Дело № 2а-83/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Симферополь 7 июня 2022 г.
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,
при секретаре Котельницком Б.Г.,
с участием прокурора Алескерова Д.А.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к Симферопольскому районному совету Республики Крым о признании недействующим в части решения 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года № 1173 «Об утверждении правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым»,
с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика главы Симферопольского районного совета Республики Крым, Администрации Симферопольского района Республики Крым, Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Управления градостроительной политики Администрации Симферопольского района Республики Крым, ФИО3,
установил:
решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года № 1173 утверждены Правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее - Правила землепользования и застройки).
Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Симферопольскому районному совету Республики Крым, в котором просит признать недействующим со дня принятия пункт 4 части 2 статьи 37 (зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) Приложения № 3 «Градостроительные регламенты» к решению 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года № 1173 «Об утверждении правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», которым допускается блокировка жилых домов по взаимному согласию домовладельцев при условии соблюдения противопожарных требований и действующих градостроительных нормативов.
Указывая на допущенные технические ошибки в первоначально заявленном иске, ИП ФИО2 в заявлении об уточнении административных исковых требований от 31 января 2022 года просит признать недействующим со дня принятия пункт 2 статьи 37 части IV Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (градостроительные регламенты), утверждённых решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года в части допуска блокировки жилых домов по взаимному согласию домовладельцев при условии соблюдения противопожарных требований и действующих градостроительных нормативов.
В обоснование заявленных требований, с учётом уточнённого административного искового заявления от 21 февраля 2022 года, административный истец указывает, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> имеющего вид разрешённого использования «строительная промышленность» и граничащего с территориальной зоной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), а также является собственником ряда зданий, строений и сооружений производственного назначения, расположенных на арендуемом земельном участке. Из оспариваемых Правил землепользования и застройки в отношении зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) следует, что минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений: до индивидуального жилого дома 3 метра. Вместе с тем, согласно оспариваемого пункта 2 статьи 37 части IV Правил землепользования и застройки допускается блокировка жилых домов по взаимному согласию домовладельцев при условии соблюдения противопожарных требований и действующих градостроительных нормативов. Считает, что указанное положение противоречит федеральному законодательству в части предоставления возможности не устанавливать минимальный отступ при условии согласования с правообладателем смежного земельного участка с соблюдением противопожарных правил, нарушает права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Указывает, что оспариваемое положение не согласуется с положениями подпункта 2 пункта 6 статьи 30, подпункта 2 пункта 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые не содержат правовых оснований, предоставляющих органу местного самоуправления возможность без проведения публичных слушаний не соблюдать минимальный отступ. Также, административный истец считает, что из толкования части 3 статьи 39, части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учёту, в связи с чем, уменьшение отступа от границ смежного земельного участка должно производиться не путём получения согласования от смежного землепользователя, а на публичных слушаниях. Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением компетенции и применению не подлежит. Строительство жилых домов на смежном земельном участке в зоне Ж-1, без учёта отступов от зданий, с грубым игнорированием противопожарных требований, создаст и уже создаёт прямую угрозу безопасности имуществу истца, нарушает права граждан, в том числе истца, на благоприятную среду жизнедеятельности и противоречит санитарным правилам. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт содействует нецелевому использованию смежных земельных участков в зоне Ж-1, поощряя незаконное строительство на данном земельном участке сблокированных жилых домов с нарушением противопожарных, экологических, санитарных норм и правил. При этом «выделение» администрацией земельных участков под жилую застройку на границе с производственными объектами грубо нарушило предписания пунктов 5.10 и 7.2 СП 42.13330.2016.
21 февраля 2022 года административным истцом подано уточнённое административное исковое заявление (т.4 л.д.11-15), в котором уточняются основания административного иска, и указывается на неопределённость оспариваемой нормы, которая не является конкретной и понятной в части используемых в ней терминов, а также на создание коррупциогенного фактора в деятельности органов государственного земельного надзора и органов муниципального земельного контроля.
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2022 года, 17 марта 2022 года, 15 апреля 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены глава Симферопольского районного совета Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Управление градостроительной политики Администрации Симферопольского района Республики Крым, ФИО3.
Представитель административного ответчика Симферопольского районного совета Республики Крым ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме, поддержала письменные возражения на административное исковое заявление (т. 4 л.д. 57-66).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в том числе, информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
От заинтересованного лица Администрации Симферопольского района Республики Крым поступили пояснения относительно заявленных требований административного искового заявления (т. 4 л.д. 170-181).
Также, поступили письменные возражения от заинтересованного лица ФИО3 (т. 4 л.д. 211-216).
Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в соответствии с Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, 12 января 2022 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Из части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» следует, что муниципальное образование Симферопольский район наделено статусом муниципального района и его административным центром определён город Симферополь.
В соответствии с пунктом 16 части 2 названной статьи в составе муниципального образования Симферопольский район образовано, в том числе, Родниковское сельское поселение (административный центр - село Родниковое).
Решением 6 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 28 ноября 2014 года № 46 принят Устав муниципального образования Симферопольский район Республики Крым (далее – Устав) (т.1 л.д. 80-222).
Согласно части 1 статьи 38 Устава Симферопольский районный совет Республики Крым является постоянно действующим выборным, коллегиальным представительным органом муниципального образования Симферопольский район Республики Крым.
К вопросам местного значения района, в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 9 Устава, относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
На публичные слушания, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 24 Устава, должны выноситься проекты правил землепользования и застройки.
В соответствии с частями 5, 6, 11 статьи 74 Устава, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решения районного совета о бюджете района, об отчёте о его исполнении, об установлении местных налогов и сборов, регламент районного совета, иные нормативные правовые акты, принятые районным советом, председателем районного совета, главой администрации района, должны быть официально опубликованы (обнародованы) в десятидневный срок со дня их подписания, за исключением муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется посредством:
1) опубликования текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в печатных средствах массовой информации, учреждённых органами местного самоуправления района, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории района. При опубликовании текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным;
2) размещения текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, на специальных информационных стендах на территории населённых пунктов района. Количество указанных стендов и места их расположения утверждаются районным советом и должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, жителями района.
Согласно данных Единого государственного реестра юридических лиц, находящихся в свободном доступе на сайте https://egrul.nalog.ru, муниципальное бюджетное учреждение Симферопольского муниципального района «Редакция газеты «Сельский труженик Крыма» (ОГРН: <***>; ИНН <***>) учреждена муниципальным образованием Симферопольский район Республики Крым.
Порядок организации работы и проведения заседаний представительного органа муниципального образования Симферопольский район Республики Крым – Симферопольского районного совета и созданных им постоянных комиссий, иных рабочих органов районного совета, осуществления контрольной деятельности районным советом, а также вопросы организации работы депутатов районного совета с избирателями муниципального образования Симферопольский район Республики Крым, устанавливает Регламент Симферопольского районного совета Республики Крым, утверждённый решением 19 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 5 июня 2015 года № 251 (т. 2 л.д. 1-89).
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, который включает в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).
Данные, подлежащие указанию в приведённом в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).
Процедура и этапы проведения публичных слушаний регламентированы частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 23 названной статьи заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Организация и проведение общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым определяется соответствующим Положением, утверждённым решением внеочередной 77 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 1 августа 2018 года № 996 (далее – Положение №996) (т.1 л.д.223-245).
Порядок организации и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний предусмотрен главой 2 Положения №996, особенности проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки поселения, проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки поселения предусмотрены главой 11 указанного положения.
Согласно пункта 2.2 общественные обсуждения или публичные слушания назначаются постановлением председателя Симферопольского районного совета.
Пунктом 2.5 предусмотрено, что постановление о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в течение 5 рабочих дней со дня принятия в официальном печатном органе муниципального образования Симферопольский район Республики Крым газете «Сельский труженик Крыма» и на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым (https://simfmo.rk.gov.ru).
В соответствии с пунктом 2.6 Положения №996 процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru (далее - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных услуг (далее - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Пунктом 2.7 Положения №996 предусмотрено, что процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в официальном печатном органе муниципального образования Симферопольский район Республики Крым газете «Сельский труженик Крыма» и на официальном сайте (подпункт 1 пункта 2.10).
Согласно пункта 2.12 Положения №996, в период размещения в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.6 и подпунктом 2 пункта 2.7 настоящего Положения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Положения идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:
1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);
2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);
3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;
4) посредством записи в книге (журнале) учёта посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (примерная форма указана в приложении 3 к настоящему Положению).
В пункте 9.1 Положения №996 установлено, что итоговыми документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний (приложение 5) и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (приложение 6), оформленные организатором общественных обсуждений или публичных слушаний в установленном порядке.
Согласно пункта 9.2 Положения №996 организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются: дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) (пункт 9.3 Положения №996).
В пункте 9.5 Положения №996 указывается, что на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны, согласно пункта 9.6 Положения №996, быть указаны: дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; содержание внесённых предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учёта внесённых участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно пункта 9.7 Положения №996 заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию администрацией Симферопольского района в официальном печатном органе муниципального образования Симферопольский район Республики Крым газете «Сельский труженик Крыма» и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений или публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения их участников, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты общественных обсуждений или публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Во исполнение требований законодательства до принятия Симферопольским районным советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.
Администрацией Симферопольского района Республики Крым 19 августа 2016 года принято распоряжение № 476-р «О подготовке правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым», согласно которого утверждён порядок деятельности комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, утверждён состав указанной комиссии, а также этапы градостроительного зонирования.
Из материалов дела следует, что постановлением председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 19 октября 2018 года № 15 назначены общественные обсуждения по проектам правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, в том числе, Родниковского сельского поселения. Определён период проведения общественных обсуждений с 20 октября 2018 года по 20 февраля 2019 года. Организатором общественных обсуждений по рассмотрению проектов определена постоянно действующая Комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым (т. 2 л.д. 175-188).
Названным постановлением предусмотрена информация о месте размещения и дате, времени посещения экспозиций проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, согласно которой – в Родниковском сельском поселении: с. Родниково, ул. Крымская, 14 (31 октября, 2, 6 ноября с 9:00 до 11:00 час.); с. Кубанское, ул. Московская, 1 (31 октября, 2 ноября с 11:30 до 12:30 час.); с. Аркадьевка, ул. Раздольная, 9-А (31 октября, 2 ноября с 13:00 до 14:00 час.); с. Шафранное, ул. Широкая, 64 (31 октября, 2 ноября с 14:30 до 15:30 час.); с. Курганное, ул. Проезжая, 20 (31 октября, 2 ноября с 16:00 до 17:00 час.); с. Новый мир, ул. Центральная, 16 (6, 9 ноября с 12:00 до 13:00 час.).
Также, в постановлении указан порядок, форма и сроки внесения замечаний и предложений участниками общественных обсуждений по проектам Правил землепользования и застройки, подлежащим рассмотрению на общественных обсуждениях, а также порядок и сроки их рассмотрения, порядок получения консультаций при посещении экспозиций таких проектов.
Указанное постановление было опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» в выпуске № 40 (9972) от 20 октября 2018 года (т. 2 л.д. 95-96), а также на официальном портале Правительства Республики Крым в свободном доступе в разделе «Архитектура и градостроительство» https://simfmo.rk.gov.ru.
Правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Градостроительные регламенты (Том 2. Текстовая часть) 24 октября 2018 года размещены на официальном портале Правительства Республики Крым в свободном доступе https://simfmo.rk.gov.ru/document/show/2018_10_24_16_34_gradostroitelnyi_reglament.
Карта градостроительного зонирования к Правилам землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым 26 октября 2018 года опубликована на официальном портале Правительства Республики Крым в свободном доступе https://simfmo.rk.gov.ru/document/show/2018_10_26_08_17_karta_gradostroitelnogo_zonirovaniia_1.
На официальном сайте Симферопольского района Республики Крым 24 октября 2018 года размещено объявление о том, что с 26 октября 2018 года по 19 ноября 2018 года предложения и замечания к проекту правил землепользования и застройки направлять на электронный адрес arch.simf.adm@mail.ru (т. 2 л.д. 94).
По результатам проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым составлен протокол от 20 ноября 2018 года, согласно которому замечаний и предложений участников общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, а также от иных участников общественных обсуждений не поступало (т. 3 л.д. 27-28).
После проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым подготовлено Заключение о результатах общественных обсуждений от 20 декабря 2018 года (т. 3 л.д. 29), согласно которому, комиссией принято решение рекомендовать к утверждению проект Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с учётом аргументированных рекомендаций.
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» от 29 декабря 2018 года №50 (9982) (т. 2 л.д. 97), а также на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/11221.
Согласно представленного листа согласования, проект Правил землепользования и застройки был согласован с заместителем председателя Симферопольского районного совета, главой Администрации Симферопольского района, заместителем главы администрации, председателем Родниковского сельского совета – главой Администрации Родниковского сельского поселения, управляющим делами Симферопольского районного совета, начальником Управления по обеспечению деятельности Симферопольского районного совета, заместителем руководителя аппарата администрации, начальником отдела правовой, претензионно-исковой работы, экспертиз, взаимодействия и контроля администрации, начальником управления архитектуры и градостроительства, начальником отдела организационной работы, делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Управления по обеспечению деятельности Симферопольского районного совета, начальником отдела правового, кадрового обеспечения Управления по обеспечению деятельности Симферопольского районного совета.
Согласно пункта 11 Положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, постановлений, распоряжений Симферопольского районного совета Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского районного совета Республики Крым от 6 февраля 2015 года № 146, согласование проекта нормативного правового акта согласующим лицом свидетельствует о невыявлении данным согласующим лицом коррупциогенных факторов в проекте акта. В данном случае составление заключения не требуется.
12 марта 2019 года за исх. № 01-34/2501 в адрес председателя Симферопольского районного совета Республики Крым направлено письмо главы Администрации Симферопольского района Республики Крым о созыве внеочередной сессии Симферопольского районного совета Республики Крым для рассмотрения, в том числе, проекта решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (т. 3 л.д. 22-24).
Согласно протокола заседания внеочередной 89 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года № 89, на повестке дня был, в том числе, поставлен вопрос (пункт 14) об утверждении Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (т. 3 л.д. 1-13). Из общего состава совета – 44 человек, присутствовало 35 депутатов. По данному вопросу за принятие решения проголосовало 35 депутатов, против – нет, воздержались – нет.
Таким образом, Симферопольским районным советом Республики Крым первого созыва на 89 внеочередной сессии 13 марта 2019 года принято решение №1173 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (т. 3 л.д. 25-26, 30-197).
Пунктом 1 указанного решения утверждены соответствующие Правила землепользования и застройки, согласно пункту 2 также принято решение – Администрации Симферопольского района Республики Крым: 2.1) в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовить и внести на утверждение Симферопольского районного совета сведения о границах территориальных зон в соответствии с частью 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации до 1 июня 2020 года; 2.2) Разместить утверждённые правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий десяти дней со дня вступления в силу настоящего решения; 2.3) Разместить утверждённые правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района http://simfmo.rk.gov.ru, в разделе «Архитектура и Градостроительство»; 2.4) В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» направить документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня вступления в силу настоящего решения; 2.5) Направить настоящее решение в администрацию Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Пунктом 3 указанного решения Управлению по обеспечению деятельности Симферопольского районного совета (ФИО4) предписано настоящее решение обнародовать на информационном стенде Администрации Симферопольского района (первый этаж административного здания Симферопольского районного совета, расположенного по адресу: <...>), разместить на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района http://simfmo.ru.gov.ru.
Согласно пункту 4 решение вступает в силу с момента его принятия.
В соответствии с пунктом 3, названное решение опубликовано на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района 9 апреля 2019 года https://simfmo.rk.gov.ru/ document/show/2019_04_09_15_57_1173_ob_utverzhdenii_pravil_zemlepolzovaniia_i_zastroiki_rodnikovskogo_selskogo_poseleniia_simferopolskogo_raiona_respubliki_krym, а также опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» от 27 апреля 2019 года выпуск № 16 (9998) (т. 2 л.д. 98).
Данное решение включено в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов и зарегистрировано (регистрационный номер RU93001014201900045 от 6 мая 2019 года).
21 июня 2019 года за исх. № 01-36/6420 главой Администрации Симферопольского района Республики Крым в адрес заместителя председателя Симферопольского районного совета Республики Крым направлено письмо с просьбой, в том числе, о назначении проведения общественных обсуждению по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (т. 2 л.д. 227-234).
В указанном письме обозначен срок проведения общественных обсуждений с 22 июня 2019 года по 21 июля 2019 года. Организатор общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым – постоянно действующая комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым, созданная распоряжением Администрации Симферопольского района Республики Крым от 1 октября 2018 года № 469-р. Информация о месте размещения и дате, времени посещения экспозиций участников общественных обсуждений указана в графике, прилагаемом к оповещению о начале общественных обсуждений по проектам.
Постановлением председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 21 июня 2019 года № 13 назначены общественные обсуждения по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, в том числе, Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (т. л.д. 212-226).
Указанное постановление с оповещением о начале общественных слушаний, порядке, форме и сроках внесения замечаний и предложений участниками общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в указанные правила пользования и застройки опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» от 22 июня 2019 года № 23 (10005), а также на официальном портале Правительства Республики Крым (т. 2 л.д. 99-103).
22 июля 2019 года дано Заключение о результатах общественных обсуждений проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, согласно которого предложений и замечаний по указанному проекту не поступало (т. 3 л.д. 206), а также на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru/ ru/document/show/15132.
Постановлением председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 27 июня 2019 года № 15 внесены изменения в постановление председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 21 июня 2019 года № 13, с размещением на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/13405.
Согласно представленного листа согласования, проект Правил землепользования и застройки был согласован с заместителем председателя Симферопольского районного совета, главой Администрации Симферопольского района, заместителем главы администрации, председателем Родниковского сельского совета – главой Администрации Родниковского сельского поселения, управляющим делами Симферопольского районного совета, начальником Управления по обеспечению деятельности Симферопольского районного совета, заместителем руководителя аппарата администрации, начальником отдела правовой, претензионно-исковой работы, экспертиз, взаимодействия и контроля администрации, начальником управления архитектуры и градостроительства, начальником отдела организационной работы, делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Управления по обеспечению деятельности Симферопольского районного совета, начальником отдела правового, кадрового обеспечения Управления по обеспечению деятельности Симферопольского районного совета.
Согласно повестки 95 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 31 июля 2019 года, Симферопольским районным советом Республики Крым рассматривался, в том числе, вопрос о внесении изменений в решение 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года № 1173 «Об утверждении правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (пункт 15) (т. 3 л.д. 207-209).
Из протокола заседания 95 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 31 июля 2019 года № 95 следует, что из общего состава совета – 44 человек, присутствовало 30 депутатов. По данному вопросу за принятие решения проголосовало 30 депутатов, против – нет, воздержались – нет (т. 3 л.д. 210-216).
Таким образом, на 95 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 31 июля 2019 года принято решение № 1272 «О внесении изменений в решение 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года № 1173 «Об утверждении правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (т. 3 л.д. 198-206).
Указанное решение 6 августа 2019 года размещено на информационном стенде Администрации Симферопольского района Республики Крым (первый этаж административного здания Симферопольского районного совета, расположенного по адресу: <...>), опубликовано на портале Правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https://simfmo.rk.gov.ru/ru/ document/show/8941) 14 августа 2019 года, а также в газете «Сельский труженик Крыма» от 10 августа 2019 года выпуск № 30 (10012) (т. 2 л.д. 238).
Кроме того, с целью приведения в соответствие наименований видов разрешённого использования земельных участков, содержащихся в градостроительных регламентах, с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, на заседании внеочередной 93 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 26 июня 2019 года принято решение №1256 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым в части приведения в соответствие наименований видов разрешённого использования земельных участков, содержащихся в градостроительных регламентах, с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года №450» (т. 2 л.д. 189-194), что также следует из протокола заседания сессии (т. 2 л.д. 195-207).
Указанные решения, которыми внесены изменения в решение 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года № 1173 «Об утверждении правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», административным истцом не оспариваются.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения. Каких-либо существенных нарушений порядка принятия оспариваемого акта, влекущих его безусловную отмену, судом не установлено.
Проверкой соответствия оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам большей юридической силы, а также выясняя вопрос о том, нарушены ли права административного истца, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах, собственником нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО2 (т. 1 л.д. 22-23).
Указанное нежилое здание, согласно пояснений административного истца, расположено на арендуемом земельном участке с кадастровым номером №, имеющем вид разрешённого использования «строительная промышленность» и граничащем с территориальной зоной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Кроме того, административный истец является собственником ряда зданий, строений и сооружений производственного назначения, расположенных на указанном арендуемом земельном участке.
Согласно Генерального плана Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утверждённого решением 85 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 6 декабря 2018 года № 1102, земельный участок с кадастровым номером № относится к функциональной зоне общественно-делового и коммерческого назначения (т. 1 л.д. 246).
Согласно фрагмента карты территориального зонирования муниципального образования Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утверждённой решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года № 1173 «Об утверждении правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» по состоянию на 11 февраля 2022 года, земельный участок с кадастровым номером № относится к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О-1) (т. 1 л.д. 247).
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ИП ФИО2 указала на противоречие оспариваемого акта положениям подпункта 2 пункта 6 статьи 30, подпункта 2 пункта 1 статьи 38, части 3 статьи 39, части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно пунктам 6-8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из статей 1, 30, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки, также как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешённого строительства, высоты и объёма объектов капитального строительства, плотности застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно пунктов 1, 2 части 2 поименованной статьи в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 40 статьи 1 раскрывает понятие дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проёмов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Из пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
Наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1.2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом, согласно части 2 поименованной статьи применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
Так, пунктом 2 статьи 37 главы 8 части IV «Градостроительные регламенты» оспариваемых Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым определены предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Для кода разрешённого использования земельного участка 2.1 с разрешённым использованием земельных участков и видов объектов капитального строительства «для индивидуального жилищного строительства», в том числе, допускается блокировка жилых домов по взаимному согласию домовладельцев при условии соблюдения противопожарных требований и действующих градостроительных нормативов.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ГрК РФ в случае, если условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Согласно части 4 статьи 39 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования.
Оценивая доводы административного истца ИП ФИО2 о нарушении её прав, суд полагает необходимым указать следующее.
Действительно, в силу части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определённом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Законом № 384-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 (далее – Постановление № 1521 от 26 декабря 2014 года) утверждён Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр утверждён и введён в действие СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СП 42.13330).
Данный свод правил составлен в целях повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований федеральных законов от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
С момента введения в действие СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» признан не подлежащим применению СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 820, за исключением пунктов СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.
Пунктом 1.3 СП 42.13330 предусмотрено, что требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
В соответствии с положениями пункта 5.1 СП 42.13330 в жилых зонах размещаются: жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности); блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками; отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учётом требований раздела 10; гаражи (гаражи-стоянки) и стоянки автомобилей для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.
Разделом 7 СП 42.13330 определены параметры застройки жилых и общественно-деловых зон.
Вместе с тем, в силу пункта 1 Примечаний к пункту 7.1 СП 42.13330 допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учётом противопожарных требований, приведённых в разделе 15.
При этом пункт 7.1 подлежит применению на обязательной основе за исключением абзацев первого, третьего и Примечания 1 (пункт 29 Постановления № 1521 от 26 декабря 2014 года).
С учётом изложенного, приведённая норма (пункт 1 Примечаний к пункту 7.1 СП 42.13330) имеет рекомендательный характер и применяется на усмотрение органов власти и разработчиков проектов правил землепользования и застройки, что не влечёт нарушения прав административного истца.
В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен заместитель начальника департамента – начальник управления архитектуры и градостроительства департамента имущественных и земельных отношений, архитектуры, градостроительства и муниципального контроля ФИО5, образование высшее по направлению подготовки «07.03.04 Градостроительство», который пояснил, что отклонение от предельных параметров в Правилах землепользования и застройки призвано устранить недостатки земельных участков в плане их минимальных площадей, которые выдавались ранее, и эти земельные участки не позволяют по коэффициенту застройки возводить сооружения для одной семьи. Оспариваемая норма существует в совокупности с остальными, проходила этап общественных обсуждений, направлена на упрощение процедуры получения строительных разрешений. Для индивидуального жилищного строительства нет необходимости получать разрешение на строительство, в данном случае гражданам необходимо заполнять уведомление о начале строительства индивидуального жилого дома. При указании одновременно в уведомлении на отклонение и блокирование, даже с согласия смежного землепользователя, заявителям всегда отказано в этом случае, потому что у них нет разрешения на такое блокирование, такое разрешение они получают отклонением от предельных параметров, то есть они размещают индивидуальный жилой дом, отклоняясь от одной стороны земельного участка не на три метра по СП 42.13330, а уже непосредственно, с учётом решения комиссии по вопросу отклонения от предельных параметров ПЗЗ. Таким образом, невозможно в каждом конкретном случае обойти этап общественных обсуждений. Данную норму следует применять в совокупности с иными нормами ГрК РФ. Оспариваемая норма была принята, чтобы граждане не несли дополнительные градостроительные обоснования, дополнительный пакет документов, для таких граждан это финансово тяжело в большинстве случаев, в связи с чем, чтобы избежать каких-либо осложнений в этой процедуре, комиссия рассматривает вопрос непосредственно только с одним заявлением у гражданина, ссылаясь непосредственно на эту норму ПЗЗ. Также пояснил, что в отношении земельного участка административного истца в ЕГРН не установлены зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с требованиями действующего законодательства. При указанных обстоятельствах, при поступлении соответствующего уведомления об отклонении от предельных параметров, у Администрации не будет правовых оснований для отказа, поскольку не установлены санитарно-защитные и охранные зоны. В отношении смежных земельных участков по отношению к земельному участку, находящемуся в пользовании у административного истца, пояснил, что ни один из таких граждан не обращался по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров, либо на получение уведомительного характера разрешения на строительство объекта капитального строительства. На земельных участках, граничащих с земельным участком административного истца, некоторые объекты капитального строительства стоят на кадастровом учёте, как ранее учтённые, то есть они построены до введения в действие оспариваемых Правил землепользования и застройки. Административный истец имеет право обратиться в Комиссию на стадии общественных обсуждений, когда обратившиеся заинтересованные лица будут блокировать свои жилые дома, поскольку согласно положений ГрК РФ орган обязан уведомлять, в том числе, соседей, на которых оказывается влияние. Строительные нормы и правила регламентируют строительство объектов жилого фонда с учётом противопожарных требований, блокируемая жилая застройка имеет общую стену, а блокировка индивидуальных жилых домов предусматривает блокирование двух стен термическим швом по пожарной безопасности, что можно проверить при вводе в эксплуатацию таких объектов. При этом противопожарные нормы требуют обязательного доступа к соседним землепользователям, нарушающая такие требования блокировка жилых домов будет ограничена комиссией при рассмотрении соответствующих заявлений.
В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (часть 3).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (Определения от 28 января 2016 года №109-О, от 26 мая 2016 года №1145-О, от 25 октября 2016 года № 2302-О).
Вопреки доводам административного истца, при установленных фактических обстоятельствах настоящего дела, анализируя приведённые выше законоположения в их взаимосвязи, суд не усматривает несоответствия оспариваемого в части нормативного правового акта как нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, так и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения. Оспариваемая норма имеет целевую направленность и не может быть расценена как не соответствующая федеральному законодательству и допускающая неоднозначное толкование её содержания.
Иные доводы административного истца отклоняются судом, как несостоятельные, поскольку проверка законности и обоснованности вынесенных в отношении административного истца, либо иных заинтересованных лиц правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, а также оценки представленных доказательств, не может быть осуществлена в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что административный истец может прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты путём оспаривания соответствующего принятого в его отношении правоприменительного решения, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2017 г. № 26-П, определения от 9 ноября 2017 года № 2509-О, № 2510-О).
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятое компетентным органом оспариваемое в части решение нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, права административного истца не нарушает, вследствие чего отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 к Симферопольскому районному совету Республики Крым о признании недействующим со дня принятия пункта 2 статьи 37 части IV Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (градостроительные регламенты), утверждённых решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года, в части допуска блокировки жилых домов по взаимному согласию домовладельцев при условии соблюдения противопожарных требований и действующих градостроительных нормативов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова
Решение изготовлено в окончательной форме – 22 июня 2022 года.