Дело 2а-836/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2019 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,
с участием старшего помощника Шарыповского межрайонного прокурора – Шаркия Е.Ю., представителя административного ответчика Администрации г. Шарыпово - Теплякова В.А. (по доверенности от 09.01.2019), представителя заинтересованного лица КУМИ и ЗО Администрации города Шарыпово - Широченковой Ю.Ю. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), представителя заинтересованного лица МКУ «Служба городского хозяйства» -Берестевич О.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Шарыпово Красноярского края об оспаривании нормативного правового акта,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Администрации г. Шарыпово о признании недействующими пункта 3 постановления Администрации г. Шарыпово № от 14.03.2019 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории МО «город Шарыпово Красноярского края» на 2019 год»; пункта 16 приложения к постановлению Администрации г. Шарыпово № от 14.03.2019, в части установления размера платы для жителей многоквартирных домов № и № по <адрес> (далее – МКД №№) (л.д.3-8).
Административные исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией г. Шарыпово законодательства в сфере жилищного законодательства и законодательства о теплоснабжении. 22.02.2019 прокуратурой изучался проект указанного нормативного правового акта. В связи с выявленными нарушениями, на указанный проект принесены замечания, далее на принятое постановление принесен протест, однако требования прокуратуры удовлетворены не были. В п. 16 Приложения к постановлению указано, что размер платы для жителей МКД №№ по <адрес> установлен в размере 67 руб. 43 коп. В расчете, предоставленном Администрацией г. Шарыпово в обоснование устанавливаемого тарифа на 2019 г. указано, что в структуру затрат по содержанию жилого помещения на 2019 г. <адрес> (дома с центральным отоплением) указаны суммы: 177 435, 38 руб. - в фонд оплаты труда по ставке «кочегар»; 126 104 руб. - на покупку угля; 24 759 руб. - на доставку указанного угля. Обоснования, изложенные Администрацией г. Шарыпово в ответе на замечания, а также в представленных копиях документов, противоречат действующему федеральному законодательству по следующим основаниям. Из технического паспорта на МКД №№, № следует, что каждое жилое помещение указанных домов оборудовано печным отоплением. Кроме того, в паспорте отсутствуют сведения об общедомовом имуществе - тепловом пункте. Учитывая изложенное, довод Администрации г. Шарыпово, что тепловой пункт входит в состав общего имущества собственников помещений указанных домов, не основан на нормах законодательства. В связи с тем, что котельная, расположенная у МКД №№, № не является тепловым пунктом, поскольку является котельной, в связи с чем, ее эксплуатация, а также установление тарифов на тепловую энергию регламентируется Законом №190-ФЗ «О теплоснабжении». Таким образом, затраты на кочегара, уголь и доставку угля не могут включаться в тариф на жилищную услугу, поскольку данные затраты, должны включаться в тариф на тепловую энергию, который уполномочено устанавливать Министерство тарифной политики Красноярского края. Кроме того, 28.09.2018 решением комиссии Администрации г. Шарыпово МКД №№ признаны аварийными. Учитывая изложенное, тариф, установленный п. 16 приложения к постановлению от 14.03.2019 № принят с превышением полномочия, установленного ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, и нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в указанных домах, в связи с чем, подлежит признанию недействующим. Кроме того, в п. 3 данного Постановления указано, что оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019. В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта, в официальном сетевом издании, объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании, могут не приводится. Из изложенного следует, что Постановление распространяет свое действие на отношения, которые возникли с момента опубликования последнего, т.е. с 15.03.2019, поскольку данное Постановление затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, в связи с чем, пункт 3 Постановления в части применения к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019 противоречит нормам законодательства и подлежит признанию недействующим.
Представитель административного истца – ст. помощник Шарыповского межрайонного прокурора Шаркий Е.Ю. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации г. Шарыпово – Тепляков В.А. (полномочия проверены), в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что нормативно – правовой акт отвечает требованиям действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица КУМИ и ЗО Администрации города Шарыпово - Широченкова Ю.Ю. (полномочия проверены) в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что Постановлением не нарушены права неопределенного круга лиц, правовой акт принят в соответствии с требованиями закона.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Служба городского хозяйства» -Берестевич О.Н. (полномочия проверены) в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований прокурора по доводам, изложенным в письменных возражениях о нижеследующем. Теплоснабжение МКД №№ осуществляется от теплового пункта, расположенного в обособленном помещении, состоящем из элементов тепловых энергоустановок, присоединенных к внутридомовой системе теплопотребления и обеспечивающих работоспособность отопительной системы, управление режимами теплопотребления, регулирование параметров теплоносителя и распределение теплоносителя по жилым помещениям. Данный тепловой пункт является составляющей системы теплоснабжения указанных домов и эксплуатируется в составе инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества собственников помещений данных домов. Расходы на содержание теплового пункта, как части системы общедомового имущества, всегда входили в структуру платы за жилое помещение указанных домов. Данный размер платы в 2005г. проверялся Департаментом строительства и ЖКХ Красноярского края, в целях предоставления МО город Шарыпово субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с применением предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение. Субсидия предоставлялась МО до отмены предельных индексов за жилое помещение. В связи с признанием МКД №N 40,42 аварийными и подлежащими сносу, ведение работы по изменению статуса теплового пункта на статус отдельного объекта недвижимого имущества (котельной) и переоборудования его в соответствии с СНиП П-35-76* «Котельные установки», организацию водоподготовки, для бесперебойной и безопасной эксплуатации водогрейных котлов, потребует значительных бюджетных вложений, что в условиях дотационного городского бюджета, будет нецелесообразно. Установление министерством тарифной политики края, тарифа на тепловую энергию, приведет к значительному росту платы граждан за коммунальные услугу. Определение тарифа происходит путем деления валовой выручки необходимой для эксплуатации и поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии на объем реализации услуги (обратно-пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации, тем меньше размер тарифа). Таким образом, предполагаемый (минимальный) тариф на тепловую энергию для граждан, проживающих в МКД №№ составит 3 055,63 руб./Гкал, исходя из объема реализации тепловой энергии определенного по утвержденному нормативу - 546,75 Гкал/год и расходов (по данным 2018г.) - 1 670,66 тыс.руб. При этом, согласно статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в МО. В соответствии с пунктом 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ» предельные индексы устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребленных коммунальных услуг. Размер платы за содержание жилого помещения на 2019г. был определен путем индексации экономически обоснованного, законного, не оспоренного в судебном порядке размера платы за содержание жилого помещения на 2018г., утвержденного решением Шарыповского городского Совета депутатов от 30.01.2018 №, на 5,4% (за исключением, в силу жилищного законодательства, расходов по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов на площадку временного накопления отходов, в размере 1,59 руб./м2 - г.Шарыпово, 1,76 руб./м2 - р.п. Дубинино). Размер платы за содержание жилого помещения в МКД № на 2019 г. утвержден постановлением Администрации г. Шарыпово от 14.03.2019 № в соответствии со статьями 156, 158 ЖК РФ, в размере 67,43 рублей на 1 м2. В структуру данного размера платы входит: содержание внутридомового инженерного оборудования (сети теплоснабжения, электроснабжения, находящиеся в МКД и входящие в состав общего имущества данных МКД) - 49,68 руб.; выполнение работ по устранению аварийных ситуаций (содержание ЦАДС) - 0,51 руб.; текущий ремонт общего имущества - 14,92 руб.; услуги и работы по управлению МКД - 2,32 руб. В квитанциях, предъявляемых собственникам, нанимателям жилых помещений МКД, указана также плата за содержание жилого помещения в размере 67,43 руб. на 1 м2. Иной платы за содержание теплового пункта, платы за коммунальные услуги (поставку теплоснабжения) собственникам, нанимателям жилых помещений МКД №, № управляющей организацией ООО УК «Уютный дом» не выставлялось. В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для собственников, нанимателей жилых помещений включается: плата за пользование жилым помещением (плата за наем) (для нанимателей жилых помещений); плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Структура платы за содержание жилого помещения для собственников, нанимателей жилых помещений, утвержденная постановлением Администрации г.Шарыпово от 14.03.2019 №, соответствует структуре платы за жилое помещение, установленной статьей 154 ЖК РФ. Собственники, наниматели жилых помещений в данных МКД, оплатившие плату за содержание жилых помещений, и имеющие право на получение субсидий, получили данные субсидии на компенсацию понесенных расходов. Считает, что муниципальный правовой акт, утвержденный постановлением Администрации г. Шарыпово от 14.03.2019 № не противоречит, не нарушает нормы ЖК РФ, иных правовых актов РФ, является законным, обоснованным (л.д.46-48, 89-90).
Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая Компания «Уютный дом»- Семенова О.В. (полномочия проверены) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд письменный отзыв на иск о следующем. ООО «УК «Уютный дом» являлась обслуживающей организацией в МКД №№,№, на основании договора оказания работ и услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества данных домов, заключенного между ТСЖ «Горячегорск» и ООО «УК «Уютный дом» 01.01.2013, сроком на 5 лет. По условиям указанного договора ООО «УК «Уютный дом» обязалось за плату выполнять услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД, производить сбор платы за предоставление жилищной услуги от ТСЖ, других собственников, а также нанимателей помещений МКД, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Согласно п. 4.1 цена договора устанавливается в размере стоимости услуг, оказываемых управляющей организацией. Пункт 4.1.1 договора - в оплату включается: плата за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по содержанию, текущему ремонту и капитальному ремонту общего имущества в МКД, за предоставление услуги коллективной телевизионной антенны, вывоз твердых бытовых отходов. Пунктом 4.2. договора предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт помещения, определяется в соответствии с тарифными ставками, установленными в соответствии с действующим законодательством. В 2019 г. ООО «УК «Уютный дом» выставлялись счета - квитанции жителям МКД №№, №, согласно которых начисление производилось только за содержание и ремонт жилого помещения по тарифу, установленному на 2019 г. постановлением от 14.03.2019 №, который составил 67,43 руб. на 1 кв.м. жилого помещения. Из изложенного следует, что УК «Уютный дом» не начисляла и не взимала плату, с жителей данных МКД, за теплоснабжение, соответственно не утверждал тариф на теплоснабжение, и не является ресурсоснабжающей организацией, имеющей право защитить тариф. В период обслуживания МКД №№, № было установлено, что общее имущество возможно отапливать только с помощью индивидуального теплового пункта (с помощью угля). Исходя из того, что оплата в указанных МКД производилась нерегулярно и не в полном объем, в результате у жителей перед ООО «УК «Уютный дом» образовалась задолженность более двух миллионов рублей. Собранная плата с жителей данных домов не покрывала затраты обслуживающей организации на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, но ООО УК «Уютный дом» завозило уголь и отапливало МКД с целью содержания обшедомового имущества и недопущения возникновения аварийной ситуации по замерзанию общего имущества МКД, так как иного способа сохранности и содержания инженерных сетей, общедомового имущества не предусмотрено. Сейчас ООО «УК «Уютный дом» не начисляет жителям указанных домов плату за содержание и текущий ремонт, так как дома признаны в 2018 г. ветхими и аварийными, происходит процедура расселения собственников. Отапливать вышеуказанные дома не намерены, либо по поручению органа местного самоуправления. Кроме того, для установления тарифа на тепловую энергию Общество в РЭК не обращалось. Установление тарифа для потребителей тепловой энергии от индивидуального теплового пункта возможно лишь при условии ввода объекта в эксплуатацию и представления в РЭК соответствующих актов. Обслуживающая организация своими силами и средствами отапливала МКД №, № с целью недопущения разморожения и сохранности общедомового имущества и недопущения аварийной ситуации, не взимая за это плату с жителей МКД. Непосредственно сам индивидуальный тепловой пункт на учете нигде не числится, документов на него не имеется, собственник не установлен, в эксплуатацию не введен (л.д. 85-86).
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица ООО «УК «Уютный дом», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, согласно ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Далее - КАС РФ).
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно с ч. 3 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд может обратиться, в том числе, прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Таким образом, прокурор обоснованно обратился с указанным административным иском, в интересах неопределенного круга лиц.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Как установлено статьями 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для собственников, нанимателей жилых помещений включается: плата за пользование жилым помещением (плата за наем) (для нанимателей жилых помещений); плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
При этом, согласно статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в МО.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 22.03.2011 N 357-О-О наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД не препятствует осуществлению собственниками помещений в МКД права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в МКД. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений. Часть 4 статьи 158 ЖК РФ не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочие по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности, с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 213/пр утверждены Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.
Пункт 1.2. Методических рекомендаций предусматривает, что они не являются обязательными к применению органами местного самоуправления при установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также при определении предельных индексов изменения размера такой платы.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с ч.2,3 статьи 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно статье 7 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с решением Шарыповского городского Совета от 02.12.2003 № был принят Устав города Шарыпово Красноярского края. Муниципальное образование город Шарыпово Красноярского края (далее - Город) наделен статусом городского округа Законом Красноярского края от 25.02.2005 №. В состав Города входят городские населенные пункты: город Шарыпово, городской поселок Горячегорск, городской поселок Дубинино в границах, установленных Законом Красноярского края от 21.10.1997 N 15-587 (п.п. 2,3 ст. 2 Устава).
Согласно п. 1 статьи 33 Устава, Администрация г. Шарыпово является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, решающим вопросы обеспечения жизнедеятельности населения Города в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством и настоящим Уставом, обеспечивая при этом законные права и интересы жителей Города.
Пункты 1.23, 1.24, 3 статьи 34 Устава предусматривают, что Администрация г. Шарыпово решает иные вопросы местного значения, находящиеся в ведении Города и не отнесенные действующим законодательством либо настоящим Уставом к компетенции Совета или Главы города Шарыпово, в пределах своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами. Реализуя указанные в части 1 настоящей статьи полномочия, администрация г. Шарыпово осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность. Правовые акты по вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, принимает Глава города Шарыпово.
Как следует из материалов дела, Администрацией г. Шарыпово было принято постановление от 14.03.2019 года № 52 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории МО «город Шарыпово Красноярского края» на 2019 год» (л.д. 10-14).
В п. 1 Постановления указано об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» на 2019 год», согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно п. 16 Приложения к Постановлению Администрации города Шарыпово № от 14.03.2019, утвержден размер платы равный -67,43 рублей с 01.01.2019 по 31.12.2019 (за кв.м. общей площади в месяц) за жилое помещение в 2-х этажных домах по <адрес>. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД № на 2019 г. утвержден постановлением Администрации г. Шарыпово от 14.03.2019 № в соответствии со статьями 156, 158 ЖК РФ, в размере 67,43 рублей на 1 кв.м. В структуру данного размера платы входит содержание внутридомового инженерного оборудования (сети теплоснабжения, электроснабжения, находящиеся в МКД и входящие в состав общего имущества данных МКД) в размере 49,68 рублей, выполнение работ по устранению аварийных ситуаций (содержание ЦАДС) в размере 0,51 рубль, текущий ремонт общего имущества в размере 14,92 рублей, услуги и работы по управлению МКД в размере 2,32 рублей.
Постановлением Администрации г. Шарыпово № от 15.02.2019 утвержден Устав МКУ «Служба городского хозяйства», согласно которого данное Учреждение создано в целях оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализаций полномочий органов местного самоуправления, в том числе организация в границах МО город Шарыпово электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, анализ и контроль за уровнем цен и тарифов, применяемых предприятиями всех форм собственности, оказывающими ЖКУ (п.2.3.9 Устава) (л.д.31-39).
Согласно письменным пояснениям представителя заинтересованного лица МКУ «СГХ», в соответствии с пунктом 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ» предельные индексы устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребленных коммунальных услуг. Размер платы за содержание жилого помещения на 2019г. был определен путем индексации размер платы за содержание жилого помещения на 2019г. был определен путем индексации экономически обоснованного, законного, не оспоренного в судебном порядке размера платы за содержание жилого помещения на 2018г., утвержденного решением Шарыповского городского Совета депутатов от 30.01.2018 №, на 5,4% (за исключением, в силу жилищного законодательства, расходов по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов на площадку временного накопления отходов, в размере 1,59 руб./м2 - г.Шарыпово, 1,76 руб./м2 - р.п. Дубинино). Иной платы за содержание теплового пункта, платы за коммунальные услуги (поставку теплоснабжения) собственникам, нанимателям жилых помещений МКД №, управляющей организацией ООО УК «Уютный дом» не выставлялось.
Согласно скриншота, предоставленного прокурором, постановление Администрации города Шарыпово от 14.03.2019 года № было опубликовано 21.03.2019 года на сайте WWW.gorodsharypovo.ru дата опубликования в печати 22.03.2019 года (л.д.9).
По результатам проведенной Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки по соблюдению Администрацией г. Шарыпово действующего законодательства в сфере жилищного законодательства и законодательства о теплоснабжении, 22.04.2019 был принесен протест главе Администрации г. Шарыпово (л.д.15-20), в котором прокурор требовал постановление Администрации города Шарыпово от 14.03.2019 года № «город Шарыпово Красноярского края» на 2019 год» изменить и привести в соответствие с действующим законодательством РФ. Обоснование протеста прокурора изложено им в административном исковом заявлении (л.д.10-11).
06.05.2019 Администрацией г. Шарыпово был дан ответ на протест Шарыповского межрайонного прокурора, в котором сообщалось, что теплоснабжение МКД №,№ осуществляется от теплового пункта, расположенного в обособленном помещении, состоящем из элементов тепловых энергоустановок, присоединенных к внутридомовой системе теплопотребления и обеспечивающих работоспособность отопительной системы, управление режимами теплопотребления, регулирование параметров теплоносителя и распределение теплоносителя по жилым помещениям. Данный тепловой пункт является составляющей системы теплоснабжения указанных домов и эксплуатируется в составе инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества собственников помещений данных домов. Расходы на содержание теплового пункта, как части системы общедомового имущества, всегда входили в структуру платы за жилое помещение указанных домов. Данный размер платы в 2005 году проверялся Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства края, в целях предоставления МО город Шарыпово субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с применением предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение. Субсидия предоставлялась муниципальному образованию до отмены предельных индексов за жилое помещение. Исключение расходов на содержание теплового пункта из размера платы за содержание жилого помещения, будет противоречить действующему законодательству, так как согласно постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества включается, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в МКД оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты. В соответствии с ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД, соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире. Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме. В связи с признанием МКД №№ аварийными и подлежащими сносу, ведение работы по изменению статуса теплового пункта на статус отдельного объекта недвижимого имущества и установлению, министерством тарифной политики Красноярского края, тарифа на услуги теплоснабжения, нецелесообразно. После расселения жителей, указанный тепловой пункт, как часть общего имущества МКД будет демонтирован в процессе сноса аварийных домов. Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.04.2018 № 213/пр «Об утверждении методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы» не зарегистрирован в Минюсте РФ и не размещен (не опубликован) на «официальном интернет-портале правовой информации) (www.pravo.gov.ru). Следовательно Приказ № 213/пр не обязателен к применению органами местного самоуправления (п.1.2. методических рекомендаций), является не вступившим в законную силу и применению не подлежит. В соответствии с действующим законодательством РФ и сложившейся практикой муниципальные правовые акты вступают в силу с момента официального опубликования и имеют обратную силу их действия, следовательно, законом не запрещено распространять действие муниципального правового акта на правоотношения, возникшие до вступления его в силу (л.д.21-23).
01.01.2013 был заключен договор оказания работ и услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД №№ между ООО «УК «Уютный дом» и ТСЖ «Горячегорск» (л.д.87-88).
Согласно п.4.1.12 договора, в оплату включается плата за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление услуги коллективной телевизионной антенны, вывоз твердых бытовых отходов.
В информации ООО «УК «Уютный дом» от 14.06.2019 указано, что за период с 01.01.2018 по 30.04.2019, Общество произвело затрат на содержание МКД №№ более 2 151 000 рублей, в т.ч.: затраты на содержание общего имущества, ЦАДС, работы по подготовке к зиме, уплата налогов и сборов и прочие расходы - 434 469 руб.; затраты на покупку угля, в целях содержания внутридомовых инженерных сетей МКД составили 313 011 руб.; затраты на доставку угля к индивидуальному тепловому пункту - 448 000 руб.: заработная плата машинистов (кочегаров) котельной, занятых на удалении золы, - 956 034 руб., включая обязательные сборы и отчисления - 203 829 руб. За период с 01.01.2018 по 30.04.2019 собственникам и нанимателям помещений за оказанные услуги было начислено 1 476 311 руб. Даже с учетом 100% оплаты, убытки ООО «УК «Уютный дом» составляют более 675 200 рублей. Поскольку нынешний тариф не предусматривает повышение с 01.01.2019 страховых взносов на 10% и ростом МРОТ по сравнению с предыдущими годами, в связи с этим прогнозируется дальнейшее увеличение убытков (л.д.24).
Согласно заключениям №№,№ от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, при участии эксперта ФИО10 - директора ООО «НеоПРОЕКТ», МКД №№,№ в том числе жилые помещения №, по результатам представленных для рассмотрения документов на основании обращения собственников жилых помещений указанных домов, технических заключений №№ ООО «НеоПРОЕКТ+», находятся в аварийном состоянии: фундамент зданий, строительные конструкции МКД, наружные и внутренние кирпичные стены, существующие перемычки перекрытие первого этажа, заполнение оконных проемов и дверных проемов, инженерные системы зданий. Физический износ МКД № составил 92%, МКД № составил 91 %. На основании технических заключений №№, учитывая длительный срок эксплуатации зданий и сложности производства строительно-монтажных работ по восстановлению замене части строительных конструкций сделан вывод об экономической нецелесообразности дальнейших мероприятия по восстановлению зданий, которые рекомендуется демонтировать. В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации зданий, в целом приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности зданий, прочности, устойчивости строительных конструкций и оснований, комиссия приняла решение о наличии оснований для признания МКД №№ аварийными и подлежащими сносу.
Распоряжениями Администрации г. Шарыпово от 28.09.2018 №№ многоквартирные дома №№ по <адрес> МО город Шарыпово признаны аварийными и подлежащими сносу (л.д.60,70).
КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово предоставлены списки граждан проживавших в МКД №№, № согласно которым жители вышеуказанных домов расселены из аварийного жилья по договорам найма жилого помещения (л.д.113-114), что подтверждается также договорами найма жилых помещений с гражданами ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 (л.д.120-126).
Согласно комиссионному акту КУМИ Администрации г. Шарыпово от 21.10.2019, МКД №№ имеют по два подъезда каждый, двери в подъезды закрыты на запирающие устройства (замки), вход полностью ограничен, проживающих граждан по вышеуказанным адресам не выявлено (л.д.115), что также подтверждается приложенными к акту фотографиями (л.д.116-119).
Доводы административного истца о том, что объект, расположенный у МКД №№, № является котельной, в связи с чем, тариф, установленный в п. 16 Приложения постановления № от 14.03.2019 принят с превышением полномочий, установленных ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, нарушает права неопределенного круга лиц, суд находит несостоятельными по нижеследующему.
В подтверждение статуса котельной, административным истцом представлен акт от 29.01.2018 выездной проверки МКД №№,№, а также котельной, расположенной на расстоянии 23 метров от <адрес>. В ходе осмотра установлено, что котельная находится в рабочем состоянии, выполнена из бетонных плит, площадью 110 кв.м. В крышу котельной вмонтирован дымоход в виде трубы диаметром 25 см., длиной 6 м. В помещении котельной имеется два котла, на которых отсутствует какая-либо маркировка, при этом один котел находится в рабочем состоянии, то есть, из открытого отверстия подачи угля, просматривается сжигание угля. При входе в помещение котельной находится уголь (л.д.103-105).
Также в качестве доказательства представлен технический паспорт квартиры расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, год завершения строительства 1964, указано, что отопление производится на твердом топливе. Приложены поэтажные планы МКД №№, № (л.д.97-102).
Иных доказательств, подтверждение доводов истца о принадлежности объекта к котельной не представлено.
Судом установлено, что у обозначенного в иске объекта недвижимого имущества, отсутствует вид объекта, подтвержденный допустимыми документами, кадастровый номер, какие-либо документы, позволяющие индивидуализировать соответствующий объект, в реестре муниципального имущества не значится, собственник не установлен, в эксплуатацию не введен. Объект был самовольно установлен для теплоснабжения МКД №№,№ однако вышеуказанные дома межведомственной комиссией были признаны аварийными и подлежащими сносу, указанный объект в настоящее время не работает и не эксплуатируется, жители домов расселены в другие жилые помещения.
Вместе с тем, заслуживают внимание доводы ответчика и заинтересованных лиц о том, что теплоснабжение МКД №№,№ осуществляется от теплового пункта, расположенного в обособленном помещении, состоящем из элементов тепловых энергоустановок, присоединенных к внутридомовой системе теплопотребления и обеспечивающих работоспособность отопительной системы, управление режимами теплопотребления, регулирование параметров теплоносителя и распределение теплоносителя по жилым помещениям. Данный тепловой пункт является составляющей системы теплоснабжения указанных домов и эксплуатируется в составе инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества собственников помещений данных домов. Расходы на содержание теплового пункта, как части системы общедомового имущества, всегда входили в структуру платы за жилое помещение указанных домов.
Кроме того, оказание услуг по производству, передаче и распределению тепловой энергии, её передачу потребителям без установленного тарифа до ввода в эксплуатацию объектов, задействованных в оказании услуги, не является нарушением, так как установление тарифа для потребителей тепловой энергии от котельной возможно лишь при условии ввода объекта – котельной в эксплуатацию.
Представленные стороной истца объяснение генерального директора ООО «УК «Уютный дом» ФИО18 и постановление по делу об административном правонарушении в отношении данного должностного лица, не принимаются судом в качестве доказательств по данному делу, поскольку они не имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, в силу ст. 59 ГПК РФ (л.д.96,106-112).
Исходя из вышеприведенных правовых норм, нормативный правовой акт может иметь обратную силу, если это указано в акте, и при иных обстоятельствах, определенных законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, поскольку иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения.
Придание нормативному правовому акту обратной силы, определение круга лиц, на которых он распространяется, является правом органа, принимающего такой акт, в связи с чем, отсутствуют основания считать, что оспариваемое постановление ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Оспариваемый пункт 3 постановления № от 14.03.2019, предусматривающий распространение действия решения на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, не ухудшает прав неопределенного круга лиц, поскольку данные правоотношения носят длящийся характер, направлены на установление размера платы за содержание жилого помещения, не определенные на 2019 г., до 01.01.2019.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункт 3 постановления Администрации г. Шарыпово от 14.03.2019 №, пункт 16 Приложения оспариваемого нормативного правового акта, приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, оспариваемые положения муниципального правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Каких-либо положений, возлагающих на граждан дополнительные обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения либо определяющих по-иному структуру, порядок определения платы за содержание жилого помещения, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, оспариваемые нормы не предусматривают. Структура платы за содержание жилого помещения для собственников, нанимателей жилых помещений, утвержденная постановлением Администрации г. Шарыпово от 14.03.2019 №, соответствует структуре платы за жилое помещение, установленной статьей 154 ЖК РФ. Собственники, наниматели жилых помещений в данных МКД, оплатившие плату за содержание жилых помещений, и имеющие право на получение субсидий, получили данные субсидии на компенсацию понесенных расходов.
При таких обстоятельствах, суд считает административные исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шарыпово Красноярского края о признании недействующими п. 16 приложения к постановлению Администрации г. Шарыпово от 14.03.2019 № «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории МО «город Шарыпово Красноярского края» на 2019 г.», в части установления размера платы для жителей МКД № и № по <адрес>; п. 3 вышеназванного Постановления о его применении к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шарыповского городского суда
Красноярского края: М.Ю. Бриткова