ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-842/2021 от 12.08.2021 Азнакаевского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а - 842/2021

УИД 16RS0035-01-2021-003083-24

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 августа 2021 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ткачева Д.Г.,

при секретаре Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Конышев П.А. к Министерству образования и науки Республики Татарстан, МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ», Прокуратуре г.Азнакаево РТ о признании заключения врачебно-педагогической комиссии незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Конышев П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Татарстан, МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ», Прокуратуре г.Азнакаево РТ о признании заключения врачебно-педагогической комиссии незаконным.

В обоснование иска указано, что заключением врачебно-педагогической комиссии г. Азнакаево от 19.04.1989 истцу было рекомендовано получение образования в школе-интернат 8-го типа. Направление на комиссию и исполнение рекомендации было исполнено директором интерната г. Азнакаево. На основании справки из Приволжского районного суда г. Казани от 05.04.2018 , справки из Министерства образования и науки РТ от 04.03.2021 следует, что данная комиссия проводилась с нарушением закона. В данных документах говориться, что на протяжении с 1981 по 1997 годы в суд по месту проживания родителей ни органы опеки, ни Министерство образования РТ с ходатайство о лишении родителей истца родительских прав не обращались. Вместе с тем, директор школы - интернат не оповестил родителей истца о направлении на комиссию и, впоследствии, принял единоличное решение о направлении на обучение в школу-интернат 8-го типа без согласия родителей. Последствия этого документа очень сильно отразились на дальнейшей судьбе истца: лишился достойного образования наряду со всеми, службы в армии РФ, перспективы получения высшего образования, возможности сделать карьеру. С образованием истца и отметкой в военном билете истец может работать только на самых тяжелых и низкооплачиваемых работах. Просит признать заключение врачебно-педагогической комиссии г. Азнакаево от 19.04.1989 незаконным.

Административный истец Конышев П.А. на судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан на судебное заседание не явился, представили отзыв, просили признать Министерство образования и науки Республики Татарстан ненадлежащим ответчиком, отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители административных ответчиков МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ», Прокуратуры г.Азнакаево РТ на судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществление ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Из содержания приведенных норм права в их системной взаимосвязи и нормативном единстве следует, что приоритетным во всех действиях, совершаемых в отношении детей, независимо от того, совершаются ли эти действия государственными или иными организациями, является наилучшее обеспечение интересов детей. К числу детей, нуждающихся в особом внимании и особой заботе, относятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Одной из форм устройства таких детей является их помещение под надзор в образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также по защите их прав и законных интересов и выполнение тем самым социально значимых функций в целях обеспечения интересов детей возлагается на эти организации. При этом исполняя названные обязанности и являясь законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие организации должны совершать от их имени и в их интересах все юридически значимые действия, осуществляя их исключительно в интересах детей, не способных в силу своего возраста и социального статуса самостоятельно реализовывать свои права и интересы. В случае ненадлежащего исполнения организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанностей, связанных с содержанием, воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ненадлежащей защитой прав таких детей и причинением им в связи с этим вреда, данные организации несут ответственность в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

Согласно Положению об областной медико-педагогической комиссии, утвержденному инструктивным письмом Министерства Просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. № 102-М, областная медико-педагогическая комиссия осуществляет дифференцированный отбор детей с недостатками умственного и физического развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения; дает рекомендации к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта; решает вопросы о выводе из спецшкол и дошкольных учреждений специального назначения или переводе из одного типа учреждения в другой; консультирует родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные школы и дошкольные учреждения специального назначения.

Согласно п. 2 Положения состав областной медико-педагогической комиссии входят:

- представитель областного отдела народного образования - председатель комиссии;

- представитель областного отдела здравоохранения - заместитель председателя комиссии;

- представитель отдела социального обеспечения;

- члены комиссии: детский психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, психолог, педагог-дефектолог, дефектолог дошкольного учреждения, логопед, секретарь комиссии.

В соответствии с п. 11 Положения комплектование специальных школ-интернатов (школ) и дошкольных учреждений специального назначения производит областной (районный, городской) отдел народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Родители или лица, их заменяющие, получают путевки в соответствующие спецшколы и дошкольные учреждения.

Прием детей в спецшколы и дошкольные учреждения специального назначения, отчисление или перевод из школы, дошкольного учреждения одного типа в другой без заключения областной (районной, городской) медико-педагогической комиссии не разрешаются (п. 13).

Судом установлено, что с 05.09.1984 истец являлся воспитанником Ново-Юдинского детского дома. В 1987 году был переведен в Азнакаевскую школу-интернат, основанием данного перевода указано: «отец ФИО1 – сведений нет, мать ФИО2 – сдала. Родители проживают в <адрес> С 03.09.1989 был переведен в Актюбинскую вспомогательную школу на основании заключения врачебно-педагогической комиссии от 19.04.1989, где обучался до 12.09.1995.

12.09.1995 на основании приказа Актюбинской вспомогательной школы от 12.09.1995 переведен в вспомогательную школу-интернат п.Левченко (ГКСУВОУ для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа «Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н.А.Галлямова»).

По окончании вспомогательной школы-интернат истец был устроен в профессиональное училище г.Казани.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском о признании заключения врачебно-педагогической комиссии незаконным, Конышев П.А. ссылается на то, что данная комиссия проведена с нарушением закона, поскольку, согласно архивным документам, директор школы-интернат не оповестил его родителей о направлении истца на комиссию и, впоследствии, на обучение в школу-интернат. В противном случае, органы опеки должны были обратиться в суд с заявлением о лишении родителей истца родительских прав, что сделано не было.

Суд не может согласиться с данным утверждением, поскольку направление ребенка в коррекционное образовательное учреждение возможно только на основании заключения, выданного по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии. При наличии оспариваемого заключения врачебно-педагогической комиссии действия директора Азнакаевской школы-интерната по направлению Конышева П.А. в Актюбинскую вспомогательную школу являлись правомерными.

Согласно ст.127 Кодекса о браке и семье РСФСР детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.

Учитывая, что родители Конышева П.А. добровольно передали его на воспитание в детский дом, на момент сбора психолого-медико-педагогической комиссии единственным законным лицом, имеющим обязанность опекуна в отношении Конышева П.А., являлся директор Азнакаевской школы-интернат.

В деле не имеется доказательств, которые бы подтверждали необоснованность заключения врачебно-педагогической комиссии от 19.04.1989, на основании которого Конышев П.А. был помещен в специальное учреждение, а также доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий директора Азнакаевской школы-интернат, как попечителя истца, при переводе его в другое учреждение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Конышева П.А. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Конышев П.А. к Министерству образования и науки Республики Татарстан, МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ», Прокуратуре г.Азнакаево РТ о признании заключения врачебно - педагогической комиссии незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Ткачев Д.Г.