Дело № 2а-833/2020
УИД 27RS0015-01-2020-001319-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2020 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Молчановой Ю.Е.,
при секретаре Никулиной Е.А.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО2, действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Собранию депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения о досрочном освобождении от должности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения о досрочном освобождении от должности. В обоснование административного иска указано, что 15.10.2020 на очередном заседании Собранием депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - Собрание депутатов) принято решение от 15.10.2020 № 154 «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1». Считает решение Собрания депутатов о досрочном освобождении меня от должности заместителя председателя Собрания депутатов принятым с нарушением Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Ванинского муниципального района Хабаровского края, муниципальных нормативных правовых актов Ванинского муниципального района, в том числе Правил депутатской этики в Собрании депутатов Ванинского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов от 09.09.2010 № 67, т.е. необоснованным и незаконным, а также дискриминационным и нарушающим его права и свободы человека и гражданина, закрепленные и гарантированные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 45), и нарушающим его права депутата на равное положение всех депутатов по своему статусу (п. 1.4 Правил депутатской этики в Собрании депутатов Ванинского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов от 9.09.2010 № 67). По итогам голосования по выборам заместителя председателя Собрания депутатов решением от 02.10.2018 № 2 «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края» он избран заместителем председателя Собрания депутатов. Во время исполнения им полномочий заместителя председателя Собрания депутатов никаких замечаний к осуществлению им депутатских обязанностей, соблюдению правил этики не имелось, никаких бесед и разбирательств с его участием не проводилось. Несмотря на данные обстоятельства, по причине разности мнений и убеждений по обсуждаемым вопросам, депутатом Собрания депутатов от избирательного округа №ФИО4 разработан проект решения Собрания депутатов «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1». Данный проект решения внесен в Собрание депутатов 30.09.2020 и рассмотрен 13.10.2020 на заседании Комиссии. Из пояснительной записки от 28.09.2020 к проекту решения следует, что необходимость принятия данного решения вызвана систематическими нарушениями регламента Собрания депутатов Ванинского муниципального района, депутатской этики, несоблюдения общепринятых этических норм и правил поведения, а предложение снять полномочия заместителя председателя Собрания депутатов мотивировано отсутствием изменений в поведении после неоднократного проведения бесед. Однако проект решения и пояснительная записка к нему не соответствуют требованиям, изложенным в п. 8.2 Правил депутатской этики: отсутствуют подписи заявителя - депутата ФИО4 в листе согласования и пояснительной записке к проекту решения; не имеется сведений о конкретных действиях депутата ФИО1 с указанием даты, времени, места, обстоятельств совершения действий которые явились основанием для подачи документов в Комиссию; отсутствуют материалы, подтверждающие факты систематических нарушений депутатом ФИО1 регламента, депутатской этики, несоблюдения общепринятых этических норм и правил поведения и проведения с ним каких-либо бесед. Пояснительная записка к проекту решения и проект решения не содержат никаких конкретных сведений о том, имелись ли в действительности систематические нарушения регламента и депутатской этики с моей стороны. Таким образом, доводы, изложенные в пояснительной записке от 28.09.2020 к проекту решения, документами и материалами не подтверждены, соответственно, несостоятельны, субъективны и голословны. 13.10.2020 состоялось заседание Комиссии, в ходе которого рассмотрен вышеуказанный вопрос с принятием решения: вынести проект решения «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1». О рассмотрении данного вопроса 13.10.2020 на заседании Комиссии его никто не информировал, на заседание Комиссии он не приглашался. Тем самым, заседание Комиссии проведено в его отсутствие, ему не была предоставлена возможность ознакомиться с документами и материалами по данному вопросу. Следовательно, в нарушение пунктов 8.7, 8.8 Правил депутатской этики он был лишен возможности самозащиты своих прав непосредственно на заседании Комиссии, не мог дать пояснения, изложить свои доводы членам Комиссии с целью помочь выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение. Кроме того, по поручению работодателя - АО «Дальтрансуголь» с 03.10.2020 по 13.10.2020 включительно он находился в служебной командировке за пределами Ванинского района Хабаровского края. Сообщение о принятом Комиссией решении в его адрес не поступало. Таким образом. Комиссией при рассмотрении вопроса «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1» нарушен порядок рассмотрения вопросов, связанных с нарушением Правил депутатской этики, а именно: абзац третий п. 8.2, п. 8.7, абзац третий п. 8.8, п. 8.9, п. 8.10, абзац второй п. 8.11. После заседания Комиссии проект решения с изменениями, внесенными Комиссией, с листом согласования и рассылки от 14.10.2020 и пояснительной запиской от 14.10.2020 повторно внесен депутатом ФИО4 в Собрание депутатов. При этом на листе согласования и рассылки проекта решения от 14.10.2020 и на пояснительной записке к проекту решения от 14.10.2020 отсутствуют подписи заявителя и разработчика - депутата ФИО4 В пояснительной записке к проекту решения не указаны сведения о конкретных действиях депутата ФИО1, которые явились основанием для подачи документов в Комиссию и подготовки проекта решения, а также отсутствуют материалы, подтверждающие факты систематических нарушений депутатом ФИО1 регламента, депутатской этики, несоблюдения общепринятых этических норм и правил поведения и проведения с ним каких-либо бесед. Пояснительная записка от 14.10.2020 к проекту решения и проект решения не содержат никаких конкретных сведений о том, имелись ли в действительности систематические нарушения регламента и депутатской этики с его стороны. Таким образом, доводы, изложенные в пояснительной записке от 14.10.2020 к проекту решения, документами и материалами не подтверждены, соответственно, несостоятельны, субъективны и голословны. Уставом Ванинского муниципального района Хабаровского края (п. 2 ст. 24), Положением о Собрании депутатов (п. 2 ст. 12) и Регламентом Собрания депутатов (абзац второй ст. 6) определены следующие случаи прекращения деятельности заместителя председателя Собрания депутатов: по истечении срока полномочий соответствующего созыва; досрочно в случае отзыва; досрочно в случае отставки. Федеральный закон № 131-ФЗ, Устав Ванинского муниципального района Хабаровского края, Положение о Собрании депутатов, Регламент Собрания депутатов и Правила этики такого случая и основания досрочного прекращения полномочий (освобождения от должности) депутата, замещающего должность в представительном органе муниципального образования (заместителя председателя собрания депутатов), в том числе в качестве меры воздействия и меры ответственности, как «систематические нарушения регламента Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, депутатской этики, соблюдения общепринятых этических норм и правил поведения», не содержат. Кроме того, депутаты Собрания депутатов при рассмотрении вопроса, связанного с нарушением Правил депутатской этики, проголосовав большинством голосов за принятие проекта решения «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1», превысили полномочия Собрания депутатов, установленные Правилами депутатской этики (п. 8.16). Также считает указанное решение Собрания депутатов дискриминационным и нарушающим его права, поскольку расценивает его как меру воздействия и наказания за высказываемые им убеждения и мнения, отличающиеся от позиции отдельных депутатов Собрания депутатов. Просит признать незаконным решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 154 «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1», обязать Собрание депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края на очередном заседании отменить решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 154 «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание прибыл, административный иск поддержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО3 пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку действительно пояснительная записка к проекту решения поданная ФИО4 не содержат никаких конкретных сведений о том, имелись ли в действительности систематические нарушения регламента и депутатской этики со стороны ФИО1, а содержит лишь общие фразы, без указаний места и даты и самих высказываний, свидетельствующих о несоблюдении ФИО1 норм и правил поведения. На комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике личность ФИО1 не рассматривалась.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина (организации, юридического лица).
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (абзац двадцатый ст. 2).
Согласно п. 2 ст. 24 Устава Ванинского муниципального района Хабаровского края (опубликован на официальном сайте Ванинского муниципального района в сети Интернет: vaninoadm.khabkrai.ru) заместитель председателя Собрания депутатов вступает в должность после его избрания. Прекращает свою деятельность заместитель по истечении срока полномочий соответствующего созыва либо досрочно в случае его отзыва или отставки. Решение об освобождении заместителя председателя Собрания депутатов от должности досрочно принимается простым большинством голосов от избранного числа депутатов путем открытого голосования.
Решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 25.12.2009 № 108 утверждено Положение о собрании депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края далее - Положение о Собрании депутатов).
В соответствии с п.п.1,2,3 ст. 1 Положения о Собрании депутатов, собрание депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края является представительным органом Ванинского муниципального района. Собрание депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосование. Срок полномочий депутатов Собрания депутатов 5 лет.
В силу п. 2 ст. 12 Положения о Собрании депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов от 25.12.2019 № 108 (заместитель председателя Собрания депутатов вступает в должность после его избрания. Прекращает свою деятельность заместитель по истечении срока полномочий соответствующего созыва либо досрочно в случае его отзыва или отставки. Решение об освобождении заместителя председателя Собрания депутатов от должности досрочно принимается простым большинством голосов от избранного числа депутатов путем открытого голосования.
На основании ст. ст.6,7 Регламента Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, утвержденного постановлением Собрания депутатов от 25. 12.2009 № 21 (далее - Регламент Собрания депутатов), заместитель председателя Собрания депутатов вступает в должность после его избрания. Прекращает свою деятельность заместитель по истечении срока полномочий соответствующего созыва либо досрочно в случае его отзыва или отставки. Решение об освобождении заместителя председателя Собрания депутатов от должности досрочно принимается простым большинством голосов от избранного числа депутатов путем открытого голосования. Заседание собрания правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избраненного числа депутатов. Протокол заседания Собрания составляется в ходе заседания, подписывается председательствующим на заседании Собрания.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 02.10.2018 № 2 избран заместителем Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Решением Собрания депутатов от 09.09.2010 № 67 утверждены Правила депутатской этики в Собрании депутатов Ванинского муниципального района (далее - Правила депутатской этики).
Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Правил, осуществляется постоянной комиссией по мандатам, регламенту и депутатской этике (далее - Комиссия) или (в случаях, предусмотренных Правилами) непосредственно Собранием депутатов (п. 8.1 Правил).
Комиссия рассматривает случаи нарушения Правил: по поручению Собрания депутатов; по письменному заявлению (обращению), поданному в Собрание депутатов избирателем, депутатом Собрания депутатов (группой депутатов), депутатским объединением Собрания депутатов, должностным лицом, иными лицами. Письменные заявления (обращения) рассматриваются при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, его подпись, данные о его месте жительства, работы или учебы, контактный телефон, если такой имеется, а также сведения о конкретных действиях депутата, которые являются основанием для подачи соответствующего заявления (обращения) (п. 8.2 Правил).
На заседание Комиссии по предварительному рассмотрению обращения (заявления), поручения Собрания депутатов должен быть приглашен депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, заявители и другие лица, информация которых может помочь выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение. Отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии, не препятствует рассмотрению вопроса о привлечении депутата к ответственности за нарушение Правил по существу (п. 8.7 Правил).
На заседании Комиссия заслушивает заявителя или оглашает его письменное обращение, заслушивает депутата, допустившего нарушение Правил; знакомится с документами, справками и другой необходимой официальной информацией (п. 8.8 Правил).
По итогам рассмотрения заявления (обращения), поручения Собрания депутатов Комиссия может принять одно из следующих решений: о нарушении депутатом Правил, включая оценку действий депутата и меры воздействия по отношению к депутату или рекомендаций по применению к депутату конкретных мер воздействия, если решение вопроса передается Комиссией в Собрание депутатов; об отсутствии в действиях депутата нарушения Правил (п. 8.9 Правил).
В случае установления факта нарушения депутатом Правил Комиссия может принять по отношению к депутату одну из следующих мер воздействия: предложить депутату принести публичные извинения, в том числе и через средства массовой информации в случае, если нарушение было допущено через них; огласить на заседании Собрания депутатов факты, связанные с нарушением Правил; указать депутату на недопустимость нарушения Правил. Комиссия вправе передать Собранию депутатов решение вопроса о нарушении Правил для принятия соответствующих мер воздействия (п. 8.10 Правил).
О принятом решении Комиссия сообщает лицу, подавшему обращение, депутату, действия которого рассматривались, а также председателю Собрания депутатов (п. 8.11 Правил).
Собрание депутатов может применить к депутату, нарушившему Правила, одну из следующих мер воздействия: указать депутату на недопустимость нарушения Правил; огласить на заседании Собрания депутатов факты, связанные с нарушением Правил; рекомендовать депутату принести публичные извинения, в том числе и через средства массовой информации в случае, если такое нарушение было допущено через них; объявить депутату порицание; передать материалы о нарушении Правил в средства массовой информации для опубликования (обнародования) или довести информацию о нарушении Правил до сведения избирателей соответствующего избирательного округа иным способом; представить средствам массовой информации список депутатов, пропускающих без уважительной причины заседания Собрания депутатов; вывести из состава постоянной депутатской комиссии Собрания депутатов депутата за систематическое, не менее 3-х раз, отсутствие на заседании постоянной комиссии без уважительных причин в случае поступления обращения соответствующей постоянной депутатской комиссии (п. 8.16 Правил).
Решение Собрания депутатов по вопросам нарушения депутатской этики депутатов может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством (п. 8.21 Правил).
Из материалов дела следует, что 13.10.2020 года состоялось заседание постоянной комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этики, на повестке дня которой стоял, в том числе вопрос о досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1 По итогам заседания было принято решение о вынесении проекта решения «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края» ФИО1 на заседание Собрания депутатов.
При этом, судом установлено, что ФИО1 на заседании Комиссии не присутствовал. Сведения о том, что он был приглашен на заседание, и был надлежащим образом уведомлен о времени и месте его проведения, административным ответчиком суду не представлены.
Решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 154 ФИО1 досрочно освобожден от занимаемой должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края в связи с систематическими нарушениями Регламента Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, депутатской этики, несоблюдения общепринятых этических норм и правил поведения.
Как следует из пояснительной записки к проекту решения Собрания депутатов необходимость принятия данного решения вызвана систематическими нарушениями Регламента Собрания депутатов Ванинского муниципального района, депутатской этики, несоблюдения общепринятых этических норм и правил поведения. С заместителем Собрания депутатов неоднократно проводились беседы о недопустимости такого поведения, которое наносит вред репутации Собрания депутатов Ванинского муниципального района, дискредитирует весь депутатский корпус, однако каких-либо изменений в поведении ФИО1 не произошло.
Из протокола заседания Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края № 7 от 15.10.2020 года следует, что на заседании присутствовали 14 депутатов, в том числе заместитель председателя ФИО1 Четвертым пунктом повестки заседания был рассмотрен вопрос о досрочном освобождении ФИО1 от занимаемой должности заместителя председателя Собрания депутатов, по итогам которого большинством голосов было принято оспариваемое решение.
Административный истец, оспаривая данное решение, указывает на нарушение Собранием депутатов своих полномочий, на нарушение процедуры принятия и оформления данного решения, а также не его необоснованность и незаконность.
Суд, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, с доводами административного истца о необоснованности принятого решения соглашается, поскольку приняв решение об освобождении ФИО1 досрочно от занимаемой должности с формулировкой «…в связи с систематическими нарушениями Регламента Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, депутатской этики, несоблюдения общепринятых этических норм и правил поведения», доказательств данным фактам представлено не было.
Данное решение не конкретизировано, в нем не указано, в чем именно были выражены нарушения депутатской этики, когда данные нарушения имели место, какие меры реагирования принимались к административному истцу в целях недопущения нарушений, и что данные меры положительного результата не принесли. В пояснительной записке к проекту решения, данные сведения также не содержатся. Данные о том, что в ходе заседаний Комиссии от 13.10.2020 года и Собрания депутатов от 15.10.2020 были изучены документы, подтверждающие факты нарушения административным истцом депутатской этики, в соответствующих протоколах заседаний отсутствуют.
Доказательств обратному в ходе рассмотрения настоящего дела, административным ответчиков не представлено, в то время, как бремя доказывания обоснованности и законности принятого решения лежит на нем.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении принятым решением прав административного истца, в связи с чем его требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Собранию депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения о досрочном освобождении от должности, удовлетворить.
Признать незаконным решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 154 «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1».
Обязать Собрание депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края восстановить нарушенные права ФИО1 путем отмены решения Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 154 «О досрочном освобождении от должности заместителя председателя Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1».
В силу части 3 статьи 89 КАС РФ принятые по настоящему делу меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Молчанова Ю.Е.
Мотивированное решение
Изготовлено 27.11.2020 года