№ 2а-84 (3)/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2017 г. р.п. Горный
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Степанова А.Н.,
при секретаре Наумовой А.С.,
с участием помощника прокурора Краснопартизанского района Саратовской области Чурзина Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснопартизанского района Саратовской области к администрации Горновского муниципального образования Краснопартизанского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и возложении обязанности устранить нарушение экологического законодательства,
установил:
прокурор Краснопартизанского района Саратовской области обратился с административным иском в суд к администрации Горновского муниципального образования Краснопартизанского муниципального района Саратовской области (далее по тексту администрация, ответчик, Горновское МО) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и возложении обязанности устранить нарушение экологического законодательства. В обосновании административного иска прокурором указано, что прокуратурой района в марте 2017 г. в ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения администрацией Горновского МО Краснопартизанского муниципального района Саратовской области выявлены нарушения, выразившееся в не принятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, в связи с чем в адрес главы администрации выносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ<Номер>, по результатам рассмотрения которого в адрес прокуратуры района была представлена информация в которой конкретных мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов принято не было.
В ходе проведения контрольной проверки установлено, что на территории
<Адрес> имеющиеся несанкционированные свалки бытового мусора не ликвидированы.
Исходя из положения п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.2, 1.8, 2.2.1, 2.2.9 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 19 ст. 3 Устава Горновского МО Краснопартизанского муниципального района Саратовской области прокурор просит удовлетворить заявленные административные исковые требования, так как неисполнение требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Помощник прокурора Краснопартизанского района Саратовской области Чурзин Ю.В. исковые требования полностью поддержал по обстоятельствам указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик администрация Горновского муниципального образования о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом в судебное заседание представители не прибыли, возражений не представили, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав объяснения помощника прокурора Краснопартизанского района Саратовской области Чурзина Ю.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды", рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (статья 51).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 19 ст. 3 Устава Горновского МО Краснопартизанского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1.2, 1.8, 2.2.1, 2.2.9 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В судебном заседании было установлено и сторонами не оспаривалось, что в марте 2017 г. прокуратурой Краснопартизанского района установлено, что на территории <Адрес> имеющиеся несанкционированные свалки бытового мусора не ликвидированы.
Вышеуказанное обстоятельство подтверждается надлежащим образом заверенными копиями документов, которые приобщены к материалам дела: фотографиями, представлением об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, ответом главы администрации Горновского муниципального образования С.А. Арифуллина, актом проверки от 20 марта 2017 г.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрацией Горновского МО надлежащая деятельность по организации ликвидации несанкционированных свалок организована не была, что в свою очередь свидетельствует о допущенном органом местного самоуправления бездействии.
При таких обстоятельствах, обязанность по уборке бытового мусора должна осуществляться органами местного самоуправления в данном случае администрацией Горновского муниципального образования Краснопартизанского муниципального района Саратовской области так как исходя из положения статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральных законом "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" в силу которых к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.
Суд соглашается с мнением прокурора, что срок выполнения требований законодательства до 01 июня 2017 г. соответствует характеру дела, действиям которые следует совершить в целях устранения в полном объеме нарушений требований законодательства и является достаточным для восстановления нарушенного права. Каких-либо доказательств невозможности произвести устранение нарушений требований законодательства в указанный срок администрацией Горновского муниципального образования Краснопартизанского муниципального района Саратовской области суду не представлено.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Краснопартизанского района Саратовской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Горновского муниципального образования Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных вблизи домов <Адрес> в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать администрацию Горновского муниципального образования Краснопартизанского муниципального района Саратовской области устранить нарушения экологического законодательства, а именно ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные вблизи домов <Адрес> до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательном виде в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через Пугачевский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение по делу изготовлено 14 апреля 2017 г.
Судья А.Н. Степанов