ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-842/2022 от 10.08.2022 Наримановского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Наримановский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Мухамбеталиевой Л.К.,

при ведении протокола помощником судьи Герасимовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-842/2022 по административному исковому заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области к Администрации муниципального образования «Город Нариманов», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об оспаривании бездействия,

у с т а н о в и л:

административный истец прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Нариманов», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об оспаривании бездействия, указав, что Проведенной прокуратурой Наримановского района Астраханской области проверкой установлено, что на территории г. Нариманов расположено 2 защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО): убежище, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. ; убежище, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное на территории АО «ССЗ «Лотос». Указанные защитные сооружение гражданской обороны кому-либо в установленном порядке в пользование не передавались, собственника не имеют. Согласно актам инвентаризации защитных сооружений, являются бесхозяйными. Согласно сведениям территориального управления Росимущества в Астраханской области в реестре федерального имущества вышеуказанные объекты не значатся. В жилом доме по ул. 5 квартир принадлежат на праве собственности администрации МО «Город Нариманов». Должностными лицами МО «Город Нариманов» ежегодно с ДД.ММ.ГГГГ года осуществляется инвентаризация защитных сооружений, расположенных на территории города, в том числе вышеуказанных объектов гражданской обороны, что подтверждается актами оценки содержания защитных сооружений. Пунктом 20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании учета федерального имущества» установлено, что в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить карты сведений об объекте учета и документы в систему учета. Таким образом, администрацией МО «Город Нариманов» в нарушение п. 20 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ допущено длительное бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны. В нарушение абз. 2 п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 583, паспорта вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны (укрытия) отсутствуют, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Нариманов», выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление паспортов защитных сооружений гражданской обороны и обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО): убежище, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. ; убежище, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное на территории АО «ССЗ «Лотос»; обязать администрацию муниципального образования «Город Нариманов», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества указанных защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО); обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области включить в реестр федерального имущества указанные защитные сооружений гражданской обороны (ЗС ГО); обязать администрацию муниципального образования «Город Нариманов», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оформить паспорта защитных сооружений (ЗС ГО).

В судебном заседании прокурор Кадырова Р.Н. административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Нариманов» ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала в части защитного сооружения: убежища, расположенного в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. .

Представитель административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области ФИО2 возражал против удовлетворения искового заявления.

Представитель заинтересованного лица Акционерного общества «Судостроительный завод «Лотос» ФИО3 оставил принятие решения на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Астраханской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают.

Представитель заинтересованного лица Акционерного общества «Особая экономическая зона «Лотос» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежаще, причин неявки суду не представили.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Как следует из содержания статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В силу положений пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов ГО) к объектам гражданской обороны относятся, в той числе, убежища и противорадиационные укрытия.

Из пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25 марта 2003 года N 4317 следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны, относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1-3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относится к федеральной собственности.

Пунктом 15 указанного Постановления предусмотрено, что управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.

В силу содержания пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. № 49, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с пунктом 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче Федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Астраханской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области.

Проведенной прокуратурой Наримановского района Астраханской области проверкой установлено, что на территории г. Нариманов расположено 2 защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО): убежище, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. ; убежище, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное на территории АО «ССЗ «Лотос».

Указанные защитные сооружения собственника не имеют, в реестре федерального имущества вышеуказанные объекты не значатся.

На основании пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений к необходимому для гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Аналогичные требования содержатся в пункте 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации от 21 сентября 2005 года N 7032.

Таким образом, с учетом приведенных норм действующего законодательства ТУ Росимущества в Астраханской области обязано обеспечить учет убежищ как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральным имуществом.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).

На основании п. 2 указанного Порядка убежища, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.

В соответствии с п. 9 названного Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Изложенное свидетельствует о том, что создание, учет, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах городского округа и находящихся в муниципальной собственности, относится, в том числе, к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

В силу п. 1.2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Установлено, что убежище, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположено в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. . убежище, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположено на территории АО «ССЗ «Лотос», что относится к территории муниципального образования «Город Нариманов».

Должностными лицами МО «Город Нариманов» ежегодно с ДД.ММ.ГГГГ года осуществляется инвентаризация защитных сооружений, расположенных на территории города, в том числе вышеуказанных объектов гражданской обороны, что подтверждается актами оценки содержания защитных сооружений.

Таким образом, суд полагает, что указанные защитные сооружения, имея особый статус - объекта гражданской обороны, в силу особого назначения и условий использования, создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации, а создание, учет, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах городского округа, относится, в том числе, к компетенции соответствующего органа местного самоуправления, орган местного самоуправления при наличии оснований вправе в дальнейшем в пределах своих полномочий решать вопрос о включении защитных сооружений в реестр федеральной собственности, в соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании учета федерального имущества», которым установлено, что в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить карты сведений об объекте учета и документы в систему учета.

Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Город Нариманов» допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны, и учитывая приведенные норм действующего законодательства ТУ Росимущества в Астраханской области обязано обеспечить учет вышеуказанных убежищ как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральным имуществом.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Наримановского района Астраханской области к Администрации муниципального образования «Город Нариманов», Территориальному управлению Росимущества в Астраханской области об оспаривании бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Нариманов» в непринятии мер, направленных на оформление паспортов защитных сооружений гражданской обороны и обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в целях включения в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО):

убежища, инвентаризационный , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. ;

убежища, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное на территории Акционерного общества «Судостроительный завод «Лотос».

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Город Нариманов» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области с целью включения в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО):

убежища, инвентаризационный , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. ;

убежища, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное на территории Акционерного общества «Судостроительный завод «Лотос».

Возложить обязанность на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области включить в реестр федерального имущества защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО):

убежище, инвентаризационный , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. ;

убежище, инвентаризационный номер – 147-31, принятое в эксплуатацию в 1979 году, расположенное на территории Акционерного общества «Судостроительный завод «Лотос».

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Город Нариманов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить паспорта защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО):

убежища, инвентаризационный , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по ул. ;

убежища, инвентаризационный номер – , принятое в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, расположенное на территории Акционерного общества «Судостроительный завод «Лотос».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Наримановский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Мухамбеталиева Л.К.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Мухамбеталиева Л.К.