ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8433/2016 от 07.02.2017 Химкинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Химки, Московская область <дата>

Химкинский городской суд Московской области в составе

судьи Колмаковой И.Н.,

при секретаре Чернуха Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <№ обезличен> по административному иску ФИО к начальнику Химкинского управления социальной защиты населения ФИО, Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, заинтересованное лицо - <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с административным иском к начальнику Химкинского управления социальной защиты населения ФИО, Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, ссылаясь на то, что его семья имеет статус многодетной, в связи с чем, его дети имеют право на частичную или полную компенсацию стоимости путевки в организации отдыха детей.

Как указал административный истец, <дата>. с целью получения компенсации стоимости путевки на отдых своих <данные изъяты> детей - ФИО и ФИО, он обратился в Химкинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, где у него отказались принимать какие-либо заявления и документы, пояснив, что заявление о компенсации возможно подать исключительно через МФЦ Химки.

По утверждению административного истца, <дата> он обратился в МФЦ Химки с намерением подать заявление на выплату компенсации, однако заинтересованное лицо отказалось принимать заявление, сославшись на отказ программного обеспечения, о предполагаемой дате восстановления своей способности принимать заявления на компенсацию не смогло сообщить. Таким образом, ФИО смог только <дата>. в понедельник подать заявление на компенсацию через МФЦ.

Как указано в административном иске, решением начальника Химкинского управления социальной защиты населения <№ обезличен> от <дата>. в предоставлении компенсации административному истцу было отказано, поскольку не были предоставлены доходы за сентябрь месяц, документ, подтверждающий пребывание ребенка в организации отдыха и оздоровления предоставлен в копии (по Постановлению требуется оригинал).

Не согласившись в данным решением, считая, что данное решение нарушает его права на получение мер социальной поддержки многодетных семей, административный истец просит суд признать решение начальника Химкинского управления социальной защиты населения <№ обезличен> от <дата>. об отказе в назначении компенсации стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей незаконным и обязать административного ответчика выплатить компенсацию стоимости путевок, приобретенных для отдыха ФИО и ФИО.

Административный истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства социального развития Московской области и и.о.начальника Химкинского управления социальной защиты населения в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в деле письменные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что административный истец является многодетным отцом, имеет троих <данные изъяты> детей: ФИО, <дата> года рождения, ФИО, <дата> года рождения, ФИО, <дата> года рождения.

В соответствии со ст. 16 Закона Московской области от 12.01.2006г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», дети из многодетных семей имеют право на частичную или полную компенсации стоимости путевки в санаторно-курортное организации и организации отдыха детей и их оздоровления.

Постановлением Правительства Московской области от 12.03.2012г. №269/8 «О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Московской области» утверждены Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей и Порядок учета и исчисления среднедушевого дохода семьи для расчета размера компенсации стоимости путевок и для обеспечения бесплатными путевками для отдыха и оздоровления детей.

Согласно п.4, 13 Порядка предоставления мер социальной поддержки, предоставление бесплатной путевки или выплата компенсации производится территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) на основании заявления, поданного родителем или законным представителем (далее - заявитель) в территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Решение о предоставлении бесплатной путевки, о выплате компенсации либо об отказе в предоставлении бесплатной путевки, выплате компенсации принимается руководителем территориального подразделения Министерства в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимых документов.

Уведомление о предоставлении бесплатной путевки, о выплате компенсации или об отказе с указанием причин направляется заявителю территориальным подразделением Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Выплата компенсации стоимости путевки производится территориальным подразделением Министерства в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

В соответствии с п.6 Порядка предоставления мер социальной поддержки, для получения компенсации заявителем представляются следующие документы:

а) заявление на предоставление компенсации;

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) свидетельство о рождении ребенка;

г) договор на приобретение путевки, на оказание услуг по организации отдыха и (или) оздоровления ребенка либо на приобретение туристского продукта;

д) документ, подтверждающий оплату путевки (кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру);

е) документы, подтверждающие частичную оплату (компенсацию) стоимости путевки за счет других источников (при наличии таковых);

ж) документ, подтверждающий пребывание ребенка в организации отдыха и оздоровления;

з) документы, подтверждающие право на предоставление ребенку мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления.

Документы, указанные в настоящем пункте, за исключением заявления на предоставление компенсации и документа, указанного в подпункте "д", представляются в копиях с предъявлением подлинников для сверки. Копии документов заверяются работником территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае отсутствия у заявителя копий их изготовление обеспечивается работником территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Не допускается требование документов, не предусмотренных настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела, <дата>. ФИО обратился в <данные изъяты> с письменным заявлением, из которого следует, что 29.09.2016г. в 8 час. 40 мин. у него отказались принимать документы на компенсацию расходов на детский летний отдых, поскольку программа не работала и принять документы сотрудник не может, сообщить о времени начала работы этой программы также не может.

Согласно ответу <данные изъяты> от <дата>. на обращение ФИО, в МФЦ по Московской области, в том числе и в <данные изъяты> в рамках государственной программы «Эффективная власть», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.08.2013г. <№ обезличен> внедрена программа Единая автоматизированная информационная система социальной защиты «Социальное обслуживание населения Московской области». <дата>. в <дата> вышеуказанная система дала сбой, о чем была уведомлена рабочая группа Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. В <дата> час. все неполадки были устранены, и система заработала в полном объеме.

<дата> заявления ФИО на выплату компенсации стоимости путевки, приобретенной для отдыха и оздоровления детей ФИО и ФИО с документами, в том числе подтверждающими доход семьи за 3 календарных месяца (июнь-август 2016г.) были приняты <данные изъяты>

Решением начальника Химкинского управления социальной защиты населения <№ обезличен>, <№ обезличен> от <дата>ФИО отказано в назначении компенсации стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей, поскольку не представлены доходы за сентябрь месяц; документ, подтверждающий пребывание ребенка в организации отдыха и оздоровления представлен в копии (по Постановлению требуется оригинал).

Однако, как усматривается из заявлений на выплату компенсации, ФИО были приложены документы, подтверждающие пребывание детей в организации отдыха и оздоровления. При этом, как указывалось выше, Порядок предусматривает предоставление в подлинниках только заявления и документа об оплате путевки, остальные документы предоставляются в копиях, в том числе и документ о пребывании ребенка на отдыхе.

Одновременно с этим, принимая во внимание, что копии документов заверяются работником территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, сам факт заверения копий документов сотрудником МФЦ подтверждает факт предоставления заявителем подлинников всех документов.

Однако, суд не может согласиться с доводами истца о том, что лицо обязано предоставить ограниченный перечень документов для предоставления указанной компенсации путевок на детей, поскольку для решения вопроса о предоставления ответчиком указанной компенсации должны быть предоставлены сведения о среднедушевом доходе семьи.

Так, согласно п. 4 Порядка учета и исчисления среднедушевого дохода семьи для расчета размера компенсации стоимости путевок и для обеспечения бесплатными путевками для отдыха и оздоровления детей, в доход семьи, учитываемы при исчислении величины среднедушевого дохода включаются: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты по каждому месту работы и иные выплаты, полученные в связи с трудовой деятельностью по месту работы; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; выплаты, осуществляемые органами и организациями, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, а также компенсация при выходе в отставку; дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; денежное довольствие и иные выплаты военнослужащим и приравненным к ним лицам; все виды пенсий, компенсационные выплаты (кроме выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и ежемесячные доплаты к пенсиям и другое.

Доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей (далее - расчетный период) (п. 5).

Величина среднедушевого дохода определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 3 и на число членов семьи (п. 13).

Сведения о среднедушевом доходе семьи указываются ответственным сотрудником территориального структурного подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области в заявлении о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей и подтверждаются соответствующими документами (п. 15).

При этом, суд обращает внимание на то обстоятельство, что указанный Порядок распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением отдельным категориям детей, имеющим место жительства в Московской области, мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления за счет средств бюджета Московской области и субсидий из федерального бюджета на соответствующие цели.

В данном же случае, как следует из заявлений ФИО на выплату компенсации и подтверждается административным ответчиком, истцом были представлены сведения о доходах за июнь-август 2016г. и, как указывалось выше, он обратился к заинтересованному лицу 28.09.2016г., но по независящим от него причинам документы приняты не были, в связи с чем, сведения о доходах за сентябрь 2016г. при подаче документов в сентябре 2016г. законом не предусмотрено. 03.10.2016г., когда были приняты документы ФИО, являлось первым рабочим днем октября, в связи с чем, документ о доходах за предыдущий месяц не мог еще существовать.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в назначении компенсации со ссылкой на отсутствие документов, необходимость в предоставлении которых возникла по причинам, не зависящим от истца, незаконен.

Доводы административного ответчика о том, что административным истцом также не было представлено доказательств того, что деятельность <данные изъяты> (организация, оказавшая услуги административному истцу, согласно Акту оказания услуг от <дата> направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей не являлись основанием для отказа в выплате компенсации стоимости путевки в организацию отдыха и оздоровления детей, поскольку ссылки на данные обстоятельства не имеется ни в оспариваемом решении, ни в уведомлениях об отказе в предоставлении государственной услуги.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как разъяснено в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №36 от 27.09.2016г., исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

П.14 Порядка предусмотрено, что компенсация, своевременно не полученная гражданином по вине территориального подразделения Министерства, осуществляющего ее выплату, подлежит выплате в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО - удовлетворить.

Признать решение начальника Химкинского управления социальной защиты населения <№ обезличен> от <дата> об отказе в назначении компенсации стоимости путевки в организацию отдыха и оздоровления детей незаконным.

Обязать Химкинское управление социальной защиты населения Московской области выплатить ФИО компенсацию стоимости путевок, приобретенных для отдыха ФИО и ФИО.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>