Дело № 2а-841/2020
55RS0026-01-2020-000780-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Глазковой Е.С., помощнике судьи Сахаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 17 июля 2020 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате земельного налога в границах сельских поселений, налога на имущество физических лиц и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области (далее – административный истец) обратилась в Омский районный суд Омской области с административным иском к ФИО1 (далее – пушкарь Л.А., административный ответчик) о взыскании задолженности на общую сумму 3 669 руб. 13 коп., из них задолженности по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2016 за 2015 год на сумму 47 руб.; задолженности по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2016 за период 2015 года на сумму 348 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2015 год в размере 14 руб. 24 коп. за период с 02.12.2016 по 03.04.2017; задолженности по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год на сумму 21 руб.; задолженности по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2017 за период 2016 года на сумму 1079 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2016 год в размере 21 руб. 44 коп. за период с 02.12.2017 по 15.02.2018; задолженности по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год на сумму 42 руб.; задолженности по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 года на сумму 1079 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2017 год в размере 17 руб. 45 коп. за период с 04.12.2018 по 04.02.2019, штраф по налогу, взимаемому с налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указывает на ненадлежащее исполнение налогоплательщиком ФИО1 обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за периоды 2015, 2016, 2017 гг. по выставленным налоговым уведомлениям №60979058 от 27.08.2016, №43912375 от 02.08.2017, №76232922 от 21.08.2018 и налоговым требованиям №32295 от 04.04.2017, №10490 от 16.02.2018, №20384 от 05.02.2019, №27669 от 18.12.2016 соответственно, что привело к образованию задолженности в заявленном размере.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, возражений на иск не представила.
Исследовав документы, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взысканием налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Вопросы исчисления и уплаты земельного налога регламентированы главой 31 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом статьи 388 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч. 3 ст. 396 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации, пунктом 1 которой (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) было закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество; 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
На основании статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п. 2).
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (п. 3 ст. 408 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (часть 1 статьи 406 НК РФ).
В соответствии с положениями статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. п. 6 и 8 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно выпискам из ЕГРН, имеющимся в материалах дела, ФИО1 является правообладателем следующего недвижимого имущества:
- 1/3 доли в праве собственности на квартиру с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (дата регистрации права собственности – 09.09.1999 по настоящее время).
В адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №60979058 от 27.08.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 на оплату:
1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 за 2015 год на общую сумму 348 руб.
2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений и городских округов (ОКАТО 52644419) за 2015 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 на общую сумму 47 руб.
К установленному в налоговом уведомлении сроку земельный налог, а также налог на имущество физических лиц за 2015 год ответчиком не оплачен.
В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование № 32295 по состоянию на 04.04.2017 об уплате налога, пени:
1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 за 2015 год на общую сумму 348 руб.
2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений и городских округов (ОКАТО 52644419) за 2015 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 на общую сумму 47 руб.
3) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2015 год в размере 14 руб. 24 коп. за период с 02.12.2016 по 03.04.2017.
Требование № 32295 от 04.04.2017 выставлено со сроком исполнения не позднее 14.06.2017.
Указанное требование ответчиком в установленный срок не исполнено, задолженность по налогам и пени не погашена. Доказательств обратного не представлено.
Также в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №43912375 от 02.08.2017 по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на оплату:
1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 за 2016 год на общую сумму 1079 руб.
2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений и городских округов (ОКАТО 52644419) за 2016 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 21 руб.
К установленному в налоговом уведомлении сроку земельный налог, а также налог на имущество физических лиц за 2016 год ответчиком не оплачен.
В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование № 10490 по состоянию на 16.02.2018 об уплате налога, пени:
1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 за 2016 год на общую сумму 1079 руб.
2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений и городских округов (ОКАТО 52644419) за 2016 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 21 руб.
3) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2016 год в размере 21 руб. 44 коп. за период с 02.12.2017 по 15.02.2018.
Требование № 10490 от 16.02.2018 выставлено со сроком исполнения не позднее 26.04.2018.
Указанное требование ответчиком в установленный срок не исполнено, задолженность по налогам и пени не погашена. Доказательств обратного не представлено.
В адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №76232922 от 21.08.2018 по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на оплату:
1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 за 2017 год на общую сумму 1079 руб.
2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений и городских округов (ОКАТО 52644419) за 2017 год по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 42 руб.
К установленному в налоговом уведомлении сроку земельный налог, а также налог на имущество физических лиц за 2017 год ответчиком не оплачен.
В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование № 20384 по состоянию на 05.02.2019 об уплате налога, пени:
1) земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 за 2017 год на общую сумму 1079 руб.
2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений и городских округов (ОКАТО 52644419) за 2017 год по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 42 руб.
3) пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2017 год в размере 17 руб. 45 коп. за период с 04.12.2018 по 04.02.2019.
Требование № 20384 от 05.02.2019 выставлено со сроком исполнения не позднее 26.03.2019.
Указанное требование ответчиком в установленный срок не исполнено, задолженность по налогам и пени не погашена. Доказательств обратного не представлено.
10.09.2019 состоялось обращение в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, по штрафу по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: штраф в размере 1000 руб.
13.09.2019 вынесен судебный приказ, который на основании поступивших возражений отменен 08.10.2019.
В связи с этим истец 26.03.2020 обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ФИО1 образовавшейся задолженности. При этом в состав взыскиваемой задолженности включена: задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2016 за 2015 год на сумму 47 руб.; задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2016 за период 2015 года на сумму 348 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2015 год в размере 14 руб. 24 коп. за период с 02.12.2016 по 03.04.2017; задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год на сумму 21 руб.; задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2017 за период 2016 года на сумму 1079 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2016 год в размере 21 руб. 44 коп. за период с 02.12.2017 по 15.02.2018; задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год на сумму 42 руб.; задолженности по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 года на сумму 1079 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) за 2017 год в размере 17 руб. 45 коп. за период с 04.12.2018 по 04.02.2019, штраф по налогу, взимаемому с налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1000 руб.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит обоснованными требования налогового органа в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2015, 2015, 2017 гг., поскольку в спорные периоды ответчик являлась собственником 1/3 доли в праве общей собственности на квартиру с кадастровым номером 55:20:060301:2515.
Расчет административного истца в части недоимки по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений, пени в этой части судом проверен. За 2015 год при расчете использована инвентаризационная стоимость объекта с применением коэффициента-дефлятора, размер налога составил 47 руб. Применение инвентаризационной стоимости имущества на территории Омской области допускалось вплоть до периода 01.01.2016, после наступления которого осуществлен переход на новый порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц. Поэтому суд находит обоснованным применение данного показателя при расчете налога на имущество физических лиц за 2015 год.
При исчислении налога за 2016, 2017 гг. административным истцом применена кадастровая стоимость по данному объекту, равная 313 683 руб., в то время как по выпискам из ЕГРН, кадастровая стоимость в 2016, 2017 гг. составляла 421 849 руб. 74 коп. (при округлении - 421 850 руб.) Исходя из актуальной кадастровой стоимости, налог за 2017 год составляет 56 руб., за 2016 год – 28 руб. Вместе с тем, суд ограничен пределами заявленных исковых требований, поэтому с административного ответчика подлежит взысканию сумма налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2016 год в размере 21 руб., за 2017 год в размере 42 руб. (т.е. согласно исковым требованиям).
Расчет истца в части налога на имущество физических лиц и пени административным ответчиком не оспорены.
До настоящего времени задолженность по оплате налога на имущество физических лиц и пени не погашена.
Данных подтверждающих обратное, административным ответчиком, извещенным надлежащим образом о дате рассмотрения настоящего дела, в материалы дела не представлено.
Требования в части взыскания земельного налога за 2015, 2016, 2017 гг. суд находит необоснованными, поскольку надлежащих доказательств принадлежности административному ответчику на каком-либо вещном праве земельного участка с кадастровым номером 55:20:060301:2030, в отношении которого исчислен данный налог, не представлено.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» даны следующие разъяснения: в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей. При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
По сведениям ЕГРН права на земельный участок с кадастровым номером № ни за кем по настоящее время не зарегистрированы. По запросу суда представлена копия кадастрового дела на указанный участок, однако какие-либо правоустанавливающие документы на спорный участок в нем отсутствуют. На повторный запрос суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области предоставлен ответ от 15.07.2020 о том, что в документах кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером № свидетельство о зарегистрированных права на земельный участок отсутствует.
Таким образом, документы, подтверждающие владение административным истцом указанным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, не представлены.
В материалах кадастрового дела содержится выписка из похозяйственной книги от 12.02.2016 о наличии у гражданина права на земельный участок в отношении спорного земельного участка, которая выдана следующим лицам: ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4 В ней отражено, что настоящая выписка подтверждает, что приведенным выше гражданам принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> на праве пользования без правоустанавливающих документов.
Похозяйственные книги являются документами первичного учета в сельских Советах, и в них вносится информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, в том числе, сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках. Выписка из похозяйственной книги не является правоустанавливающим документом на земельный участок, а лишь является основанием для оформления в установленном порядке прав на участок при предоставлении соответствующих документов, подтверждающих предоставление участка на каком-либо праве.
В силу абзацев первого и второго пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с требованиями закона, если право на земельный участок может быть подтверждено документально, принятие уполномоченными органами решения о предоставлении в собственность гражданина земельного участка не требуется, в таких случаях возможна регистрация права собственности в упрощенном порядке, установленном статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и абзацем 3 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Таким образом, обязательным условием для регистрации права собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в упрощенном порядке на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок является предоставление ему этого земельного участка до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в установленном законом порядке для ведения личного подсобного хозяйства.
Соответственно, сама по себе похозяйственная книга либо выписка из нее без указания в ней предусмотренного законом основания возникновения у лица права на спорный земельный участок, в отсутствие документов, подтверждающих предоставление ему в установленном законом порядке земельного участка, не свидетельствует о возникновении у него права собственности на данный земельный участок.
Как указано выше, выписка их похойственной книги от 12.02.2016 не содержит сведений на каком праве и в силу какого правоустанавливающего документа предоставлен спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для исчисления земельного налога на участок с кадастровым номером 55:20:060301:2030 и возложения обязанности по его уплате на ФИО1
Поэтому в удовлетворении исковых требований в части взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу и пени суд отказывает.
Кроме того, ФИО1 с 26.11.2009 по 13.09.2016 являлась индивидуальным предпринимателем, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения (УСН).
В силу пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: 2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судом установлено, что в нарушение указанных требований Налогового кодекса Российской Федерации декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год, в установленный срок не представлена. Данная декларация поступила в налоговый орган 28.04.2016, о чем составлен акт налоговой проверки №38630 от 17.08.2016.
На основании решения от 10.10.2016 №41585 ФИО1 привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по п.1 ст.119 НК РФ.
Ответчик в установленном законом порядке не обжаловала решение Инспекции от 10.10.2016 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем, оно вступило в законную силу и подлежит исполнению.
Инспекцией выставлено в адрес ответчика ФИО1, являющейся индивидуальным предпринимателем, требование №27669 по состоянию на 18.12.2016 об уплате штрафа по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1000 руб. По состоянию на 18.12.2016 за ФИО1 числится задолженность в сумме 1000 руб., основание взыскания налогов – по решению от 10.10.2016 №41585. Установлен срок для исполнения настоящего требования – до 13.01.2017.
На день рассмотрения дела требование Инспекции в данной части не исполнено, имеющаяся задолженность по штрафу в размере 1000 руб. ответчиком не уплачена.
В этой связи требования налогового органа о взыскании с административного ответчика начисленного штрафа подлежат удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Проверка факта пропуска срока на принудительное взыскание налога осуществляется судом вне зависимости от наличия или отсутствия заявления должника. Срок может быть восстановлен только по мотивированному ходатайству уполномоченного органа (абзац 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Положения части 1 статьи 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Вместе с тем, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3, 4 ч. 1 ст. 48 Налогового Кодекса РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 48 НК РФ).
На основании требования №27669 от 18.12.2016 сумма штрафа составила 1000 руб., т.е. не превышала 3000 руб.
На основании требования №32295 от 04.04.2017 сумма налога и пени составила 409 руб. 24 коп.
На основании требования №10490 от 16.02.2018 сумма налога и пени составила 1121 руб. 44 коп.
На основании требования №20384 от 05.02.2019 сумма налога и пени составила 1138 руб. 45 коп.
При этом общая сумма налогов, пени, штрафа, которая выставлены в спорных требованиях, превысила 3000 руб. по требованию №20384 от 05.02.2019 со сроком оплаты до 26.03.2019 (в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов).
Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе обращаться по указанным выше требованиям до 26.09.2019.
Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился (10.09.2019) в пределах установленного законом срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 статьи 48 НК РФ).
Поскольку судебный приказ от 13.09.2019 мировым судьей отменен 08.10.2019, то срок для обращения в суд за принудительным взысканием истекает 08.04.2020.
С настоящим иском административный истец обратился 26.03.2020, т.е. в пределах предусмотренного срока.
Таким образом, суд находит требования административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2016 за 2015 год на сумму 47 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год на сумму 21 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год на сумму 42 руб.; штраф по налогу, взимаемому с налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1000 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2016 за 2015 год на сумму 47 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год на сумму 21 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644419) по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год на сумму 42 руб.; штраф по налогу, взимаемому с налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1000 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Ларина
Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2020 года.