Дело № 2а-83/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Катайск Курганской области 15 февраля 2021 г.
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Колесникова В.В.,
с участием административного ответчика, представителя административного
ответчика ФИО1,
при секретаре Череваткиной К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Катайского района Курганской области к начальнику Катайского РО Управления ФССП по Курганской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация Катайского района Курганской области обратилась в суд с административным иском к начальнику Катайского РО Управления ФССП по Курганской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, возбуждённому по исполнению решения Катайского районного суда от 08.09.2019, которым на административного ответчика возложена обязанность приобрести для ФИО2 жилое помещение.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что 15.01.2021 заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Катайского РО УФССП России по Курганской области ФИО3 по указанному исполнительном производству вынесено постановление о взыскании с Администрации Катайского района исполнительского сбора в размере 50000 руб. Администрация Катайского района не согласна с данным постановлением и считает, что административный истец должен быть освобождён от взыскания исполнительного сбора ввиду отсутствия его вины в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа, - наличия непредотвратимых обстоятельств, делающих невозможным добровольное исполнение должником исполнительного документа.
Обращают внимание, что исполнение решения Катайского районного суда от 08.09.2020 по гражданскому делу № по исковому заявлению ФИО2 о предоставлении ему жилого помещения зависело также от Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области, Финансового управления Курганской области, представления административному истцу соответствующего финансирования, при наличии которого должник имел бы возможность исполнитель указанное судебное решение.
В декабре 2020 г. Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области произведена покупка 13 жилых помещений. В дальнейшем Администрация Катайского района принимает эти жилые помещения из государственной собственности Курганской области в муниципальную собственность, для дальнейшего предоставления детям-сиротам в детям, оставшимся без попечения родителей, из числа детей сирот на условиях специализированного найма жилых помещений.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на 30.09.2020, ФИО2 включён в вышеуказанную категорию детей-сирот с 29.09.2010 на основании Постановления Главы Катайского района от 29.09.2010 №.
В целях исполнения решения Катайского районного суда по гражданскому делу № от 08.09.2019, являющимся приоритетным и обязательным к исполнению, 29.12.2020 в Администрации Катайского района проводилось заседание рабочей группы по решению вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в 2020 г., где были распределены указанные 13 жилых помещений, для граждан из списка имеющих судебные решения о предоставлении жилья по дате вступления решений в законную силу.
С ФИО2 заключён договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от 29.12.2020, предметом которого является предоставление во владение и пользование жилое помещение, расположенное по ул. ..., в г. Катайске Курганской области, сроком на 5 лет (л.д. 4-6).
Определением судьи Катайского районного суда от 05.02.2021 надлежащими ответчиками по данному административному делу привлечены УФССП России по Курганской области, начальник отделения Катайского РО ФИО1, заместитель начальника отделения ФИО3, заинтересованным лицом ФИО2 (л.д. 1-3).
Судебное заседание в соответствии с требованиями ст. 150, 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС Российской Федерации) проведено в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика - должностного лица ФИО3, заинтересованного лица ФИО2, извещённых о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, с учётом требований ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений в пп. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Явка указанных лиц не признавалась судом обязательной.
Представитель административного истца Администрации Катайского района просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1, действующая также по доверенности от имени административного ответчика УФССП России по Курганской области, просила в иске отказать в полном объёме ввиду необоснованности. Поддержала доводы своего отзыва, в котором со ссылкой на положения Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сообщает, что должником Администрацией Катайского района не исполнялось указанное решение Катайского районного суда в отношении ФИО2. Вследствие чего должностным лицом ФИО3 вынесен постановление о взыскании с Администрации Катайского района исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Должностным лицом ФИО3 представлен отзыв, доводы которого повторяют отзыв административного соответчика.
Заслушав участника судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое требование Администрации Катайского района Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Закон об исполнительном производстве) определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктами 11-12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 данного закона.
Срок для добровольного исполнения составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным законом.
В соответствии с положениями, предусмотренными ст. 37-40 Закона об исполнительном производстве исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения не применяются в случае принятия решения об их отложении, о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, приостановлении исполнительного производства.
В соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника судебным приставом-исполнителем в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» указал, что исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Часть 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляет должнику право обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости или осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведённых правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобождён от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объёме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учётом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на 1/4.
Из материалов дела усматривается, что решением Катайского районного суда от 08.09.2019 по гражданскому делу № на Администрацию Катайского района возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м., приобретённое за счёт средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность (л.д. 16-20).
После вступления в законную силу вышеуказанного решения выдан исполнительный лист серии ФС № от 12.10.2020, на основании которого Катайским районным отделом СП УФССП России по Курганской области постановлением от 15.10.2020 было возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, также он предупреждён об ответственности в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа в установленный срок и непредставление доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
28.12.2020 заместителем начальника отделения – старшего судебного пристава Катайского районного отделения СП УФССП России по Курганской области ФИО3 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Данное постановление утверждено начальником отделения Перепелицей О.В.
Договором от 29.12.2020 Администрацией Катайского района ФИО2 предоставлено указанное жилое помещение расположенное по ул. ..., в г. Катайске Курганской области (л.д. 10-13). Факт передачи данного жилого помещения взыскателю подтверждён актом приёма –передачи от 29.12.2020 (л.д. 14). 29.12.2020 в Администрации Катайского района проведено заседание рабочей группы по распределению указанных в административном исковом заявлении жилых помещений указанной категории граждан (л.д. 7-9).
Исследованные доказательства позволяют суду прийти к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, тождественных непреодолимой силе.
Так, по решению Катайского районного суда от 08.09.2019 Администрация Катайского района обязана была предоставить ФИО2 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение не за счёт собственных средств, а за счёт средств бюджета Курганской области. Таким образом, возможность исполнения решения суда была поставлена в прямую зависимость от приобретения жилого помещения за счёт средств областного бюджета.
Согласно указанному протоколу заседания рабочей группы от 29.12.2020 в 2020 г. предоставлены средства для приобретения и передаче указанной категории граждан 13 квартир.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счёт субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведённых выше законодательных норм Законом Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменён ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» в редакции вышеназванного закона органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Таким образом, предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведённых выше норм, должно осуществляться за счёт переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретённых и переданных в муниципальную собственность квартир, жилого помещения, приобретённого за счёт средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Поскольку для приобретения жилого помещения взыскателю ФИО2 потребовалось соблюдение необходимой процедуры, установленной законом, то у должника Администрации Катайского района отсутствовала реальная возможность в течение установленного пятидневного срока исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения ФИО2, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Неисполнение должником обязанности по предоставлению жилого помещения взыскателю в установленный судебным приставом-исполнителем срок нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, поскольку имеются объективные обстоятельства, независящие от Администрации Катайского района.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным освободить должника Администрацию Катайского района от уплаты исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 28.12.2020 заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Катайского районного отделения СП УФССП России по Курганской области ФИО3 по исполнительному производству от 15.10.2020 №-ИП, возбуждённому на основании исполнительного документа по исполнительному листу серии ФС № от 12.12.2020, выданному Катайским районным судом Курганской области по делу №.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Администрации Катайского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Катайского районного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области ФИО1, заместителю начальника отделения ФИО3, об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию Катайского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Катайского районного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области ФИО3 в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Колесников В.В.
В мотивированном виде изготовлено: 15.02.2021