ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-838/2023 от 14.11.2023 Осинского районного суда (Пермский край)

УИД 59RS0030-01-2023-001015-18

Дело № 2а-838/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оса 14 ноября 2023 года

Осинский районный суд Пермского края в составе: судьи Павловой Н.Н., при секретаре судебного заседания Селивановой Н.Ю.,

административного истца – заместителя прокурора Осинского района Окулова А.В.,

с участием представителя административного ответчика Светлаковой Е.П.

представителя заинтересованного лица ООО «Камастройинвест» Гордеева А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Осинского района Пермского края о признании незаконными бездействий администрации Осинского городского округа Пермского края, о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Осинского района Пермского края Кучукбаев Р.С., с учетом уточненных требований, обратился с административным заявлением о признании незаконными бездействий администрации Осинского городского округа Пермского края по непринятию мер к организации и контролю выполнения работ по устранению трещин и сколов на месте горения Вечного огня-звезды и обеспечению постоянного горения Вечного огня на Мемориальном комплексе Великой отечественной войны, расположенном в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – ансамбля « Братская могила советских воинов» по адресу: Пермский край, г.Оса, площадь Победы. Просит возложить обязанность на администрацию Осинского городского округа Пермского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и контролировать выполнение работ по устранению трещин и сколов на месте горения Вечного огня-звезды и обеспечению постоянного горения Вечного огня на Мемориальном комплексе Великой отечественной войны, расположенном в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – ансамбля «Братская могила советских воинов» по адресу: Пермский край, г.Оса, площадь Победы.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения требований законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества и законодательства об объектах культурного наследия и установлены нарушения Закона Российской Федерации № 4292-1 от 14.01.1993 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Федерального Закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31.03.1999. В частности, Ансамбль «Братская могила советских воинов» г.Оса содержит скульптурную группу с Вечным огнем, является объектом культурного наследия регионального значения и муниципальной собственностью. Однако, место для горения Вечного огня в виде формы звезды, выложенное из керамической плитки, имеет трещины, сколы и требует ремонта, а также не приняты меры по обеспечению постоянного горения Вечного огня. Из информации администрации Осинского городского округа следует, что в настоящее время газоснабжение в целях горения Вечного огня осуществляется баллонным способом и безвозмездно обеспечивается Осинским управлением газового хозяйства Чайковского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» по заявкам администрации в дни проведения памятных мероприятий. Газоснабжение с целью постоянного горения вечного огня не поддерживается, но для обеспечения бесперебойного горения Вечного огня администрацией разработан проект по газификации мемориального комплекса. Данные обстоятельства влекут нарушения прав, свобод и законных интересов значительного числа граждан и имеют особое общественное значение.

В судебном заседании зам. прокурора Осинского района Окулов А.В. административный иск поддержал, настаивал на его удовлетворении, указывая, что администрацией Осинского городского округа с 2021 года не принималось мер для осуществления работ по приведению места горения Вечного огня (Звезды) в нормативное состояние и обеспечению постоянного горения Вечного огня, что противоречит требованиям законодательства и влечет нарушение прав и свобод значительного числа граждан, а также нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. Срок для выполнения работ, указанных в иске, с учетом мнения административного ответчика, является разумным.

Представитель ответчика администрации Осинского городского округа Пермского края Светлакова Е.П. с требованиями согласилась частично, указывая, что администрация не бездействовала, поскольку принимались меры для проведения ремонтных работ в месте горения Вечного огня и реализации проекта газоснабжения данного мемориального комплекса, однако в бюджете администрации отсутствуют денежные средства для проведения газопровода на мемориальном комплексе. На сегодняшний день проведена работа по определению стоимости строительно-монтажных работ по устранению трещин и сколов звезды на мемориальном комплексе в месте горения Вечного огня, которые согласно локальному сметному расчету составляют 849 тысяч рублей. Также разработана проектная документация по газификации мемориального комплекса, стоимость которой составила 3,5 млн. рублей, реализовывать данный проект администрация намерена за счет привлечения внебюджетных источников, в связи с чем администрацией заключено соглашение о социальном сотрудничестве с Обществом с ограниченной ответственностью «Сидней» о сотрудничестве по строительству объекта «Газификация объекта «Мемориальный Комплекс». Считает, что в заявленный срок (один год) возможно будет выполнить все работы, так как на сегодняшний день произведены все необходимые работы, заключены контракты, решен вопрос с инвестированием. Также 07.11.2023 администрация обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости –газопровод протяженностью 40 м., находящийся на Мемориальном комплексе.

Представитель заинтересованного лица Инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края Вяткина И.П просила провести судебное заседание в ее отсутствие (л.д.73)

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Пермь» Железнова Е.В. просила рассмотреть дело без их участия. В адрес суда направлены пояснения по административному заявлению, из которых следует, что 19.08.2021 администрации Осинского городского округа были выданы технические условия № 21/ДТУ/ЧК/21040845 на объект капитального строительства «Мемориальный комплекс. Газификация объекта». В адрес администрации был направлен договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения. Подписанный со стороны администрации Осинского городского округа Пермского края договор в адрес АО Газпром газораспределение Пермь» до настоящего времени не поступил. 21.02.2022 поступил на согласование проект по газификации мемориального комплекса. Указанное согласование производится на основании заключенного договора и внесенной заказчиком оплаты, поэтому поскольку договор с администрацией заключен не был, оплата не произведена, в согласовании проекта было отказано. 14.03.2022 были выданы новые технические условия № ДТУ/ЧК/00000005, но подписанный со стороны администрации договор о подключении (технологическом присоединении) не поступил, в связи с чем проведение каких-либо мероприятий по подключению невозможно без заключения договора (л.д.64-72).

Представитель заинтересованного лица ООО «Пермспецпроект» Иванчина С.В. просила провести судебное заседание в ее отсутствие. В возражениях указала, что на основании муниципального контракта № 2472п-21 от 12.11.2021 ООО «Пермспецпроект» выполнены проектно-изыскательные работы по проектированию газопровода низкого давления от точки врезки согласно техническим условиям АО «Газпром газораспределение Пермь» до границ объекта культурного наследия «Братская могила советских воинов». Объект получил положительное заключение государственной историко-культурой экспертизы и положительное заключение государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского краю. Дальнейшие работы по прокладке газопровода низкого давления по территории мемориального комплекса и приведение места горения Вечного огня в нормативное состояние возможны только с привлечением специализированной организации, имеющей допуск к работе с объектами культурного наследия (л.д.85-96).

Представитель заинтересованного лица ООО «Камастройинвест» Гордеев А.Г. пояснил, что на основании муниципального контракта ООО «Камастройинвест» оказывает услуги по содержанию территории общего пользования, в том числе на Мемориальном комплексе Великой отечественной войны, а именно сбор, вывоз мусора, ремонт отдельных частей. На Мемориальном комплексе ими производятся работы по уборке, восстановлению отдельный частей, оштукатуривание, замена плитки. Сама звезда горения Вечного огня ими ремонтируется, замазываются трещины, однако этот ремонт имеет временный характер, появляются новые сколы в силу давности, температурного и механического воздействия. Восстановление самой звезды, а именно устранение трещин и сколов, возможно, но с учетом требований прокурора об обеспечении горения Вечного огня необходимо установить новую горелку для постоянной подачи газа и заменить трубу, что повлечет замену уже существующего элемента у памятника, а для этого необходимо разрешение.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

Право каждого на обеспечение сохранности объекта культурного наследия гарантировано частью 1 статьи 7 Закона № 73-ФЗ от 25.06.2022 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно статье 6 Закона № 73-ФЗ от 25.06.2022 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" увековечению подлежит память погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества.

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются: сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества (статья 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества")

Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность постоянного горения огня, является Вечным огнем. Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность периодического горения огня, является Огнем памяти. Порядок периодичности горения Огня памяти устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Газоснабжение в целях обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, указанных в реестре, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, осуществляется с учетом принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, установленных Правительством Российской Федерации (статья 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества").

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возложена на органы местного самоуправления.

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц (статья 12 Закона № 4292-1).

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 59:29:0010107:17, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами (Мемориальный комплекс) принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Осинский городской округ Пермского края (л.д.43-46).

На земельном участке с кадастровым номером 59:29:0010107:17 размещен

объект недвижимости – Мемориальный комплекс, в том числе Великой отечественной войны; Гражданской войны, Войнам –интернационалистам с кадастровым номером 59:29:0000000:4572, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию Осинский городской округ Пермского края (л.д.164-165).

Согласно реестра централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный Огонь и Огонь памяти на территории Осинского городского округа расположен Мемориальный комплекс Воинской Славы, в том числе Братская Могила советским воинам, Вечный Огонь (л.д.17-18).

Согласно распоряжения губернатора Пермского края № 713-р от 05.12.2000 «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» Мемориальный комплекс состоит на учете как памятник истории регионального значения и включен в реестр централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь и Огонь Памяти (л.д. 15-18)

В соответствии с приказом государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края № СЭД-55-001-06-236 от 22.07.2019 установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения – ансамбля «Братская могила советских воинов» (далее-ансамбль), расположенного по адресу: Пермский край, Осинский городской округ, г.Оса, пл. Победы, режим его использования. При этом, к работам по сохранению ансамбля относятся консервация, ремонт, реставрация. Проектирование и проведение работ по сохранению территории ансамбля осуществляется по согласованию с исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (л.д.10-14).

Согласно акта осмотра от 23.10.2023 на Мемориальном комплексе Великой отечественной войны, расположенном в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – ансамбля «Братская могила советских воинов» по адресу: Пермский край, г.Оса, площадь Победы, на месте горения Вечного огня имеются сколы и трещины, постоянное горение Вечного огня не обеспечено (л.д.112-113).

С целью сохранения данного объекта культурного наследия судом установлено, что администрацией Осинского городского округа приняты следующие меры.

02.01.2023 между Управлением развития инфраструктуры администрации Осинского городского округа и ООО «Камастройинвест» заключен муниципальный контракт № 0156600037322000162, по условиям которого ООО «Камастройинвест» обязуется оказать услуги по содержанию территории общего пользования, в том числе на мемориальном комплексе Великой отечественной войны, в том числе водоем чаша бассейна «силы памяти и скорби», что заключается в сборе, вывозе мусора, очистке урн от мусора, очистке памятных знаков, очистке чаши водоема, ремонте отдельных частей металлического ограждения. Срок действия контракта по 03.02.2026 (л.д.19-27).

12.11.2021 между Управлением развития инфраструктуры администрации Осинского городского округа и ООО «Пермспецпроект» заключен муниципальный контракт № 2472п-21, по условиям которого ООО «Пермспецпроект» обязалось выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по газификации объекта «Мемориальный комплекс Великой Отечественной войне, гражданской войны, воинам интернационалистам (л.д.28-31). 30.03.2023 проектно-сметная документация принята администрацией Осинского городского округа (л.д.37-38).

Акционерным обществом «Газпром газораспределение Пермь» Чайковский филиал подготовлены технические условия № 21/ДТУ/ЧК/21040845 от 19.08.2021, технические условия № ДТУ/ЧК/00000005 от 14.03.2022 на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения на мемориальном комплексе Великой отечественной войны и гражданской войны (л.д.39-42, 65-67). Стоимость работ по газификации объекта Мемориальный комплекс Великой отечественной войны и гражданской войны в соответствии со сводным сметным расчетом составляет 3 351, 700 руб. (л.д.59-61).

Из локального сметного расчета (смета) № 96-1/23, составленном на уровне цен 3 квартала 2023 года стоимость работ и затрат по ремонту «Звезды» составляет 849 тысяч рублей (л.д.114-116).

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края от 28.03.2022 дано положительное решение и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, а именно: - обеспечение сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, при проведении земляных, строительных. мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных ст. 25 Лесного Кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ на основании раздела 10. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами, Подраздел 2 обеспечение сохранности объектов культурного наследия проектной документации «Газификация объекта «Мемориальный Комплекс, в том числе Великой Отечественной войны; Гражданской войны; войнам – интернационалистам» Шифр 2472п-21-ОКН. Разработчик: ООО «Пермспецпроект», возможно (л.д.87-91).

Из представленного в судебное заседание Соглашения о социальном сотрудничестве, заключенного между администрацией Осинского городского округа и Обществом с ограниченной ответственностью «Сидней» следует, что стороны договорились о сотрудничестве по строительству объекта «Газификации объекта «Мемориальный комплекс, в том числе Великой Отечественной войны, Гражданской войны, Воинам-Интернационалистам». Общество с ограниченной ответственностью «Сидней» выполняет работы по строительству объекта, администрация осуществляет контроль за реализацией проекта по газификации объекта. Соглашение заключено на добровольной и безвозмездной основе.

Суд, установив фактические обстоятельства по делу, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска, приходит к выводу, что административный ответчик допустил незаконное бездействие, поскольку фактических действий по контролю за выполнением работ по устранению трещин и сколов на месте горения Вечного огня-звезды и обеспечению постоянного горения Вечного огня на Мемориальном комплексе Великой отечественной войны не производилось.

В судебном заседании достоверно установлено, что газоснабжение для обеспечения возможности постоянного горения Вечного Огня не осуществляется, что не соответствует Закону Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", поскольку горение Вечного Огня производится баллонным способом по заявкам администрации только в дни памятных мероприятий, само место горения имеет сколы и трещины. Данные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

При этом, административным ответчиком принимались соответствующие меры, о чем свидетельствует заключение муниципальных контрактов, разработка проектной документации по газификации Мемориального Комплекса, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о принятии активных действий, поскольку фактически администрацией были приняты указанные меры, в том числе о привлечении инвесторов для проведения работ по газификации, оформление газопровода, находящегося на Мемориальном комплексе, в муниципальную собственность, только после поступления административного искового заявления прокурора в суд.

При установленном бездействии администрации Осинского городского округа, которые влекут нарушения законодательства в области охраны культурного наследия, создают угрозу гарантированной государством сохранности объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации, суд считает необходимым с целью устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности, возложить на администрацию обязанности по устранению выявленных нарушений. В частности, необходимо возложить на ответчика обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и контролировать выполнение работ по устранению трещин и сколов на месте горения Вечного огня-звезды и обеспечить постоянное горение Вечного огня на Мемориальном комплексе Великой отечественной войны, расположенном в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – ансамбля «Братская могила советских воинов» по адресу: Пермский край, г.Оса, площадь Победы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Осинского района Кучукбаева Р.С. удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации Осинского городского округа Пермского края по не принятию мер к организации и контролю выполнения работ по устранению трещин и сколов на месте горения Вечного огня-звезды и обеспечению постоянного горения Вечного огня на Мемориальном комплексе Великой отечественной войны, расположенном в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – ансамбля « Братская могила советских воинов» по адресу: Пермский край, г.Оса, площадь Победы,

возложить обязанность на администрацию Осинского городского округа Пермского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и контролировать выполнение работ по устранению трещин и сколов на месте горения Вечного огня-звезды и обеспечению постоянного горения Вечного огня на Мемориальном комплексе Великой отечественной войны, расположенном в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – ансамбля « Братская могила советских воинов» по адресу: Пермский край, г.Оса, площадь Победы.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.11.2023

Судья Н.Н. Павлова