ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-834/2021 от 07.07.2021 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-834/2021

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2021 года

Решение

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 07 июля 2021 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Кузьмич Н.В.,

при секретаре Лукановой Ю.В.,

с участием помощника прокурора города Кандалакши Петровой Р.Р.,

представителя административного ответчика – Железнова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному иску прокурора г. Кандалакши в защиту интересов неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ликвидатор сессий» о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой,

заинтересованное лицо - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,

установил:

Прокурор г. Кандалакши (далее – прокурор) обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г. Кандалакши на основании обращений Михайлова П.Е. проведена проверка, в ходе которой выявлены страницы, содержащие информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации, а именно, информация о возможности приобретения готовых дипломных, курсовых работ, рефератов. Данная информация размещена в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>. Страницы опубликованы в сети Интернет и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. На момент проверки указанный интернет-ресурс не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru информация о владельце адресу: <данные изъяты> отсутствует, в связи с чем, привлечь его к участию в рамках административного производства не представляется возможным. На главной странице сайта размещены банковские реквизиты ООО «Ликвидатор сессий» для перечисления денежных средств. Прокурор просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Определением суда от 17 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ООО «Ликвидатор сессий».

В судебном заседании помощник прокурора Петрова Р.Р. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Железнов Р.В. в судебном заседании возражал против исковых требований, указал, что информация, размещённая в сети Интернет по адресу: https://murmansk.magistr.ru, не является рекламой, следовательно, на неё не распространяются положения Федерального закона «О рекламе». Полагает, что прокурор неверно трактует законодательство. Законом не запрещено предоставление услуг по написанию работ. Пояснил что по заданию заказчика Общество пишет авторские работы, а как их используют заказчики – это их дело. В удовлетворении иска просил отказать.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области в судебное заседание не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено статьей 2 Федерального закона № 149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

По правилам части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании части 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» запрещена реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Таким образом, не допускается реклама услуг по подготовке и написанию:

- выпускных квалификационных работ;

- научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций);

- иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

При этом понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».

Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

По смыслу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» диссертация на соискание ученой степени доктора наук - научно-квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

При этом диссертация на соискание ученой степени кандидата наук - научно-квалификационная работа, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1, части 3 и части 16 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются: документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного Закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с подготовкой и написанием выпускных квалификационных, научных работ и т.д.

Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе выявлен сайт <данные изъяты>, на котором размещена информация о возможности приобретения готовых дипломных, курсовых работ, рефератов. При этом страница открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц.

На момент проверки указанный Интернет-ресурс в единый реестр не внесен. Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru информация о владельце сайта <данные изъяты>, отсутствует. При этом на главной странице сайта размещены банковские реквизиты ООО «Ликвидатор сессий» для перечисления денежных средств.

Суд приходит к выводу, что объектом рекламирования на указанном сайте выступают услуги по подготовке и написанию дипломных, курсовых работ, рефератов

Представителем административного ответчика Железновым Р.В. в судебном заседании подтверждено, что владельцем сайта является ООО «Ликвидатор сессий», на сайте размещена информация о предоставлении услуг по подготовке, написанию выпускных квалификационных работ, рефератов и т.д.

Довод представителя ответчика о том, что размещенная информация в сети Интернет не является рекламой со ссылкой на письмо Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2015 № АК/45828/15, суд находит несостоятельной, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из содержания размещённой Обществом на сайте <данные изъяты> информации, следует, данная информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 4 статьи 3 Федеральным законом «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 № 138-ФЗ).

Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Таким образом, перечисленными выше нормами права предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с подготовкой и написанием выпускных квалификационных работ, научных докладов и т.д., распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждают неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, к совершению преступлений и способствуют их совершению, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования заказанной дипломной, курсовой работы или реферата без самостоятельных подготовки и написания.

Согласно пункту 5 Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются в том числе решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ решение суда о признании информации, распространение которой распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов сайтов, содержащих запрещенную для распространения на территории Российской Федерации информацию, в Реестр.

Анализируя установленные обстоятельства и исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещённую на интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда направить в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области для включения в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия окончательной форме.

Судья Н.В. Кузьмич