ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8374/19 от 17.09.2019 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а-8374/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 сентября 2019 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Гавриловой И.С.,

с участием представителя административного истца ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» обратилось в суд с данным заявлением, в обоснование которого указано, что 31.01.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО2 на основании исполнительного листа ФС № 018665349, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по делу №2-189/17 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 1149/19/28025-ИП о возложении на ГАУЗ АО «АОКБ» и Министерство здравоохранения Амурской области обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности на объектах ГАУЗ АО «АОКБ». 16.07.2019г. судебным приставом-исполнителем специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое получено ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» 16.08.2019 г.. Между тем, ГАУЗ Амурской области «АОКБ» является государственным учреждением, владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления, источниками финансирования которого являются, в том числе средства областного бюджета в виде субсидий, которые предоставляются в порядке, предусмотренном Правительством Амурской области. Полномочия и функции учредителя ГАУЗ Амурской области «АОКБ» от имени Амурской области осуществляет министерство здравоохранения Амурской области. В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

01.03.2019г. в письме министерства здравоохранения Амурской области указано, что ГАУЗ АО «АОКБ» выделено 17 575 млн. рублей на иные цели, о чем между министерством здравоохранения Амурской области и ГАУЗ АО «АОКБ» было заключено соглашение №2/ИС от 05.03.2019 г. Вместе с тем, 05.06.2019 г. к соглашению было заключено дополнительное соглашение, согласно которому на проведение капитального ремонта недвижимого имущества, закрепленного за учреждением выделено 3 575 млн. рублей. Данных денежных средств было не достаточно для устранения всех нарушений, связи с чем, 25.07.2019 г. (исх. № 08-2836) и 14.08.2019 г. (исх. 08-3129) ГАУЗ АО «АОКБ» были направлены обращения в министерство здравоохранения с просьбой выделить дополнительные денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности. В настоящее время дополнительных денежных средств в Учреждение не поступало. Кроме этого, Учреждение при всей степени заботливости и предусмотрительности не смогло бы исполнить требования в срок, указанный в постановлении и возбуждении исполнительного производства. Поскольку ГАУЗ АО «АОКБ» является государственным автономным учреждением, то обеспечение всех потребностей в товарах и услугах производится в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» №223- ФЗ от 18.07.2011 г., а так же Положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность, на заключение договоров об оказании услуг, работ требуется не менее 1 месяца, с учетом сроков на проведение аукциона в электронной форме.

Несмотря на недостаточное финансирование со стороны министерства здравоохранения Амурской области, Учреждением принимаются все зависящие от него меры по устранению нарушений и исполнению решения суда, большая часть предписаний Учреждением исполнена. ГАУЗ АО «АОКБ» систематически направляет судебному приставу-исполнителю информацию о ходе исполнения судебного решения. Постановление от 16.07.2019 г. о взыскании исполнительского сбора было вынесено без учета имеющейся информации об уважительных причинах неисполнения требований исполнительных документов. На основании изложенного, просит суд освободить ГАУЗ АО «АОКБ» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 1149/19/28025-ИП.

В судебном заседании представитель ГАУЗ АО «АОКБ» поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не поступало. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Федеральный закон № 229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (ст. 1 Закона).

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положения ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. На основании части 8 статьи 30 указанного закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Согласно ч. 11 указанной статьи, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно п. п. 1 - 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 31.01.2019 года на основании исполнительного листа № ФС № 018665349 от 25.08.2017г., выданного Благовещенским городским судом, в отношении ГАУЗ АО «АОКБ» было возбуждено исполнительное производство № 1149/19/28025-ИП, предмет исполнения – возложить на государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «Амурская областная клиническая больница» и министерство здравоохранения Амурской области обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности на объектах государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурская областная клиническая больница».

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 31.01.2019 года должником было получено и этот факт не оспаривается сторонами.

В связи с неисполнением в добровольном порядке требований исполнительного документа, 16.07.2019 года судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

Так, в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа и совершил все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, при наличии при этом уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения.

Как подтверждается представленными материалами, должником принимаются все зависящие от него меры по устранению нарушений и исполнению решения суда, большая часть предписаний ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» исполнена, а именно: в помещениях областного перинатального центра на четвертом этаже в секции № 4 второй эвакуационный выход в соответствии с п.п.6.12, 6.13, 6.14 СНИП 21-01-97 «Пожарной безопасности зданий и сооружений», п.5.2.13 «СП 1.13130.2009.Свод правил. Системы противодымной защиты, эвакуационные пути и выходы» выполнен за счет средств ГАУЗ АО «АОКБ»; освобождены лифтовые холлы в 5-й блок секции на всех этажах (лифты №7, №8) от серверного оборудования за счет средств ГАУЗ АО «АОКБ»; в пожарном отсеке (секция №4) лифт модернизирован для транспортирования пожарных подразделений; 20.08.2019 года объявлен аукцион на капитальный ремонт по замене оконных блоков; закуплены материалы на сумму 82 663,11 руб. для выполнения 5-го выхода на кровлю перинатального центра в соответствии с требованиями пункта 8.3* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» и пункта 7.3 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» в настоящий момент приступаем к работе; заключены договора № 01/458-19 и 01/459-19 от 09.08.2019 года на капитальный ремонт системы подпора воздуха в тамбур-шлюзы лифтовых шахт № 14 и № 15, срок выполнения работ 60 дней; по необходимости установки пожаробезопасных зон для лежащих больных, не способных перемещаться по лестницам, в соответствии с требованиями п.6.26 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», п.6.59 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения» ГАУЗ АО «АОКБ» обратилось за разъяснениями в УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области - наличие пожарных отсеков исключают или нет необходимость выполнения пожаробезопасных зон, согласно ответа - оборудовать зону безопасности не требуется; составлена проектно-сметная документация по приведению системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре перинатального центра в соответствии с нормами п.3 таб. 2 СП 3.13130.2009 «Свод правил. Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требование пожарной безопасности», локальная смета прошла согласование в ГКУ Амурской области «Строитель», необходима субсидия из областного бюджета на сумму 3 670 545,00 руб.; объявлен аукцион на капитальный ремонт системы общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха, с монтажом системы автоматического отключения приточной вентиляции в здании стационара ГАУЗ АО «АОКБ»; по вопросу установления из коридоров подвального помещения здания стационара систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре составлена проектно-сметная документация, локальная смета прошла согласование в ГКУ Амурской области «Строитель», необходима субсидия из областного бюджета на сумму 4 402 092,00 руб.; по вопросу укладки в помещении поликлиники ГАУЗ АО «АОКБ» провода с токопроводящими медными жилами электрические кабельные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями п. 4.7 СП 6.13130.2013. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», п.12.59 «Установи пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (НПБ 88-2001) ( утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 4 июня 2001 года № 31), п.3.26 «Системы оповещения и управление эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) (уст. приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 № 323) составлена проектно-сметная документация, локальная смета прошла согласование в ГКУ Амурской области «Строитель», необходима субсидия из областного бюджета на сумму 3 644 836,00 руб.

Судом учитывается, что ГАУЗ Амурской области «АОКБ» является государственным учреждением, пользуется имуществом на праве оперативного управления, источник финансирования - в том числе средства областного бюджета в виде субсидий, которые предоставляются в порядке, предусмотренном Правительством Амурской области.

Полномочия и функции учредителя ГАУЗ Амурской области «АОКБ» от имени Амурской области осуществляет министерство здравоохранения Амурской области. В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета - бюджетной системы Российской Федерации.

На министерстве здравоохранения Амурской области, выполняющим полномочия и функции учредителя ГАУЗ Амурской области «АОКБ», лежит обязанность по обеспечению достаточного финансирования, выделяемого в соответствии с действующим законодательством и позволяющего устранить в полном объеме выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

01.03.2019г. в письме министерства здравоохранения Амурской области указано, что ГАУЗ АО «АОКБ» выделено 17 575 млн. рублей на иные цели, о чем между министерством здравоохранения Амурской области и ГАУЗ АО «АОКБ» было заключено соглашение №2/ИС от 05.03.2019 г. Вместе с тем, 05.06.2019 г. было заключено дополнительное соглашение, согласно которому на проведение капитального ремонта недвижимого имущества, закрепленного за учреждением выделено 3 575 млн. рублей. Данных денежных средств было не достаточно для устранения всех нарушений, связи с чем, 25.07.2019 г. (исх. № 08-2836) и 14.08.2019 г. (исх. 08-3129) ГАУЗ АО «АОКБ» направлены обращения в адрес министерства с просьбой выделить дополнительные денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт того, что должником ГАУЗ АО «АОКБ» предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок было невозможно по не зависящим от должника причинам, с учетом объема работ и отсутствия финансирования, должник объективно был лишен возможности исполнить решение Благовещенского городского суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, суд считает установленным, что ГАУЗ АО «АОКБ» предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения ГАУЗ АО «АОКБ» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 1149/19/28025-ИП.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявленные ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» требования удовлетворить.

Освободить ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области ФИО3 от 16.07.2019г. № 28025/19/131882.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2019 года.

Судья Т.А. Коршунова