Дело №2а-836/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе : председательствующего Лиманской В.А.
при секретаре Краскиной Ю.С.
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика <...>
28 декабря 2016 года в городе Волжском рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГКУ «Центр социальной защиты населения по г. Волжскому» о признании решения незаконным,
Установил :
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным решение ГКУ «Центр социальной защиты населения по г. Волжскому» №... от "."..г. об отказе в выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии на "."..г. учебный год, обязав ответчика выдать указанную справку, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <...> руб.
В обоснование иска указано, что "."..г. истец обратился в ГКУ «Центр социальной защиты населения по г. Волжскому» с заявлением о выдаче справки для получения социальной стипендии, приложив к заявлению все необходимые документы.
"."..г. ответчиком принято решение №... об отказе в выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии на "."..г. учебный год по тем основаниям, что не был установлен факт проживания истца по указанному им адресу.
Принятое ответчиком решение считает незаконным, противоречащим Административному регламенту предоставления государственной услуги «Выдача справок гражданам для получения бесплатной юридической помощи и (или) социальной стипендии», в котором указанного ответчиком основания отказа не предусмотрено.
Полагая, что в соответствии с требованиями закона им был предоставлен необходимый и достаточный перечень документов для выдачи справки для получения социальной стипендии. Отказ ответчика нарушает право истца на получение социальной стипендии.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, доверил представление своих интересов ФИО1
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании доводы иска поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика <...> просила в иске отказать, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ «Об образовании», студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Так, п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.
Статьей 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской обл. от 08.10.2009 N 506 (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг» в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и во исполнение постановления Администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", руководствуясь Положением о комитете социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. N 33-п "Об утверждении Положения о комитете социальной защиты населения <адрес>", утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача справок гражданам для получения бесплатной юридической помощи и (или) социальной стипендии".
Согласно п. 1.2.2 приведенного выше административного регламента, заявителями на предоставление государственной услуги для получения справки на социальную стипендию являются малоимущие одиноко проживающие студенты и студенты из малоимущих семей.
Пунктом 2.2. административного регламента установлено, что государственную услугу предоставляет центр социальной защиты населения по месту жительства гражданина (далее - Центр).
Результатом предоставления государственной услуги является выдача справки для получения социальной стипендии либо отказ в выдаче справки для получения социальной стипендии (п. 2.3 административного регламента).
Пунктом 2.4. административного регламента установлено, что срок предоставления государственной услуги со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами специалисту Центра от специалиста Центра, ведущего прием граждан в режиме "одного окна", составляет не более 10 дней, а в случае необходимости проверки либо уточнения представленных заявителем сведений и проведения обследования материально-бытовых условий проживания заявителя - не более 30 дней со дня поступления заявления.
Согласно Приложения №2 к Приказу Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской обл. от 08.10.2009 N 506 (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг», для определения состава семьи и установления фактического места проживания членов семьи, в том случае если члены семьи имеют разные адреса проживания и регистрации по месту жительства либо не имеют регистрации по месту жительства на территории Волгоградской области, для подтверждения ведения раздельного хозяйства, если на одной жилой площади проживают две и более семьи, а также при необходимости проверки либо уточнения представленных заявителем сведений в течение 10 дней со дня подачи заявления проводится обследование материально-бытовых условий проживания заявителя, о чем заявитель уведомляется либо при приеме заявления и документов, либо в течение 3 дней со дня подачи заявления.
В судебном заседании из искового заявления и пояснений представителей сторон установлено, что "."..г. ФИО2 обратился в ГКУ ЦСЗН по городу Волжскому с заявлением о выдаче справки для получения социальной стипендии, при этом им были предоставлены справка ВГИ (филиал) ВолГУ от "."..г. об обучении на <...> курсе юридического факультета по очной форме обучения, справка о среднемесячном заработке №..., согласно которой является получателем социальной и академической стипендии, справка о регистрации по месту жительства по <адрес>, что также подтверждается копиями указанных документов, решением об отказе в выдаче справки для получения социальной стипендии.
"."..г. и "."..г. специалистами ГКУ ЦСЗН в целях обследования материально-бытовых условий ФИО2 посещался адрес места его проживания – <адрес>. В актах указано, что установить факт проживания и состав семьи не представилось возможным, дверь никто не открыл. Со слов соседей, квартира сдается в наем.
Решением ГКУ ЦСЗН №... от "."..г. установлен среднедушевой доход семьи истца <...> руб., индивидуальная величина прожиточного минимума семьи на 2 квартал "."..г.., установленная постановлением Администрации Волгоградской области от "."..г.№...-п, – <...> руб. Тем же решением истцу отказано в выдаче справки для получения социальной стипендии по причине – иное.
В сопроводительном письме от "."..г. разъяснено, что в результате проведенного "."..г. и "."..г. обследования факта проживания истца по указанному в заявлении адресу не установлено право на выдачу указанной справки.
Таким образом, единственным основанием к отказу в выдаче истцу справки для получения социальной стипендии явились акты от "."..г. и "."..г. ГКУ ЦСЗН обследования материально-бытовых условий проживания истца.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что ранее действительно указанное жилое помещение сдавалось в наем, однако с "."..г. истец зарегистрирован по месту проживания в данном жилом помещении и фактически проживает там один. О проведении обследования материально-бытовых условий истец уведомлен не был, в момент посещения его специалистами ответчика, возможно, находился в институте, где обучается на дневной форме.
Ответчиком доказательств надлежащего уведомления истца о проведении обследования материально-бытовых условий суду не представлено. Утверждение ответчика о уведомлении истца по телефону материалами дела не подтверждается.
Сами по себе, составленные специалистами ГКУ ЦСЗН акты от "."..г. и "."..г. не свидетельствуют о не проживании истца в указанном им в качестве места жительства жилом помещении.
Ссылку представителя ответчика на сдачу жилого помещения в наем, указанного истцом в качестве места его проживания, суд признает несостоятельной, поскольку достоверность данных сведений ответчиком не установлена.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из совокупности установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение ГКУ ЦСЗН №... от "."..г. об отказе истцу в выдаче справки для получения социальной стипендии по мотиву отсутствия такого права следует признать незаконным, принятым без учета всех фактических обстоятельств и нарушающим права и законные интересы истца ФИО2 на получение мер социальной поддержки, поскольку факта не проживания истца по указанному им адресу ответчиком достоверно установлено не было. Иных оснований к отказу в предоставлении ситцу государственной услуги по выдаче справки для назначения социальной стипендии судом не установлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства, а потому исковые требования ФИО2 следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, истец просит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> руб.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, с ответчика подлежат взысканию понесенные ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в сумме <...> руб., которые подтверждены чеком-ордером.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил :
Признать незаконным решение ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» №... от "."..г. об отказе в выдаче ФИО1 справки для назначения государственной социальной стипендии на "."..г. учебный год, обязав ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» выдать ФИО1 справку для назначения государственной социальной стипендии на "."..г. учебный год.
Взыскать с ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <...> руб.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
<...>
<...>