ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-833/22 от 23.09.2022 Сасовского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-833/22 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2022 года р.п. Пителино

Сасовский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Рожковой Г.А.

при секретаре Федюшкиной Г.М.

с участием

административного истца помощника прокурора Пителинского района Ни М.А.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области Родина Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пителинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пителинского района предъявил административный иск в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения, мотивируя тем, что прокуратурой Пителинского района Рязанской области на основании задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту – Федеральный закон №117-ФЗ) данный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе на основании следующих общих требований:

- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Согласно ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения обязан, в том числе обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. В соответствии со ст.10 Федерального закона № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Постановлением Правительства РФ № 1892 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее – Положение). Согласно п.п. 2, 4 Положения: Декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее - декларант). Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон) обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения. Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии со ст.7 Федерального закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст.19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе: - невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; - нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. Согласно ст.20 Федерального закона № 117-ФЗ должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством. В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что в собственности администрации находится гидротехническое сооружение - дамба земляная насыпная, водосбросное сооружение, донный водоспуск на р. Ежачка в
с. Нестерово Пителинского района Рязанской области. В нарушение требований вышеуказанного законодательства администрацией МО – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области обследования указанного гидротехнического сооружения не организовано, в связи с чем декларация безопасности гидротехнического сооружения не утверждена, критерии безопасности указанного гидротехнического сооружения не разработаны и не утверждены, следовательно, гидротехническое сооружение фактически эксплуатируется без каких-либо разрешительных документов, подтверждающих его безопасность. В связи с этим прокуратурой района главе администрации МО – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области 19.02.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Однако администрация МО – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области до настоящего времени нарушения в части утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения, а также разработки и утверждения критериев безопасности указанного гидротехнического сооружения не устранены. Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении гражданского дела не представляется возможным.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по утверждению декларации безопасности гидротехнического сооружения - дамба земляная насыпная, водосбросное сооружение, донный водоспуск на р. Ежачка в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, а также разработке и утверждению критериев безопасности указанного гидротехнического сооружения; обязать администрацию МО – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения - дамба земляная насыпная, водосбросное сооружение, донный водоспуск на р. Ежачка в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, разработать и утвердить критерии безопасности указанного гидротехнического сооружения; установить срок для исполнения судебного решения – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В суде помощник прокурора Ни М.А. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске. Просил установить срок для выполнения заявленных прокурором требований до 01 сентября 2023 года.

В суде представитель административного ответчика администрации муниципального образования – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области Родин Е.А. пояснил, что административные исковые требования прокурора признают, но просил для решения вопроса о выделении денежных средств для утверждения декларации установить срок исполнения решения суда год и более.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, административные исковые требования прокурора Пителинского района Рязанской области удовлетворяет.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения обязан, в том числе обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со ст.10 Федерального закона № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ № 1892 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее – Положение). Согласно п.п. 2, 4 данного Положения декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон) обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст.19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе: - невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; - нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Судом установлено, что гидротехническое сооружение - дамба земляная насыпная, водосбросное сооружение, донный водоспуск на р. Ежачка в
с. Нестерово Пителинского района Рязанской области находится в собственности муниципального образования – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области. Администрацией МО – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области обследования указанного гидротехнического сооружения не организовано, в связи с чем декларация безопасности гидротехнического сооружения не утверждена, критерии безопасности указанного гидротехнического сооружения не разработаны и не утверждены, следовательно, гидротехническое сооружение фактически эксплуатируется без каких-либо разрешительных документов, подтверждающих его безопасность

В соответствии со ст.187 КАС РФ устанавливает ответчику срок для совершения вышеуказанных действий – шесть месяце со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд, учитывая незаконное бездействие административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по проведению обследования гидротехнического сооружения, в не разработке критериев безопасности указанного гидротехнического сооружения, не утверждением декларации критерии безопасности указанного гидротехнического сооружения, удовлетворяет заявленные административные исковые требования прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации МО – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по утверждению декларации безопасности гидротехнического сооружения - дамба земляная насыпная, водосбросное сооружение, донный водоспуск на р. Ежачка в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, а также разработке и утверждению критериев безопасности указанного гидротехнического сооружения.

Обязать администрацию МО – Нестеровское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения - дамба земляная насыпная, водосбросное сооружение, донный водоспуск на р. Ежачка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, разработать и утвердить критерии безопасности указанного гидротехнического сооружения; установить срок для исполнения судебного решения – 01 сентября 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд Рязанской области (р.п.Пителино) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.А.Рожкова