к делу № 2а-840/2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Новопокровская Новопокровского района 05 августа 2021 года
Краснодарского края
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Супрун В.К.,
при секретаре судебного заседания Майдибор Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Новопокровский район, Управлению образования администрации МО Новопокровский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения законодательства,
установил:
Прокурор Новопокровского района обратился в Новопокровский районный суд Краснодарского края в суд с административным иском к администрации МО Новопокровский район, просил суд:
признать бездействие администрации муниципального образования Новопокровский район по исполнению требований законодательства об образовании незаконным;
обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район устранить нарушения законодательства об образовании, а именно:
организовать обеспечение детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, сухим пайком или получение компенсации за питание в денежном эквиваленте.
В последующем, административным истцом были уточнены исковые требования, в связи с чем, он просит:
признать бездействие администрации муниципального образования Новопокровский район и Управления образования администрации муниципального образования Новопокровский район по исполнению требований законодательства об образовании незаконным;
обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район устранить нарушения законодательства об образовании, а именно:
выделить денежные средства на обеспечение детей – инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, сухим пайком или получение компенсации за питание в денежном эквиваленте;
обязать Управление образования администрации МО Новопокровский район организовать обеспечение детей – инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, сухим пайком или получение компенсации за питание в денежном эквиваленте.
Исковые требования административного истца мотивированы следующим:
Прокуратурой Новопокровского района проведена проверка по вопросам организации питания детей – инвалидов, предоставления им соответствующей компенсации.
В ходе проведения проверки прокуратурой Новопокровского района установлено, что постановлением администрации МО Новопокровский район от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Новопокровский район.
Вместе с тем, выявлено отсутствие финансового обеспечения в указанной сфере, что нарушает права указанных категорий граждан на бесплатное двухразовое питание, либо на соответствующую компенсацию.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Новопокровского района в адрес администрации муниципального образования Новопокровский район внесено обобщенное представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, об устранении нарушений законодательства об образовании в Российской Федерации, бюджетного законодательства, безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения которого, администрация муниципального образования Новопокровский район сообщила в прокуратуру Новопокровского района о том, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях муниципального образования Новопокровский район обеспечены бесплатным горячим питанием с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам ведения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, школьных - и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны, в том числе, осуществлять меры по организации их питания.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №- ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 34 Закона №-Ф3 обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в форме обеспечения питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 37 Закона №-Ф3 обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Частью 7 ст. 79 Закона №-Ф3 предусмотрено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому», дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
В ходе проведенной проверки из представленной информацией администрации МО Новопокровский район № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на организацию предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья денежной компенсации в 2021 году средства из муниципального бюджета не выделены.
Таким образом, администрацией МО Новопокровский район в настоящее время не принято исчерпывающих мер по организации компенсации за питание в денежном эквиваленте или обеспечении сухим пайком детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому.
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законодательством обязанностей и не должны влиять на права детей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Новопокровского района Халидов Р.Ю. поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их полном удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Новопокровский район ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления признала в полном объеме, добровольно, последствия признания административного иска представителю административного ответчика понятны.
Представитель административного ответчика Управления образования администрации муниципального образования Новопокровский район ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц признала в полном объеме, добровольно, последствия признания административного иска представителю административного ответчика понятны.
Представитель административного ответчика Управления образования администрации муниципального образования Новопокровский район ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц признал в полном объеме, добровольно, последствия признания административного иска представителю административного ответчика понятны.
Согласно частям 3 и 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу положений частей 1 и 2 ст. 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В главах 15 и 22 КАС РФ норма процессуального права, регулирующая порядок принятия решения судом в случае признания административного иска административным ответчиком отсутствует. В указанных главах также не имеется нормы, препятствующей признанию административного иска административным ответчиком по данной категории административных дел.
Частью 2 ст. 304 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 304 КАС РФ и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, считает возможным решить вопрос о принятии административного иска административным ответчиком и указать в решении суда только на признание административного иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 179, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Новопокровского района к администрации муниципального образования Новопокровский район и Управлению образования администрации муниципального образования Новопокровский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения законодательства - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Новопокровский район и Управления образования администрации муниципального образования Новопокровский район по исполнению требований законодательства об образовании незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район устранить нарушения законодательства об образовании, а именно:
- выделить денежные средства на обеспечение детей – инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, сухим пайком или получение компенсации за питание в денежном эквиваленте.
Обязать Управление образования администрации муниципального образования Новопокровский район организовать обеспечение детей – инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, сухим пайком или получение компенсации за питание в денежном эквиваленте.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Новопокровский районный суд в месячный срок со дня принятия решения.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: