального образования от 16.04.2021 г. незаконны и нарушают её права. Межведомственная комиссия посчитала, что заявителем не был представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в силу п. 5 ч. 2 ст. 22 ЖК РФ). Однако, в указанной статье сказано, что проект переустройства и (или) перепланировки представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Ею был представлен акт обследования ООО <Данные изъяты> технического состояния здания с заключением о соответствии строения требованиям, предъявляемым к жилым зданиям. То есть, здание изначально соответствовало требованиям, предъявляемым к жилым и в представлении проекта перепланировки и (или) переустройства не было никакой необходимости. Межведомственная комиссия также посчитала, что услуга по переводу помещения из нежилого в жилое согласно ст. 15 ЖК РФ предоставляется только в отношении помещений, а не отдельно стоящих зданий. Полагает, что толкование термина «жилое помещение приводится в самом ЖК РФ, а не в других законах и, согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и пр. Кроме того, Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. <№> повторяет нормы ЖК РФ в этой части. Очевидно, что одним из видов жилых помещений является жилой дом. Частью 1 ст. 24 ЖК РФ предусмотрены случаи, при которых допускается отказ в переводе нежилого помещения в жилое и перечень этих оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На основании ст.ст. 15, 16, 24 ЖК РФ просит признать незаконным прокол <№> межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Светлогорский район» от 16.04.2021 г.; признать незаконным и отменить заключение <№> межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Светлогорский район» от 16.04.2021 г.; признать незаконным и отменить постановление главы администрации муниципального образования «Светлогорский район» <№> от 16.04.2021 г. «Об отмене постановления главы администрации муниципального образования «Светлогорский район» <№> от 12.09.2018 г.» в редакции постановления главы муниципального образования «Светлогорский район» <№> от 19.04.2021 г.

Судом установлено, что наименование административных ответчиков истцом ФИО1 в административном исковом заявлении приведено неправильно и на основании Закона Калининградской области от 30 марта 2018 года <№> «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Светлогорский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории» судом название ответчиков уточнено как: администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ» и межведомственная комиссия по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения муниципального образования «Светлогорский городской округ».

Также судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены- финансовый управляющий ФИО1- ФИО4, УФНС России по Калининградской области, ФИО3, ФИО2

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, направив для участия в деле своего представителя. Представитель административного истца- ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Считает, что ФИО1 не злоупотребляет правом. После 2016 года никаких действий по реализации имущества ФИО1 приставами не совершалось. Был наложен арест на жилой дом, но это единственное жилье ФИО1 Полагает, что именно администрация муниципального образования пытается преодолеть решение суда по делу <№>.

Представитель административного ответчика- администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, просила в иске отказать.

Заинтересованное лицо- ФИО3, в судебном заседании также возражала против удовлетворения административного иска ФИО1 по основаниям, изложенным в письменных объяснениях по делу (т. 1 л.д. 217-221). Полагает, что действиями по переводу нежилого здания, на которое может быть обращено взыскание, в категорию жилых, ФИО1 злоупотребила своими правами в ущерб взыскателям.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, дело рассмотрено судом в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимости от 27 мая 2013 года ФИО7 (после регистрации брака- ФИО1) О.Ю. приобрела в собственность нежилое здание- гостевой дом, площадью 420,2 кв.м., кадастровый номер <Данные изъяты>, расположенный по адресу: <Адрес>.

Право собственности ФИО1 на указанное нежилое здание-гостевой дом, 2000 года постройки, было зарегистрировано в ЕГРН 11 июня 2013 года (т. 1 л.д. 111-116, 222-225).

Кроме того, на основании соглашении о передачи прав и обязанностей от 27 мая 2013 года, заключенного между <ФИО>7 и ФИО7, последней были переданы права и обязанности арендатора по договору <№> на передачу в аренду городских земель.

Впоследствии, в связи с регистрацией брака 25.07.2013 года фамилия ФИО7 была изменена на «ФИО1» и администрацией МО «Светлогорский район» издано постановление от 03.02.2014 г. <№>, которым постановлено считать арендатором земельного участка ФИО1 и поручено подготовить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка.

24 апреля 2017 года между администрацией МО «Светлогорский район» и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение <№> о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 16 декабря 1999 года <№>, в соответствии с которым на основании замены фамилии арендатора и на основании произведенного выбора вида разрешенного использования арендованного земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, договор аренды земельного участка был изложен в новой редакции.

Так, согласно п. 1.1. договора в аренду передан земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес> с кадастровым номером <Данные изъяты>, общей площадью 2195 кв.м., с разрешенным использованием- для индивидуального жилищного строительства.

Указанное дополнительное соглашение <№> от 24.04.2017 г. было зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН 16 мая 2017 г. (т. 1 л.д. 137-141, 159).

Кроме того, ФИО1, будучи с 21 мая 2013 года зарегистрированной в указанном гостевом доме по месту постоянного проживания (т. 1 л.д. 158), обратилась 22 марта 2017 года в администрацию муниципального образования «Светлогорский район» с заявлением о переводе нежилого помещения по адресу: <Адрес> в жилое (т. 1 л.д. 176, 177).

В подтверждение обоснованности своего заявления ФИО1 представила в администрацию технический план здания, технический паспорт домовладения по состоянию на 11.05.2005 г., акт обследования технического состояния здания, подготовленный ООО <Данные изъяты> в 2017 году, согласно которого дом соответствует строительным нормам и правилам и помещения пригодны к эксплуатации как жилые, а также другие документы.

Заявление ФИО1 было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии МО «Светлогорский район» и согласно протокола от 22 июня 2017 г. <№> межведомственной комиссией было принято решение об оставлении заявления ФИО1 без рассмотрения, в связи с тем, что ЖК РФ не предусмотрен перевод строения в жилое, перевод нежилого строения в жилой дом.

ФИО1 не согласилась с таким решением органа местного самоуправления и оспорила его в суде.

Решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 09.02.2018 г. по административному делу <№> исковые требования ФИО1 удовлетворены частично: признаны незаконными заключение межведомственной комиссии и действия администрации муниципального образования «Светлогорский район» по оставлению без рассмотрения заявления ФИО1 по изменению назначения здания гостевого дома и на администрацию муниципального образования и межведомственную комиссию администрации муниципального образования «Светлогорский район» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 по существу и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

После вступления указанного решения суда в силу, ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования «Светлогорский район» с новым заявлением о переводе нежилого помещения по адресу: <Адрес> в жилое, которое было рассмотрено по существу (т. 1 л.д. 161-205).

В соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии от 15 августа 2018 года принято решение <№> от 15.08.2018 г.- перевести нежилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес> в жилое помещение и 12 сентября 2018 года принято постановление Главы администрации муниципального образования «Светлогорский район» <№>, согласно которому переведено указанное нежилое помещение в жилое помещение без предварительных условий (т. 1 л.д. 153, 162, 163).

Между тем, как следует из объяснений сторон, а также подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.08.2021 года новые сведения об объекте недвижимости до настоящего времени в ЕГРН не внесены и здание в <Адрес> учтено как нежилое здание- гостевой дом. Из пояснений представителя истца следует, что изменения в государственный реестр недвижимости не внесены, поскольку с 16.11.2015 года зарегистрировано ограничение прав- запрещение регистрации, а с 28.04.2017 г. зарегистрирован арест недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 23 июня 2020 года по делу <№> ФИО1 признана несостоятельной (банкротом) и в отношении неё введена процедура реализации имущества, срок которой продлен до 22.12.2021 года. Финансовым управляющим утверждена ФИО4 (л.д. 45-47).

Из представленного финансовым управляющим реестра требований кредиторов ФИО1 на 6 сентября 2021 года следует, что кредиторами ФИО1 являются администрация МО «Светлогорский городской округ» в сумме 290 401,58 руб., ФИО3 в сумме 20 598 750 руб., 7 099 015,79 руб., 3 529 948,58 руб., 18 172 руб., ФИО2 в сумме 84 304 230 руб., УФНС России по Калининградской области в сумме 86 636,10 руб. (т. 1 л.д. 72-85).

Также судом установлено, что в апреле 2021 года межведомственная комиссия администрации МО «Светлогорский городской округ» на основании письма Светлогорской межрайонной прокуратуры о передаче на рассмотрение обращения ФИО3 о правомерности перевода объекта капитального строительства из нежилого в жилое, повторно рассмотрела вопрос о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес> в жилое помещение.

Из содержания протокола заседания межведомственной комиссии <№> от 16 апреля 2021 года при повторном рассмотрении указанного вопроса члены межведомственной комиссии пришли к выводу о том, что при принятии решения межведомственной комиссии от 15.08.2018 г. <№> был нарушен порядок предоставления муниципальной услуги в части перевода помещений из нежилых в жилые, а именно: заявителем не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Кроме того, межведомственная комиссия пришла к выводу, что были нарушены условия перевода нежилых помещений отдельно стоящего здания в жилые, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. <№> «Об утверждении Положения о признании помещения помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Межведомственная комиссия посчитала, что уведомление о переводе нежилого здания, как нежилого помещения в жилое не относится к полномочиям органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 22 ЖК РФ.

Согласно вышеуказанного протокола заседания межведомственной комиссии и заключения межведомственной комиссии <№> от 16.04.2021 года межведомственная комиссия решила: отменить решение межведомственной комиссии администрации МО «Светлогорского района» от 15.08.2018 г. <№> о переводе из нежилого помещения в жилое, расположенное по адресу: <Адрес>. Рекомендовать главе администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» отменить постановление главы МО «Светлогорского района» от 12.09.2018 г. <№> (т. 1 л.д. 206-210).

На основании указанных протокола и заключения межведомственной комиссии главой администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» принято постановление от 16 апреля 2021 года <№>, которым отменено постановление администрации муниципального образования «Светлогорский район» от 12.09.2018 г. <№> «О переводе нежилого помещения в жилое помещение» (т. 1 л.д. 156).

На основании постановления главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 19 апреля 2021 года <№> в постановлении от 19.04.2021 г. <№> были исправлены технические ошибки (опечатки), а постановлением главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 08 июня 2021 года <№> в постановлении от 19.04.2021 г. <№> преамбула была изложена в новой редакции (т. 1 л.д. 154, 155).

Дав оценку установленным обстоятельствам дела и доводам сторон суд приходит к выводу о том, что оспариваемые акты органа местного самоуправления не нарушают требования закона, а также права ФИО1 Оснований для признания незаконными решения и заключения межведомственной комиссии от 16 апреля 2021 года и постановления главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 16 апреля 2021 года <№> с последующими изменениями, не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Частью 3 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится, в частности, жилой дом, а согласно ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Общие условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, закреплены в статье 22 ЖК РФ.

Частью 1 ст. 22 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое допускается, в частности, в случае: несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

При этом, согласно ч. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Таким образом, орган местного самоуправления во всех случаях обязан дать оценку соответствия нежилого помещения требованиям, установленным для жилого помещения.

Такая оценка в установленном порядке производится созданной органом местного самоуправления комиссией.

Положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено постановлением главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 24.07.2019 г. <№>, а состав межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые помещения или нежилых помещений в жилые помещения утвержден постановлением администрации МО «Светлогорский городской округ» 27.03.2019 года <№> (т. 1 л.д. 228-237).

Суд полагает, что заседание межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые помещения или нежилых помещений в жилые помещения 16 апреля 2021 года было проведено по вопросу, отнесенному к компетенции комиссии, при наличии необходимого кворума и за принятие оспариваемого решения проголосовало необходимое число членов комиссии (4 из 6).

Административным ответчиком не оспаривается, что собственник здания- ФИО1 не была заблаговременно извещена о заседании межведомственной комиссии 16.04.2021 года.

Суд полагает, что само по себе данное обстоятельство не влечет признание оспариваемых решений межведомственной комиссии и постановления главы администрации муниципального образования незаконными.

Так, согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. <№> Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее- Положение), межведомственная комиссии вправе была проводить заседание и рассмотреть вопрос о соответствии помещения требованиям, установленным Положением, не только на основании обращения собственника здания, но также и на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (к числу которых относятся и органы прокуратуры) (пункт 42 Положения).

При этом, следует отметить, что кредитор ФИО1- ФИО3, которая посчитала, что переводом нежилого здания гостевого дома в категорию жилых помещений нарушены её права и интересы как взыскателя в исполнительном производстве по обращению взыскания на имущество должника, в силу закона лишена возможности обратиться по данному вопросу в межведомственную комиссию или в орган местного самоуправления и вправе была защищать свои права путем обращения в органы прокуратуры.

Хотя ФИО1 не участвовала в заседании межведомственной комиссии, но 19 апреля 2021 года она была уведомлена о принятом решении межведомственной комиссии и о принятии постановления главы администрации муниципального образования (т. 1 л.д. 160). Тем самым было обеспечено право ФИО1 знать о принятых решениях, затрагивающих её права и свободы и возможность обжаловать эти решения в установленном порядке, чем она и воспользовалась.

Исходя из этого, суд полагает, что сам по себе факт неучастия ФИО1 в заседании межведомственной комиссии не является достаточным основанием для удовлетворения её административного иска.

Как указывалось выше, согласно ч. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации установлен прямой запрет на перевод нежилого помещения в жилое, если право собственности на такое жилое помещение обременено правами других лиц.

Такой запрет направлен на защиту прав и интересов третьих лиц, соблюдение баланса интересов участников гражданских правоотношений, в том числе в связи с реализацией имущества должников.

Как следует из материалов дела, на момент проведения заседания межведомственной комиссии 15 августа 2018 года и принятия главой администрации МО «Светлогорский район» постановления от 12 сентября 2018 года <№> о переводе, принадлежащего ФИО1 нежилого помещения в жилое, в представленных межведомственной комиссии материалах имелись выписки из ЕГРП от 11.01.2017 г. и от 07.06.2018 года, в которых прямо указано о наличии нескольких зарегистрированных ограничений (обременений) в отношении нежилого здания в <Адрес> в виде арестов и запретов на совершение регистрационных действий наложенных различными подразделениями ФССП России (т. 1 л.д. 111-116).

Несмотря на наличие зарегистрированных ограничений (обременений) нежилого здания, в том числе, запрещающих совершение регистрационных действий, орган местного самоуправления 12.09.2018 года принял решение, исполнение которого требует внесения изменений в государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В данном случае, суд полагает очевидным, что ФИО1 зная о наличии зарегистрированных в ЕГРН арестов и запретов регистрационных действий и невозможности в связи с этим внесения изменений в ЕГРН в части назначения нежилого здания, обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое лишь с целью затруднить реализацию арестованного имущества по своим обязательствам.

Об этом, по мнению суда, свидетельствует то обстоятельство, что и через три года после принятия межведомственной комиссией и органом местного самоуправления решений о переводе нежилого здания в категорию жилых, изменения в государственный реестр недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, а также о зарегистрированных правах на объект недвижимости, так и не внесены и, как пояснил суду представитель административного истца, ФИО1 в заявлениями об этом в Управление Росреестра даже не обращалась.

Согласно п. 2 ст. 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Кроме того, суд считает, что при принятии межведомственной комиссией решения от 15.08.2018 г. о переводе нежилого помещения в жилое, был существенно нарушен порядок принятия такого решения, предусмотренный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно пункта 42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Из содержания пункта 44 Положения следует, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям обязательно включает в себя определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.

Таким образом, в качестве экспертов для проведения обследований зданий, подготовки актов и заключений по вопросам, предусмотренным пунктом 43 Положения, межведомственная комиссия вправе привлекать только организации, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий.

Все остальные акты и заключения, подготовленные экспертами (организациями) не имеющими такой аттестации, не должны приниматься межведомственной комиссией в качестве надлежащих документов, а заключение межведомственной комиссии подготовленное на основе таких документов не может быть признано законным и обоснованным.

Как видно из представленных материалов, при принятии решения от 15.08.2018 г. <№> межведомственная комиссия в качестве документа для оценки фактического состояния помещения и иных обстоятельств, указанных в пункте 43 Положения, использовала акт обследования технического состояния здания <№> подготовленный ООО <Данные изъяты> в 2017 году (т. 1 л.д. 187-191, 204, 205).

В акте содержится заключение о том, что индивидуальный жилой дом соответствует строительным нормам и правилам, помещения пригодны к эксплуатации как жилые.

Точная дата составления данного документа в нем отсутствует. Первоначально данный документ был представлен ФИО1 в межведомственную комиссию при подаче заявления от 01.06.2017 года. То есть, с момента составления указанного акта прошло более 1 года.

Акт обследования имеет подписи лиц, его составивших, только во вводной части, исследовательская часть акта не подписана. При этом на титульном листе имеется подпись <ФИО>10 как главного инженера проекта, а на первом листе его же подпись как эксперта. Каких-либо документов, подтверждающих уровень профессиональной подготовки <ФИО>10 как эксперта к акту не приобщено.

Кроме того, ООО <Данные изъяты> не представлено документов, подтверждающих факт аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий.

10 июля 2014 года ООО <Данные изъяты> Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство объединение проектировщиков выдано свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (т. 1 л.д. 204, 205).

Как следует из свидетельства и приложения к нему с указанием наименований видов работ, к которым допущено ООО <Данные изъяты>, в них отсутствуют работы по подготовке заключений экспертизы проектной документации- в перечень входят только работы по подготовке различных проектов и технологических решений, а также по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, но не по экспертизе проектной документации.

Кроме того, сам по себе указанный акт обследования технического состояния здания содержит только выводы о том, что здание построено в соответствии с градостроительными регламентами и нормами пожарной безопасности (сделанные выводы ни как не мотивированы), состояние основных несущих конструкций работоспособно, по набору и планировке помещений здание соответствует индивидуальному жилому дому и СНиП 31-02-2001 «Дома жилые многоквартирные».

По остальным вопросам, предусмотренным пунктом 43 Положения, какие-либо выводы в акте ООО <Данные изъяты> вообще отсутствуют.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что межведомственная комиссия не вправе была учитывать акт обследования ООО <Данные изъяты> при принятии 15.08.2018 года решения по существу заявления ФИО1 и могла принять решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения либо истребовании дополнительных документов.

Таким образом, межведомственной комиссией 15.08.2018 года не была дана надлежащая оценка соответствия помещений и здания <Адрес> установленным в Положении требованиям.

Исходя из буквального содержания решения межведомственной комиссии <№> от 15 августа 2018 года, данной комиссией вообще не было принято решение, предусмотренное пунктом 47 Положения, а именно- по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Межведомственная комиссия приняла решение о переводе нежилого помещения в жилое, то есть по вопросу, который отнесен к компетенции не межведомственной комиссии, а к компетенции органа местного самоуправления.

Следовательно, постановление главы администрации муниципального образования «Светлогорский район» от 12 сентября 2018 года <№> о переводе нежилого помещения в жилое было принято в нарушение требований ч. 4 ст. 22 ЖК РФ при отсутствии надлежащим образом принятого решения межведомственной комиссии о соответствии здания установленным требованиям и при наличии сведений об обременении здания правами третьих лиц.

При таких обстоятельствах, главой администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» с учетом заключения межведомственной комиссии от 16.04.2021 г. <№> принято по существу законное постановление от 16 апреля 2021 года <№> «Об отмене постановления администрации муниципального образования «Светлогорский район» от 12.09.2019 г. <№> «О переводе нежилого помещения в жилое помещение» и оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 ноября 2021 года.

Судья М.В. Аниськов