РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г. Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Потаповой Л.В.,
при секретаре Филатовой Т.А.,
с участием административного истца – ст. помощника Киреевского межрайонного прокурора Гришиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-834/20 по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Липки Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования город Липки Киреевского района незаконным, понуждении к принятию нормативного муниципального правового акта, определяющего порядок обеспечения объектами инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Липки Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования город Липки Киреевского района незаконным, понуждении к принятию нормативного муниципального правового акта, определяющего порядок обеспечения объектами инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан, указывая в обоснование заявленных требований на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства при предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан бесплатно.
В ходе проверки установлено, что в нарушении ч. 4-1 ст. 5 Закона Тульской области № 2362-ЗТО от 26.10.2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан, до настоящего времени не разработан и не принят. Отсутствии вышеуказанного муниципального нормативного правового акта существенно нарушает права отдельных категорий граждан, оформивших в собственность предоставленные им в качестве меры социальной поддержки земельные участки и несущих бремя их содержания, но не имеющих возможности использовать их для строительства жилых домов, а также права неопределенного круга лиц в области земельных отношений. Несоблюдение вышеуказанного закона со стороны должностных лиц администрации муниципального образования город Липки Киреевского района нарушает интересы Российской Федерации, осуществляющей деятельность по повышению эффективности мер по противодействию коррупции во всех сферах гражданского общества. Отсутствие муниципального нормативно правового акта, определяющего порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан, впоследствии может повлечь совершение коррупционных проявлений при предоставлении таких земельных участков со стороны должностных лиц администрации муниципального образования город Липки Киреевского района.
Ранее по вышеуказанным фактам межрайонной прокуратурой 16.06.2020 в адрес главы администрации муниципального образования город Липки Киреевского района внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено, однако нарушения вышеуказанного закона не устранены, муниципальный нормативно правовой акт, определяющий порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан, до настоящего времени не разработан, не утвержден.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по принятию муниципального нормативно правовой акта, определяющего порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан; обязать администрацию муниципального образования город Липки Киреевского района разработать и утвердить муниципальный нормативно правовой акт, определяющий порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца – ст. помощник Киреевского межрайонного прокурора по доверенности Гришина Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Липки Киреевского района в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Закон Тульской области № 2362-ЗТО от 26.10.2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» устанавливает порядок постановки отдельных категорий граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, в случаях, установленных Законом Тульской области от 25.06.2015 № 2314-ЗТО "Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Тульской области № 2362-ЗТО от 26.10.2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» граждане, указанные в части 1 статьи 2 Закона Тульской области "Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", которым земельные участки предоставлены в аренду, могут обратиться в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в отношении арендуемого земельного участка.
На основании ч. 4-1 ст. 5 Закона Тульской области № 2362-ЗТО от 26.10.2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» после официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Из ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела, Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства при предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан бесплатно.
В ходе проверки установлено, что в нарушении ч. 4-1 ст. 5 Закона Тульской области № 2362-ЗТО от 26.10.2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан, до настоящего времени не разработан и не принят.
Ранее, 16.06.2020, по данному факту Киреевской межрайонной прокуратурой на имя главы администрации муниципального образования город Липки Киреевского района внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено, однако нарушения вышеуказанного закона не устранены, муниципальный нормативно правовой акт, определяющий порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан, до настоящего времени не разработан, не утвержден. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, отсутствие вышеуказанного муниципального нормативного правового акта существенно нарушает права отдельных категорий граждан, оформивших в собственность предоставленные им в качестве меры социальной поддержки земельные участки и несущих бремя их содержания, но не имеющих возможности использовать их для строительства жилых домов, а также права неопределенного круга лиц в области земельных отношений. Несоблюдение вышеуказанного закона со стороны должностных лиц администрации муниципального образования город Липки Киреевского района нарушает интересы Российской Федерации, осуществляющей деятельность по повышению эффективности мер по противодействию коррупции во всех сферах гражданского общества.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Липки Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования город Липки Киреевского района незаконным, понуждении к принятию нормативного муниципального правового акта, определяющего порядок обеспечения объектами инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан являются обоснованными, а, следовательно, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление исполняющего обязанности Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Липки Киреевского района по принятию муниципального нормативно правовой акта, определяющего порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан.
Обязать администрацию муниципального образования город Липки Киреевского района разработать и утвердить муниципальный нормативно правовой акт, определяющий порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры сформированных для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: