Дело №2а-83/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года пгт.Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области под председательством судьи Поваляевой А.О., с секретарем Луковниковой А.Н.,
с участием административного истца- исполняющего обязанности прокурора Ногликского района Русанова Я.С., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» - Кривенко Р.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Ногликского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании незаконным бездействия администрации по созданию на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский» маневренного жилищного фонда, возложении обязанности создать на территории муниципального образования маневренный жилищный фонд,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ногликского района Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее по тексту – администрация МО «Городской округ Ногликский») о признании незаконным бездействия по созданию маневренного жилищного фонда, возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд.
В обоснование иска прокурором указано, что проведенной прокуратурой Ногликского района проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский» отсутствует маневренный жилищный фонд, что создает угрозу нарушения конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на предоставление жилых помещений маневренного фонда в случаях, проведения капитального ремонта жилищного фонда, наступления чрезвычайных ситуаций техногенного характера, ведущих к негодности для проживания в жилых помещения либо их разрушению.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Городской округ Ногликский» по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда, возложить на ответчика обязанность создать маневренный жилищный фонд в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Участвующий в деле исполняющий обязанности прокурора Ногликского района Русанов Я.С. требование поддержал, дополнив, что Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ статья 95 Жилищного кодекса дополнена пунктом 3.1, в соответствии с которым жилые помещения из маневренного фонда предоставляются гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На территории района более 90 жилых домов признано аварийными, проживающие в них граждане подлежат переселению в жилые помещения, пригодные для проживания. Данные обстоятельства обуславливают необходимость создания на территории Ногликского района маневренного жилищного фонда. Администрация муниципального образования бездействует в данном направлении, чем нарушает права граждан проживающих в жилых помещениях, признанных аварийными.
Представитель администрации МО «Городской округ Ногликский» Кривенко Р.А. возражал против иска прокурора, указав, что положения пунктов 6, 7, 8 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соответствующие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не указывают на обязанность органов местного самоуправления по созданию маневренного жилищного фонда. Указал, что на территории муниципального образования разработана и осуществляется программа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. В случае необходимости обеспечения граждан жилым помещением, вопрос рассматривается жилищной комиссией индивидуально. Вопрос предоставления гражданам жилого помещения рассматривается жилищной комиссией. При необходимости предоставления жилого помещения для временного проживания данный вопрос может быть разрешен в соответствии с постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд исходит из следующего.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
К числу вопросов местного значения городского округа названный Федеральный закон относит обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Данная норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления, это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.
Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения.
В силу подпункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Такое разграничение соответственно установлено статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, а статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Жилые помещения маневренного жилищного фонда являются видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, под которым понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и, к которым также отнесены: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (статья 92, пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, органы государственной власти Российской Федерации определяют основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 7 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации; органы государственной власти субъекта Российской Федерации - порядок их предоставления (пункт 2 статья 13 Жилищного кодекса Российской Федерации); а к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (пункт 4 часть 1 статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Закрепленная названная обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и порядка их предоставления в статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит конкретные указания на способы ее исполнения уполномоченными субъектами, что само по себе не указывает на то, что все предусмотренные в этой норме способы (виды фондов) должны быть реализованы одновременно, то есть не ограничивает самостоятельность местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.
Кроме того, часть 2 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что помимо жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма.
Согласно постановлению администрации МО «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ жилищный фонд муниципального образования «Городской округ Ногликский» разделен на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования, специализированные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 указанного нормативно-правового акта органа местного самоуправления установлено, что при необходимости обеспечения граждан муниципального образования «Городской округ Ногликский» в установленных законодательством случаях для временного проживания жилыми помещениями маневренного фонда, производится временный перевод свободных жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования в жилые помещения маневренного фонда (л.д.<данные изъяты>).
Постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Обеспечение населения муниципального образования «Городской округ «Ногликский» качественным жильем на 2015-2020 годы» (л.д. <данные изъяты>), постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ срок действия программы продлен по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>). Программой определен перечень аварийных жилых помещений, подлежащих расселению до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент обращения прокурора Ногликского района Сахалинской области в суд с настоящим административным иском на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский» специализированный жилищный фонд, к которому относятся жилые помещения маневренного фонда, не создан, однако данное обстоятельство не влечет угрозу нарушения конституционного права граждан на жилище, поскольку вопрос предоставления жилого помещения гражданам, указанным в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования может быть разрешен в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат доказательств бездействия администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» по обеспечению жилищных прав граждан, проживающих на территории муниципального образования. Администрацией муниципального образования принятые иные меры, направленные на обеспечение жилищных прав граждан: гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в связи с утратой жилого помещения, жилое помещение может быть предоставлено на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, для граждан, проживающих в ветхих жилых помещениях, принята и реализуется муниципальная программа «Обеспечение населения муниципального образования «Городской округ Ногликский» качественным жильем».
Отсутствие одного из видов жилищного фонда в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский», в данном случае маневренного, не свидетельствует о невыполнении ответчиком требований жилищного законодательства, требующих судебной защиты, и не создает угрозу нарушения прав граждан, а потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска прокурора Ногликского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании незаконным бездействия администрации по созданию на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский» маневренного жилищного фонда, возложении обязанности создать на территории муниципального образования маневренный жилищный фонд, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26 февраля 2021года.
Председательствующий А.О.Поваляева
Копия верна: Судья А.О.Поваляева