ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-841/19 от 19.01.2019 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-841/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 августа 2019 года г. Суздаль

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Загорной Т.А.

при секретаре Кол Л.В.,

с участием прокурора Куликовой С.В.,

представителя административного ответчика Загорко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Суздале административное дело по административному исковому заявлению Суздальского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Суздальская районная больница» организовать деятельность фельдшерско-акушерских пунктов в соответствии с требованиями законодательства,

установил:

Суздальский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Суздальская районная больница» (далее ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница»).

В обоснование административного иска указано, что Суздальской межрайонной прокуратурой проведана проверка соблюдения законодательства о здравоохранении. В ходе проверки установлено, что ФАПы, расположенные в <...>, фактически деятельность не осуществляют. С учетом действующего законодательства первичная доврачебная медико-санитарная помощь при численности населения превышающей ### человек, должна быть организована в фельдшерско-акушерском пункте <...>. Принимая во внимание, что в <...> проживает ### человек, а расстояние до ближайшего медицинского учреждения ГБУЗ ВО «Суздальская РБ» составляет ### км., то первичная доврачебная медико-санитарная помощь также должна оказываться в ФАП <...>. В <...> медицинская помощь жителям должна оказываться домовыми хозяйствами либо в форме выездной работы, либо в ФАП, который входит в структуру ГБУЗ ВО «Суздальская РБ». Невыполнение ГБУЗ ВО «Суздальская РБ» функций по организации первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерских пунктах влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающему на территории вышеназванных населенных пунктов. На основании изложенного прокурор просил обязать административного ответчика организовать деятельность фельдшерско-акушерских пунктов в <...> в соответствии с требованиями законодательства в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании прокурор Куликова С.В. поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» Загорко О.С. в судебном заседании не оспаривала факт отсутствия фельдшерско-акушерских пунктов в <...>. При этом указала, что здания ФАП в <...> признаны непригодными для использования. Административным ответчиком предпринимаются меры к устранению данных нарушений, объявлены торги на приобретение передвижного мобильного комплекса с медицинским оборудованием. Также решается вопрос о приобретении земельного участка в <...> для организации ФАП. Полагала, что в срок, который указан в административном заявлении, организовать деятельность ФАП невозможно.

Представитель заинтересованного лица департамента здравоохранения администрации <...>, будучи извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон
№ 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение вязанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.

Согласно ст. 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения, исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со ст. 33 Закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 вышеназванного Федерального закона.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

На основании п.п. 2, 7 Положения организация оказания первичной медико- санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями. Первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно, в том числе: в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента; по месту выезда мобильной медицинской бригады.

Согласно п. 10 Положения первичная медико-санитарная помощь включает в том числе первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско- акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья.

В соответствии с п.п. 19.2, 19.3 Положения в населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек организуются: фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско- акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км; домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско- акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км. В населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» является действующим юридическим лицом, некоммерческой организацией, основным видом деятельности которой является медицинская деятельность (п. 2.4 Устава).

Согласно п.п. 2.1 Устава ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница», основными целями деятельности учреждения является обеспечение населения района квалифицированной медицинской помощью в амбулаторных и стационарных условиях.

В соответствии с Уставом и приказом ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница от ***### в структуру медицинского учреждения, в том числе входят фельдшерско- акушерские пункты, расположенные в <...>.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ***, от *** следует, что фельдшерско-акушерские пункты в <...> находятся в оперативном управлении ГБУЗ ВО «Суздальская РБ».

В ходе прокурорской проверки установлено, что ФАПы, расположенные в <...>, фактически деятельность не осуществляют.

Численность прикрепленного населения <...> составляет - ### человек, <...> - ### человек, <...> - ### человек. Медицинское обслуживание населения <...> осуществляется в поликлинике ГБУЗ ВО Суздальская районная больница (расстояние ### км.), <...> - в поликлинике <...> (расстояние ### км.), <...> - во врачебной амбулатории <...> (расстояние ### км.).

Таким образом, с учетом действующего законодательства первичная доврачебная медико-санитарная помощь при численности населения, превышающей ### человек, должна быть организована в фельдшерско-акушерском пункте <...>. Принимая во внимание, что в <...> проживает ### человек, а расстояние до ближайшего медицинского учреждения ГБУЗ ВО «Суздальская РБ» составляет ### км., то первичная доврачебная медико-санитарная помощь также должна оказываться в ФАП <...>. В <...> медицинская помощь жителям должна оказываться домовыми хозяйствами либо в форме выездной работы, либо в ФАП, который входит в структуру ГБУЗ ВО «Суздальская РБ».

Из объяснений заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения ГБУЗ ВО «Суздальская РБ» ЛОА, полученных в ходе проверки, следует, что лицензия на осуществление медицинской деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в <...>, отсутствует.

Указанные ФАП не осуществляют деятельность с разного периода времени (приблизительно ФАП, расположенный в <...> с ### года, в <...> с ### года, в <...> с ### года) изначально из-за увольнения фельдшеров в связи с пенсионным возрастом и по состоянию здоровья. Должности фельдшеров до настоящего времени вакантны.

Таким образом, невыполнение ГБУЗ ВО «Суздальская РБ» функций по организации первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерских пунктах влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающему на территории вышеназванных населенных пунктов.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика, им ведется работа по организации медицинской помощи населению в указанных населенных пунктах, подготовлена техническая документация по обследованию строительных конструкций здания ФАП в <...> и <...>.

*** ГБУЗ ВО «Суздальская РБ» заключен гражданско-правовой договор бюджетного учреждения ### на поставку передвижного медицинского комплекса фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Суздальская районная больница» с ООО «###».

Между тем представленные доказательства не свидетельствуют о том, что на момент рассмотрения спора в указанных населенных пунктах организована деятельность ФАП в соответствии с требованиями законодательства. В связи с этим требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Указанный в административном исковом заявлении срок для выполнения заявленных требований, в течение года со дня вступления в законную силу решения, суд полагает разумным с учетом объема необходимых работ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Суздальского межрайонного прокурора к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Суздальская районная больница» удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Суздальская районная больница» организовать деятельность фельдшерско-акушерских пунктов в <...> в соответствии с требованиями законодательства в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Загорная

###