Дело № 2а-83/2018 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Михайловское 21 февраля 2018 года
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Махрачевой О.В.
при секретаре Одинцовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокурору Михайловского района Грефенштейн Татьяне Петровне, прокуратуре Алтайского края о признании незаконными действий и бездействий прокурора Михайловского района,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к прокурору Михайловского района Грефенштейн Т.П. о признании незаконными действий и бездействия. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГг. он обратился к прокурору Михайловского района Алтайского края Грефенштейн Т.П. с запросом о предоставлении ему копий документов и материалов, касающихся рассмотрения прокуратурой Михайловского района обращения жителей улиц <адрес> в отношении ФИО1, поступившее в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ. Прокурором Михайловского района Грефенштейн Т.П. ДД.ММ.ГГГГ. ему дан ответ об отказе в предоставлении указанных копий с одновременным разъяснением права на ознакомление с документами и материалами обращения, в том числе посредством снятия копий. При повторном обращении в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении для ознакомления документов и материалов по указанному факту проверки, ему письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано в предоставлении для ознакомления документов и материалов, что истец расценивает также и как отказ в доступе к информации о деятельности прокуратуры Михайловского района. Полагает, что поскольку указанное обращение от ДД.ММ.ГГГГ. рассматривалось в отношении него, то затрагиваются его права и свободы, что дает ему право знакомиться с материалами и документами о деятельности прокуратуры Михайловского района. Полагает, что указанным ответом прокурор Михайловского района фактически отказала в разрешении его обращения, что является незаконным и нарушает его право на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, непосредственно касающуюся его законных прав, свобод и интересов. В связи с изложенным просил признать действия и бездействие прокурора Михайловского района Алтайского края Грефентшейн Т.П. в отношении его письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, признать, что прокурор Михайловского района Алтайского края Грефенштейн Т.П. грубо нарушила законные права, свободы и законные интересы ФИО1, охраняемые Конституцией Российской Федерации, нарушила порядок рассмотрения обращений граждан, предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в отношении его письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГ нарушила порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренный Федеральным законом от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», противозаконно лишила доступа ФИО1 к информации о деятельности ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Михайловском районе по вопросам письменного обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., признать, что прокурор Михайловского района Грефенштейн Т.П. создала препятствия к осуществлению конституционных прав на обращение и на информацию, свобод и реализации законных интересов ФИО1, противозаконно создала препятствия исполнению ФИО1 его гражданского долга, осуществлению общественной деятельности, обязать прокурора Михайловского района Алтайского края Грефенштейн Т.П. устранить допущенные нарушения и предоставить ФИО1 запрошенную письменным обращением от ДД.ММ.ГГГГ. информацию(документы и материалы).
В качестве административного соответчика к участию в деле привлечена прокуратура Алтайского края.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования в части четвертого пункта уточнил, просил признать, что прокурор Михайловского района Грефенштейн Т.П. своими противозаконными действиями и бездействием грубо нарушила порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренный Федеральным законом от 09 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», противозаконно лишила доступа ФИО1 к информации о деятельности прокуратуры Михайловского района по вопросам письменного обращения ФИО1 входящий регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ. На удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения настаивал по доводам изложенным в административном исковом заявление.
Представитель административных ответчиков, действующий на основании доверенностей, ФИО2 представил письменное возражение, полагает, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению, поскольку по результатам рассмотрения заявления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. прокурором <адрес> Грефенштейн Т.П. направлен ответ №, которым заявителю отказано в предоставлении материалов проверки по обращениям от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с отсутствием на то оснований, предусмотренных Федеральными законами «О прокуратуре РФ», «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», так и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, а именно что прокуратурой <адрес> в отношении ФИО1 проверка на основании обращения граждан от ДД.ММ.ГГГГ. не проводилась, решение в отношении него и меры прокурорского реагирования не принимались. По результатам рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ. прокурором принято решение в рамках предусмотренных законом полномочий, которое является законным и обоснованным.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 218 частью 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставлено право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица государственного органа если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре РФ» (далее Закона о прокуратуре) разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45.
Согласно пункту 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Согласно п. 4.16 Инструкции установлено, что решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданином. Указанное решение принимается прокурорами и их заместителями.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закона о прокуратуре) органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации об охране прав и свобод гражданина, а также о государственной и иной специально охраняемой законом <данные изъяты>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в прокуратуру Михайловского района Алтайского края с письменным заявлением обратился ФИО1, в котором просил предоставить ему в полном объеме копии документов и материалов, касающихся рассмотрения, в том числе проверки прокуратурой Михайловского района обращения граждан улиц <адрес><адрес> в отношении его, поступившее в прокуратуру в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 28).
Прокурором Михайловского района Алтайского края Грефенштейн Т.П. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФИО1 направлен ответ, согласно которому последнему разъяснены положения п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, согласно которой заявитель либо его представитель имеют право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах не содержится сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты>, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств, а также указано на возможность ознакомления с документами и материалами проверки по обращению граждан от ДД.ММ.ГГГГ. и снятия копий (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении ему запрошенных в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. документов и материалов для ознакомления (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Михайловского района Алтайского края Грефенштейн Т.П. ФИО1 дан ответ об отказе в предоставлении для ознакомления с документами и материалами, указанными в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ., где в обоснование указано, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрено посредством направления ответа на обращение, сообщено, что прокуратурой Михайловского района на основании обращения граждан от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО1 проверка не проводилась, в связи с чем какое-либо решение в отношении последнего не принималось, заявление направлено по подведомственности в соответствии с требованиями закона, меры прокурорского реагирования не принимались. Также указано, что в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ правом на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, наделено лицо, обратившееся с указанным заявлением, таковым ФИО1 не является. Кроме того, прокурор ссылался на невозможность представления указанных документов ввиду требований Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных» о защите персональных данных обратившихся лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 5 указанного Закона относящаяся к разделу, закрепляющему общие положения, по своему смыслу и исходя из места в системе норм данного Федерального закона, направлена на обеспечение недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора, т.е. предусматривает гарантии его независимости. Она содержит запрет какого-либо вмешательства в деятельность прокуратуры под угрозой установленной законом ответственности (пункт 1) и запрет разглашения без разрешения прокурора материалов проводимых прокуратурой проверок и следствия (пункт 3), а также предписания, освобождающие прокурора и следователя от обязанности не только давать какие-либо объяснения, но и предоставлять кому-либо для ознакомления материалы, относящиеся к этим производимым прокуратурой действиям (пункт 2).
Вместе с тем, в соответствии с указанным Законом органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом <данные изъяты> (абзац третий пункта 2 статьи 4), что отражает предписания статей 23, 24, 29 и 55 (часть 3) Конституции РФ. В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права, свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого, на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции РФ о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности, в сфере получения информации.
Конституция РФ предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако согласно статье 55 (часть 3) Конституции РФ данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом. Причем законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.
Пунктом 4 ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
В соответствии с этим принят Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450 "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации".
Согласно п. 1.10 данной Инструкции каждому гражданину либо его представителю по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты> (с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П). Решение (письменное) о предоставлении гражданину для ознакомления документов принимает руководитель органа прокуратуры, структурного подразделения. В случае отказа в удовлетворении просьбы гражданину руководителем органа прокуратуры, структурного подразделения дается мотивированное (письменное) разъяснение со ссылкой на статьи действующего законодательства, ограничивающего его право на ознакомление с указанными документами, материалами, надзорными и наблюдательными производствами.
С учетом приведенного правового регулирования ознакомление граждан с материалами проводимой прокурором проверки является диспозитивным правом указанного должностного лица (но не его обязанностью), которое реализуется в зависимости от того, усмотрено ли прокурором наличие оснований для принятия соответствующего решения. Действующим законодательством исключается возможность принуждения прокурора, к предоставлению материалов проверки, в случае отсутствия очевидных оснований для такого предоставления.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 09 февраля 2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации.
Как следует из письменного ответа на обращение ФИО1 от 23.11.2017г. прокурорская проверка по обращениям жителей <адрес> не проводилась, меры прокурорского реагирования не принимались, заявление направлено по подведмственности.
В то же время административным истцом не представлено доказательств тому, какие его права, свободы и законные интересы нарушены указанным обращением граждан, с учетом отсутствия фактического рассмотрения обращения жителей с. Михайловское прокурором по существу и проведения прокурорской проверки в целом, т.е. истребовании дополнительных объяснений, письменных доказательств, направления запросов и т.д.
Кроме того, прокурор Михайловского района в своем решении об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о предоставлении документов и материалов проверки как на основание принятого решения сослался на требования Федерального закона «О персональных данных», как на способ защиты персональных данных обратившихся лиц.
Действительно, согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, согласно п. 1.1 Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.11.2013 N 506, (далее - Инструкция) настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", федеральными законами от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок обработки персональных данных.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции определено, что персональными данными в настоящей Инструкции признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), получаемая в связи с осуществлением прокурорского надзора, реализацией прокурорами иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 1.6 Инструкции при рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.
Из пояснений представителя административных ответчиков установлено, что обращение жителей улиц <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. как носителей персональных данных не содержит разрешения на разглашение таких данных третьим лицам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком порядок и срок рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. №, установленный ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» соблюдены, ответ на заявление дан уполномоченным должностным лицом, разъяснен порядок его обжалования. Административный истец факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов отказом в ознакомлении с материалами обращения граждан <адрес><адрес> не доказал.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к прокурору Михайловского района Грефенштейн Татьяне Петровне, прокуратуре Алтайского края о признании незаконными действий и бездействий прокурора Михайловского района Грефенштейн Татьяны Петровны в отношении письменного обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГг. №, признании, что прокурором Михайловского района Грефенштейн Т.П. нарушены права, свободы и законные интересы ФИО1 охраняемые Конституцией РФ, нарушен порядок рассмотрения его письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГг. №, порядок обеспечения доступа к информации о деятельности прокуратуры Михайловского района по вопросам его письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГг. №, созданы препятствия к осуществлению конституционных прав на обращение и на информацию, свобод и реализации законных интересов, препятствия к исполнению гражданского долга, осуществлению общественной деятельности, возложении обязанности предоставить информацию (документы и материалы) запрошенные в письменном обращении № от ДД.ММ.ГГГГг. и № от ДД.ММ.ГГГГг., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Михайловский районный суд.
Судья О.В.Махрачева