ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-83/2021 от 29.09.2021 Барнаульского гарнизонного военного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-83/2021

Решение

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года город Барнаул

Барнаульский гарнизонный военный суд

в составе: председательствующего - Зинца А.А., при секретаре судебного заседания Шишкиной А.В., с участием административного истца ФИО1 и административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-83/2021 по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части 11111<Звание> ФИО1 об оспаривании решения начальника территориального отделения г<данные изъяты> об отказе во включении её в список на предоставление служебных жилых помещений,

установил:

ФИО1, проходящая военную службу по контракту в войсковой части 11111 и имеющая в собственности жилое помещение в <данные изъяты>, в июне 2021 года обратилась в жилищный орган с заявлением о представлении ей и членам семьи служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Решением начальника территориального отделения <данные изъяты> (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс») от 22 июня 2021 года административному истцу отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.

Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просила данное решение начальника отделения признать незаконным и возложить на должностное лицо обязанность по отмене решения и включению ее в обозначенный список.

В обоснование своего требования административный истец указала на то, что в 2014 году она как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих приобрела в собственность квартиру в <данные изъяты>. В 2016 году ее супругу-военнослужащему, а также на нее и дочь было предоставлено служебное жилье по месту службы <данные изъяты>. 2 февраля 2021 года у них родилась дочь и в этом же месяце брак был расторгнут, ввиду невозможности дальнейшего совместного проживания. Она вместе с детьми снялась с регистрационного учета в служебном жилье и зарегистрировалась при войсковой части. После этого, собрав пакет документов, обратилась в отдел ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о предоставлении ей служебного жилья по месту ее службы, в чем ей было отказано. С данным отказом она не согласна, поскольку удаленность <данные изъяты> от <данные изъяты> не позволяет ей своевременно отвести детей в детский сад, а также школу и своевременно прибыть на службу, в том числе в случае приведения войсковой части в высшие степени боевой готовности.

В судебном заседании ФИО1 просила ее требование удовлетворить, указав также о том, что из упомянутого служебного жилья в <данные изъяты> она не выезжала и в настоящее время с детьми проживает там, оттуда их никто не выселял.

Административный ответчик (начальник упомянутого отделения) ФИО2 просила отказать в удовлетворении требования, полагая принятое ею решение законным и обоснованным, поскольку ФИО1 имеет в собственности жилье в <данные изъяты>, то есть в близлежащем к месту службы населенном пункте, что препятствует включению административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений.

Начальники ФГАУ «Росжилкомплекс» и его филиала «Центральный», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайств об отложении не представили.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из послужного списка и справкам <Звание> ФИО1 проходит с февраля 2010 года военную службу в войсковой части 11111, дислоцированной в <данные изъяты>. Первый контракт о прохождении военной службы был заключен ею в 2008 году. В качестве членов ее семьи в личном деле указаны две дочери 2015 и 2021 годов рождения.

Как видно из свидетельства о государственной регистрации права и договора целевого жилищного займа, административный истец, являясь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, за счет средств целевого жилищного займа 22 сентября 2014 года приобрела в собственность квартиру по адресу: <данные изъяты>.

Из копии договора найма служебного жилья видно, что 12 апреля 2017 года ФИО1 на состав семьи три человека (он, супруга – административный истец и дочь) предоставлена служебная квартира по адресу: <данные изъяты>.

Согласно свидетельству брак между ФИО1 и ее супругом прекращен 25 февраля 2021 года.

В соответствии с выписками из домовых книг, административный истец и две ее дочери сняты с 15 апреля 2021 года с регистрационного учета по адресу служебной квартиры в <данные изъяты> и зарегистрированы с этого же дня при войсковой части.

Как видно из заявления ФИО1, зарегистрированного в жилищном органе 4 июня 2021 года, она обратилась с просьбой о предоставлении ей и членам ее семьи (двум дочерям) служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Из решения начальника упомянутого отделения от 22 июня 2021 года следует, что ФИО1 отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений. Основанием для принятия этого решения послужило то, что административный истец имеет в собственности квартиру в <данные изъяты>, в связи с чем обеспечена жильем в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте.

Согласно доверенности от 9 апреля 2021 года начальник названного отделения ФГАУ «Росжилкомплекс» наделен правом на принятие решений об отказе во включении военнослужащих в список на предоставление служебных жилых помещений.

Как следует из абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах (абз. 2).

Следует отметить, что приведенная норма не ставит необходимость обеспечения служебным жилым помещением в зависимость от уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями в том же населенном пункте, условий проживания в них, взаимоотношений с родственниками, материального положения и от других обстоятельств.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, солдаты, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абз. 4 и 7).

Согласно п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и необходимые документы, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов.

Как видно из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с последним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, в силу п. 1 ч. 1 ст. 92 и ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в Жилищном кодексе РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Проанализировав изложенное в совокупности, суд констатирует, что необходимым условием предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в населенном пункте места прохождения военной службы или близлежащем к нему.

Тем самым законом гарантируется право на обеспечение служебными жилыми помещениями не всех военнослужащих, категории которых перечислены в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и членов их семей, а лишь тех из них, которые не обеспечены благоустроенными жилыми помещениями в этом или близлежащем населенном пункте.

Согласно сведениям из администрации <данные изъяты>, информации Министерства транспорта Алтайского края, размещенной на собственном сайте в общедоступной информационной сети «Интернет», по маршруту <данные изъяты> - <данные изъяты> осуществляются регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам № 202, 221, 885. Расстояние между населёнными пунктами составляет 52 км, а время движения автотранспорта 30 минут. Периодичность движения определена от 40 минут в рабочие дни с 7 часов из <данные изъяты> и до 18 часов из <данные изъяты>. Кроме того, по данному маршруту с 5 до 20 часов осуществляется пригородное железнодорожное сообщение. Данные сведения позволяют прийти к выводу о наличии у ФИО1 необходимой транспортной возможности осуществлять ежедневные поездки общественным транспортом к месту прохождения военной службы и обратно.

Как видно из сообщения командира войсковой части 11111, порядка 37 % военнослужащих данной войсковой части постоянно проживают в <данные изъяты> и в соответствии с приказами прибывают на службу в установленное время. При приведении войсковой части в боевую готовность у военнослужащих достаточно времени на получение оповещения, сбора и прибытия на службу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что наличие у административного истца в собственности жилья в близлежащем к месту службы населенном пункте не позволяет ей претендовать на предоставление служебного жилого помещения по месту службы.

Таким образом, суд констатирует, что принятое в соответствии с положениями действующего законодательства решение жилищного органа об отказе ФИО1 во включении в список на предоставление служебных жилых помещений прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем требование последней о признании такого решения незаконным удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах оснований для возложения на названного начальника отделения обязанности включить административного истца в упомянутые списки суд не находит.

На вывод суда не влияет довод административного истца о наличии неудобств, связанных с прибытием на службу из <данные изъяты>, посещением детьми детского сада и школы в <данные изъяты>, поскольку данные обстоятельства в силу вышеназванных положений законодательства не являются основанием для включения военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы.

Кроме этого, следует отметить то, что ФИО1 вместе с детьми проживает в настоящее время в упомянутом служебном жилье в <данные изъяты>, которое ранее предоставлялось, в том числе, и на нее, откуда она не выезжала.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требования ФИО1 о признании незаконным решения начальника территориального отделения <данные изъяты> от 22 июня 2021 года об отказе во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: А.А. Зинец

Дата составления мотивированного судебного акта: 12 октября 2021 года.