ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8377/17 от 15.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-8377/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2017 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Пименова И.И.,

при секретаре Бирюковой Е.Ю.,

с участием представителя административного ответчика Калабун С.В.,

рассмотрев материалы административного дела по административному иску Межрайонной ИФНС России №11 по Волгоградской области к Алымову А.В. о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов,

установил:

В Ленинский районный суд г. Саратова поступило административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №11 по Волгоградской области о взыскании с Алымова А.В. недоимки по земельному налогу на общую сумму 135 240,50 рублей.

Административный истец - Межрайонная ИФНС России №11 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (в том числе информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на интернет-сайте Ленинского районного суда г.Саратова), просил рассмотреть дело без участия представителя инспекции.

Представитель административного ответчика Калабун С.В., действующая на основании доверенности, требования инспекции не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Пояснила, что Межрайонная ИФНС России №11 по Волгоградской области обращаясь в суд с заявлением о взыскании недоимки по уплате земельного налога ошибочно при исчислении налога исходит из кадастровой стоимости (налогооблагаемой базы) равной 38 634 749,36 руб., поскольку не принимает во внимание факт изменения (уменьшения) кадастровой стоимости земельного участка вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 06.05.2016 г. по делу №3а-122/16. Обращала внимание суда на отсутствие задолженности у административного ответчика по уплате налога, пени, штрафа за налоговые периоды 2014 и 2015 г.г.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, возражения, представленные административным ответчиком, доказательства, представленные в дело, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему:

Согласно ст.57 Конституции РФ, п.1 ст.3, пп.1 п.1 ст.23 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 12 НК РФ предусмотрено, что в РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Земельный налог в силу статьи 15 Налогового кодекса РФ является местным налогом.

Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 г. №24/464 «О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда» устанавливаются общие принципы налогообложения на территории городского округа город-герой Волгоград по местным налогам, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, льготы по местным налогам в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Положение).

Налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц за спорный земельный участок определена в размере - 1,5% от кадастровой стоимости (пп.2 п.1 «Налоговая ставка по земельному налогу» Положения).

Согласно п.1 ст.363 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Из абзаца 2 подпункта 1.3 пункта 3 «Порядок и сроки уплаты по земельному налогу и авансовых платежей по земельному налогу» Положения установлено, что налогоплательщиками - физическими лицами налог подлежит уплате в сроки, установленные статьей 397 НК РФ.

Абзацем 3 пункта 1 ст.397 Налогового кодекса РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 г. №334-ФЗ, от 23.11.2015 г. №320-ФЗ).

В силу п.1 ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

Изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в том и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (подпункт 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

Абзацем пятым пункта 1 статьи 391 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Судом достоверно установлено, что Алымов А.В. является плательщиком земельного налога и не имеет задолженности по уплате данного налога за налоговый периоды 2014 и 2015 г.г.

В силу п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

По правилам п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.п.1, 2 ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Как следует из административного искового заявления инспекцией Алымову А.В. было направлено Требовании по состоянию на 14.12.2016 г. об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 579521 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 г., а также пени.

Судом установлено, что с 01.01.2013 г. в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 г. №1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» (было опубликовано в газете «Волгоградская правда» 30.11.2012 г. в номере 226) кадастровая стоимость земельного участка (налоговая база), принадлежащего должнику, с кадастровым по адресу: <адрес> составляла 38 634 749,36 руб. (приложение 17 к постановлению Губернатора от 20.11.2012 г. №1130).

28.12.2015 г. Алымов А.В. обратился в суд с исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Волгоградского областного суда от 06.05.2016 г. по делу №3а-122/16 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была изменена (уменьшена) и установлена равной рыночной по состоянию на 01.01.2015 г. в размере 3 740476 руб. Данный судебный акт вступил в законную силу 15.06.2016 г.

Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме onlin, полученным с сайта https://rosreestr.ru//wps/portal, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , установленная решением Волгоградского областного суда от 06.05.2016 г. по делу №3а-122/16, внесена в государственный реестр недвижимости 21.07.2016 г.

Административный истец обращаясь в суд с заявлением о взыскании недоимки по уплате земельного налога за 2015 г. при исчислении налога необоснованно исходит из прежней кадастровой стоимости (налогооблагаемой базы) равной 38 634 749,36 руб., поскольку не принимает во внимание факт изменения кадастровой стоимости земельного участка вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 06.05.2016 г. по делу №3а-122/16.

При расчете земельного налога за 2015 год налоговому органу следовало исходить из измененной решением Волгоградского областного суда от 06.05.2016 г. по делу №3а-122/16 кадастровой стоимости (налоговой базы) равной рыночной в размере 3 740476 руб., поскольку для целей налогообложения измененная в судебном порядке кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2015 г. (в силу абз. 5 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, ст.24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 г. №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №225-ФЗ), вступившего в законную силу 22.07.2014 г.).

В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.

Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В положениях ст.66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка ? либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01.03.2011 г. №275- 0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Абзацем 5 статьи 391 НК РФ оп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j&#0;???????????????????????&#0;??????????


??????????????&#0;??????????????????????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?

Согласно ст.24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 г. №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №225-ФЗ), вступившего в законную силу 22.07.2014 г.) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В п.8 ст.3 Закона №225-ФЗ определено, что положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление №28) действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон об оценочной деятельности).

В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Как следует из обстоятельств дела, Алымовым А.В. исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано в суд - 28.12.2015 г.

Решение Волгоградского областного суда от 06.05.2016 г., которым была уменьшена кадастровая стоимость земельного участка, принято 06.05.2016 г., вступило в законную силу - 15.06.2016 г. Данным решением установлена кадастровая стоимость данного участка в размере 3740476 руб., подлежащая применению в целях налогооблажения - с 01.01.2015 г., поскольку было принято после вступления в силу положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающей порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда (вступившего в силу с 22.07.2014 г.).

Сведения об измененной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН - 21.07.2016 г.

В связи с чем, расчет земельного налога за налоговой период 2015 год следует производить в следующем порядке: 3740476*1,5%*1*12=56 107,14 руб., расчет земельного налога за налоговой период 2014 год: 38634749,36*1,5%*1/12*8=386347,49 руб.

В ходе рассмотрении дела представителем административного ответчика суду представлены платежные документы, подтверждающие, что налогоплательщиком Алымовым А.В. налоговые обязательства исполнены в полном объеме.

Так, 10.12.2016 г. Алымовым А.В. произведен платеж Межрайонной ИФНС России №11 по Волгоградской области в сумме 56500 руб. с назначением: «земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов», что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн, номер операции: 14914770.

20.03.2017 г. Алымовым А.В. произведен безналичный платеж Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области в сумме 368000 руб. Указанная сумма поступила на расчетный счет инспекции 21.03.2017 г., что подтверждается письмом ПАО Сбербанк России, чеком-ордером ПАО Сбербанк России. Произведен платеж Межрайонной ИФНС России №11 по Волгоградской области с назначением: «земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов» в сумме 19111 руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом неправомерно, произведен расчет земельного налога, указанный в Уведомлении от 12.10.2016 г. и Требовании по состоянию на 14.12.2016 г. исходя из прежней кадастровой стоимости земельного участка равной 38 634 749,36 руб. (утв. постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 г. №1130), не подлежащей применению с 01.01.2015 г. в связи с изменением кадастровой стоимости участка Решением Волгоградского областного суда от 06.05.2016 г. по делу №3а-122/16.

Кроме того, Алымовым А.В. получено Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.09.2017 г. из текста которого следует, что по состоянию на 22.09.2017 г. за Алымовым А.В. числится общая сумма задолженности в размере 146932,82, в том числе по налогам -135 240,50 руб. В связи с чем, судом при рассмотрении спора установлено, что на дату рассмотрения судом настоящего заявления у Алымова А.В. отсутствует задолженность по уплате земельного налога, пени, штрафа за земельный участок с кадастровым за налоговые периоды 2014 и 2015 г.г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что суммы к уплате, указанные в Требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14.12.2016 г. и Требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.09.2017 г. не соответствуют действительной налоговой обязанности ответчика.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счёт имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные для обращения налоговых органов в суд сроки, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.