ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-840/2022 от 31.03.2022 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2022 года город Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Шигановой Н.И.,

при секретаре А.С.Дружковой,

с участием помощника прокурора г. Новокуйбышевска Куликовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-840/2022(УИД <№>) по административному иску Заместителя прокурора г. Новокуйбышевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области, Управлению ФНС России по Самарской области о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Новокуйбышевска обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения, мотивируя требования следующими доводами.

Прокуратурой г. Новокуйбышевска проведена проверка информации УФНС России по Самарской области о результатах выездной налоговой проверки в отношении деятельности ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ».

В ходе проведения анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» за период 2018-2020г.г. установлено перечисление денежных средств в размере более 4 млн. руб. в адрес организаций, обладающих признаками «транзитных», с последующим снятием наличных денежных средств.

При проведении мероприятий налогового контроля установлено, что у ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» и ряда его контрагентов в регистрационных делах и банковских досье совпадают номера телефонов, адреса электронной почты, согласно ответов провайдеров, представление отчетности за ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» производилось другими юридическими лицами ООО «ГРАНАТ», ООО «СИРИУС».

При проведении мероприятий налогового контроля установлено, что у ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» при отсутствии трудовых материальных ресурсов, оказывает разнохарактерные услуги юридическим и физическим лицам, территориально удаленным друг от друга.

В отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» установлено неуплата НДС за 2018-2020 в сумме свыше 203 миллионов рублей, непредставление документов по требованиям налогового органа, неправильное отражение в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Таким образом, ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» является «транзитной» компанией, получение обществом денежных средств направлено не на хозяйственные цели, а на уклонение от налогообложения.

Между тем, налоговые декларации приняты Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области.

Заместитель прокурора г. Новокуйбышевска просит суд признать незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области налоговых деклараций по НДС за 2018-2020г.г. в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», ИНН <№>, зарегистрированного по адресу: <Адрес>, обязать Межрайонную ИФНС России № 16 по Самарской области исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 2018-2020г.г. в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», ИНН <№>, запретить Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области осуществлять прием и обработку схемных налоговых деклараций по НДС в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», ИНН <№>.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора г. Новокуйбышевска Куликова О.А. заявленные требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков - Межрайонной Инспекции ФНС России №16 по Самарской области ФИО1, Управления ФНС России по Самарской области ФИО2, действующий на основании доверенности, административные исковые требования Заместителя прокурора г. Новокуйбышевска признал в полном объеме, последствия признания административных исковых требований ему судом разъяснены и понятны.

УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» к участию в деле не привлекалось в связи с ликвидацией 24.11.2021.

Представитель Межрайонной ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 152 КАС РФ, суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, ознакомившись с отзывом представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы административного дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также их совокупности, суд считает, что требования, заявленные в административном исковом заявлении, обоснованы и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1-2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3-4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае такой срок административным истцом не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно с ч. 7 ст. 80 НК РФ формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) и как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.

Прокуратурой г. Новокуйбышевска проведена проверка информации УФНС России по Самарской области о результатах выездной налоговой проверки в отношении деятельности ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ».

В ходе проведения анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» за период 2018-2020г.г. установлено перечисление денежных средств в размере более 4 млн. руб. в адрес организаций, обладающие признаками «транзитных», с последующим снятием наличных денежных средств.

При проведении мероприятий налогового контроля установлено, что у ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» и ряда его контрагентов в регистрационных делах и банковских досье совпадают номера телефонов, адреса электронной почты, согласно ответов провайдеров, представление отчетности за ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» производилось другими юридическими лицами ООО «ГРАНАТ», ООО «СИРИУС».

При проведении мероприятий налогового контроля установлено, что у ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» при отсутствии трудовых материальных ресурсов, оказывает разнохарактерные услуги юридическим и физическим лицам, территориально удаленным друг от друга.

В отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» установлено неуплата НДС за 2018-2020 в сумме свыше 203 миллионов рублей, непредставление документов по требованиям налогового органа, неправильное отражение в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Установленная «транзитность» исключает экономический смысл перечисления денежных средств в первом звене и направлена на другую цель – недобросовестное использование, с целью получения налоговых преференций, не связанных с реальной экономической деятельностью организаций.

При этом, получение налоговых преференций не должно являться основной целью совершения сделки (операции), тогда как «транзитность» в совокупности установленными в ходе выездной налоговой проверки, является основанием для признания сделок мнимыми.

В ходе проведения выездной налоговой проверки также установлены противоправные действия должностных лиц ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», допустивших:

- неуплату НДС за 2018-2020г.г. в результате умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ;

- непредставление документов по требованию налогового органа, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ;

- систематическое неправильное отражение в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, грубо нарушив правила учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 120 НК РФ.

Между тем, налоговые декларации приняты Межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области.

В связи с чем, 22.02.2022 прокуратурой вынесено представление в Межрайонную ИФНС России № 16 по Самарской области об устранении нарушений федерального законодательства о налогах и сборах, в том числе по вопросу отказа ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» в приеме и обработке налоговых деклараций по НДС (л.д.84).

В ответе на представление прокурора Межрайонная ИФНС России №16 по Самарской области сообщила о том, что отсутствует техническая возможность (без решения суда) по изъятию (аннулированию) из информационной базы ПК АИС Налог-3 ранее представленных ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» налоговых деклараций по НДС (л.д.88-89).

Отсутствие итогового акта выездной налоговой проверки не опровергает установленных фактических обстоятельств, указанных выше судом в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», и не исключает возможность оценки действий налогового органа по принятию деклараций.

В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного суда в Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», представление в налоговый орган первичных документов не влечет автоматического признания понесенных расходов обоснованными, а также применения налоговых вычетов, а является лишь основанием для подтверждения факта реальности хозяйственных операций и уплаты налогов, поэтому при решении вопроса о правомерности отнесения налогоплательщиком на расходы в целях налогообложения прибыли понесенных затрат, а также применением налоговых вычетом учитываются результаты проведенных налоговыми органами проверок достоверности и непротиворечивости представленных документов, а также организаций-контрагентов.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговые декларации по НДС за 2018-2020г., в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», приняты в обработку Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области необоснованно. Доказательств обратного представителем ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ» суду не представлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание признание административным ответчиком заявленных требований, суд полагает возможным удовлетворить административные исковые требования заместителя прокурора г. Новокуйбышевска и признать незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области налоговых деклараций по НДС за 2018-2020 г.г. в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», обязав Межрайонную ИФНС России № 16 по Самарской области исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 2018-2020 г.г. в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ».

В соответствии со ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 46, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя прокурора г. Новокуйбышевск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области, Управлению ФНС России по Самарской области о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения - удовлетворить в части.

Признать незаконным факт принятия Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области налоговых деклараций по НДС за 2018-2020 г.г., в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», ИНН <№>, зарегистрированного по адресу: <Адрес>.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 16 по Самарской области исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 2018-2020 г.г. в отношении ООО УК «ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ», ИНН <№>, зарегистрированного по адресу: <Адрес>.

Данное решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 31.03.2022.

Судья /подпись/ Н.И. Шиганова