В окончательной форме решение суда принято 21 марта 2018 года Дело № 2а- 838/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ялта 20 марта 2018 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием: представителя истца и заинтересованного лица – ФИО1, представителя ответчика Администрации гор. Ялта – ФИО2, представителя ответчика Департамента архитектуры – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4 к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Общество с ограниченной ответственностью «СУ-9 «Липецкстрой» о признании незаконным и отмене пункта постановления, у с т а н о в и л : ФИО4 обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене пункта 1 Постановления Администрации города Ялта № 4282-п от 22.12.2017 года «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от <дата>№-п «Об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО4 по строительству жилого дома по адресу: <адрес> Исковые требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки площадью 1500 кв. метров и 1000 кв. метров по адресу: <адрес> В целях использования земельных участков по их целевому назначению, им были получены градостроительные условия и ограничения застройки, утвержденные постановлением Администрации города Ялта от 07.07.2015 года; разработана проектная документация на строительство жилого дома, а также заключено Инвестиционное соглашение с Администрацией города Ялта. Земельные участки были им переданы в аренду ООО «СУ-9 «Липецкстрой» для строительства многоквартирного дома, которое зарегистрировало Декларацию о начале выполнения строительных работ, выполнило строительство дома и ввело его в эксплуатацию. Вместе с тем, 22 декабря 2017 года Администрацией города Ялта были внесены изменения в ранее выданные истцу Градостроительные условия, в соответствии с которыми от застройщика требуют изменить технические характеристики уже выстроенного объекта, в связи с внесением изменений в строительные нормы и правила. Считает постановление незаконным, поскольку изменения в градостроительные условия и ограничения могут быть внесены только с согласия заказчика. Более того, требования свода правил, на необходимость выполнения которых ссылается Администрация гор. Ялта в своем постановлении, подлежат введению в действие с 1 июля 2017 года и предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, в связи с чем не могут распространяться на объекты, строительство которых было начато и завершено до введения их в действие. Представитель истца, который также представляет интересы заинтересованного лица ООО «СУ-9 «Липецкстрой» в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика Администрации города Ялта против исковых требований возражал. Возражения мотивированы тем, что Администрация города Ялта вправе в порядке самоконтроля отменять и изменять ранее принятые ею решения в случае их несоответствия законодательству. Так, постановлением администрации города Ялта от 20 декабря 2017 года было отменено ранее принятое постановление № 1009-п от 07 июля 2015 года об утверждении градостроительных условий и ограничений земельного участка ФИО4 В дальнейшем, указанное постановление также было отменено самой Администрацией города Ялта постановлением № 4282-п от 22 декабря 2017 года. В связи с тем, что на момент принятия вышеуказанного постановления уже действовал свод правил СП 42.13330.2016 взамен СП 42.13330.2011, считает, что Администрацией города Ялта были правомерно внесены изменения в ранее выданные градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка. Представитель ответчика Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта исковые требования также не признала. Возражения мотивировала тем, что СП 42.13330.2016 предусматривает новые требования по размещению парковочных мест и площадок общего пользования различного назначения на территории многоквартирных жилых домов. Полагает, что в связи с изменением действующего законодательства ими были правомерно внесены изменения в ранее выданные градостроительные условия. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец является собственником земельных участков площадью 1000 кв. метров, кад. №, расположенного в <адрес> и площадью 1500 кв. метров, кад. №, расположенного в <адрес>, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.08.2015 года (л.д. 8,9). Пунктом 1 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (п. 6 ст. 48 ГрК РФ). Согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка. В состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка (п. 12 ст. 48 ГрК РФ). Исходя из вышеизложенного, градостроительный план земельного участка является документом, содержащим исходные данные для проектирования объекта строительства, выдаваемый застройщику для последующей разработки проектной документации и получения в установленном порядке разрешения на производство строительных работ. Постановлением Главы Администрации города Ялта № 7-п от 11 ноября 2014 года был утвержден Порядок предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание, в соответствии с п. 1.1 которого градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка в городском округе Ялта выдаются в переходный период, как альтернатива градостроительному плану земельного участка, предусмотренному Российским законодательством, в соответствии с законодательством Республики Крым, в части, не противоречащем Российскому законодательству. Пунктом 2.1 указанного порядка установлено, что градостроительные условия и ограничения являются основной составляющей исходных данных. В соответствии с п. 2.4 порядка, рассмотрение заявления, предоставление градостроительных условий и ограничений или принятие решения об отказе в их выдаче осуществляется специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры. Основанием для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений является несоответствие намерений застройки земельного участка положениям соответствующей градостроительной документации на местном уровне. В соответствие с п. 3.4 Порядка, раздел «Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка», в то числе содержит: «максимально допустимую плотность населения (для жилой застройки)»; «расстояние от объекта, который проектируется, в пределах красных линий и линий регулирования застройки»; «минимально допустимые расстояния от объектов, которые проектируются к существующим зданиям и сооружениям»; «обеспечение условий транспортно – пешеходной связи». Градостроительные условия и ограничения подлежат утверждению Главой администрации путем издания соответствующего Постановления. Судом установлено, что постановлением администрации города Ялта № 1009-п от 07 июля 2015 года были утверждены Градостроительные условия и ограничения застройки земельных участков ФИО4 по строительству жилого дома по адресу: <адрес>», разработанные Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялта (л.д. 27-29). В утвержденных градостроительных условиях и ограничениях указано на необходимость соблюдения требований относительно «максимально допустимой плотности населения (для жилой застройки)»; «расстояния от объекта, который проектируется, в пределах красных линий и линий регулирования застройки»; «минимально допустимых расстояний от объектов, которые проектируются к существующим зданиям и сооружениям»; «обеспечения условий транспортно – пешеходной связи» - в соответствии со СНиП 2.07.01-89*. 09 июля 2015 года между ФИО4 и ООО «Строительное управление - 9» был заключен договор аренды земельных участков площадью 1500 кв. метров и площадью 1000 кв. метров, расположенных в <адрес>», кад. номера № и №, для целей строительства многоквартирного жилого дома (л.д. 30). На основании исходных данных, указанных в Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка застройщиком было заказано изготовление проектной документации в ООО «Архитектурно – проектная мастерская №». В соответствие с п. 15 ст. 48 ГрК РФ, в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Судом установлено, что филиалом ООО «Центр Экспертиз» «Липецкий Центр Экспертиз» в гор. Липецке была проведена оценка проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства: «жилой дом по адресу: <адрес>», по результатам которой установлено их соответствие техническим регламентам, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам и заданию на проектирование (л.д. 31-36). Пунктом 1 ст. 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Судом установлено, что 05 августа 2015 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрировано Декларацию о начале выполнения строительных работ по объекту «жилой дом по адресу: <адрес>» (л.д. 37-42). 27 октября 2017 года, в связи с окончанием строительства, Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрировано Декларацию о готовности к эксплуатации жилого дома № по <адрес> (л.д. 43-49). Постановлением администрации города Ялта № 4190-п от 20 декабря 2017 года постановление Администрации города Ялта № 1009-п от 07.07.2015 года «Об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО4 по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, было отменено. Вместе с тем, указанное постановление также было отменено пунктом 3 постановления администрации города Ялта № 4282-п от 22 декабря 2017 года. При этом пунктом 1 постановления Администрации города Ялта № 4282-п от 22 декабря 2017 года внесены изменения в пункты 3,4,6,10 градостроительных условий и ограничений, утвержденных постановлением администрации города Ялта от 07.07.2015 года № 1009-п «Об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО4 по строительству жилого дома по адресу: <адрес>», заменив указанную в них информацию на СП 42.13330.2016 в связи с отменой СП 42.13330.2011. Из представленных ответчиком документов следует, что основанием для вынесения указанного постановления послужила служебная записка Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 26.12.2017 года о выявлении информации об объектах, которые не соответствуют концептуальному архитектурному решению, а также противоречат законодательству (л.д. 90). В связи с внесением вышеуказанных изменений, Администрация города Ялта обратилась к ООО «СУ-9 «Липецкстрой» с требованием о выполнении условий соблюдения требований СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в части обязательного размещения на застраиваемой территории площадок общего пользования различного назначения, парковок и иного. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В силу ч. 4 ст. 7 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Часть 1 статьи 48 указанного федерального закона №131-Ф предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц -органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта. Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им либо упраздненным органом ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону либо иному нормативному правовому акту. Вместе с тем, как пояснили в судебном заседании представители ответчиков и подтверждено собранными по делу доказательствами, на момент утверждения градостроительных условий и ограничений постановлением № 1009-п от 07.07.2015 года, указанный акт органа местного самоуправления соответствовал действующему законодательству, а именно требованиям СП 42.13330.2011, а основанием для внесения в него изменений послужило изменение законодательства в области строительства и введение в действие нового свода правил СП 42.13330.2016. Суд считает, что вышеуказанное постановление Администрации города Ялта о внесении изменений в ранее выданные градостроительные условия противоречит действующему законодательству. Так, пунктом 1.2 Порядка предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка (который действовал на момент утверждения градостроительных условий) было установлено, что градостроительные условия и ограничения действуют до завершения строительства объекта независимо от изменения заказчика. Изменения в градостроительные условия и ограничения могут вноситься только с согласия заказчика. Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации № 1034/пр от 30 декабря 2016 года утвержден СП 42.13330 "СНИП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Пунктом 2 вышеуказанного Приказа установлено, что с момента введения в действие СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" признать не подлежащим применению СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820. Согласно пункту 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, он введен в действие с 1 июля 2017 года. Пунктом 1.3 Свода правил СП 42.13330.2016 установлено, что требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания. Таким образом, поскольку на момент утверждения 07.07.2015 года ФИО4 градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка СП 42.13330.2016 года не действовал, а соответственно его требования не могли быть учтены при разработке проектной документации по объекту строительства, а также при самом строительстве, которое на сегодняшний день завершено, указание Администрацией города Ялта в постановлении от 22 декабря 2017 года на необходимость выполнения застройщиком требований указанного свода правил, который подлежит применению с 1 июля 2017 года и только в отношении вновь разрабатываемой проектной документации, является незаконным и нарушает права и интересы истца, которым уже выполнены работы по изготовлению проектной документации на строительство, а также выполнено строительство дома на основании утвержденных 07.07.2015 года исходных данных на проектирование. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о несоответствии обжалуемого постановления требованиям вышеперечисленных нормативно – правовых актов, а также нарушении прав и законных интересов истца, как собственника земельных участков, для застройки которых им были получены градостроительные условия. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л : иск ФИО4 удовлетворить. Признать незаконным и отменить пункт 1 Постановления Администрации города Ялта № 4282-п от 22.12.2017 года «О внесении изменений в постановление администрации города Ялта от 07.07.2015 года № 1009-п «Об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО4 по строительству жилого дома по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Ю.С. Кононова |