Дело №RS0№-15
Производство 2а-843/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 августа 2020 года <адрес>
Советский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Липатовой А.Ю.
при секретаре Ковалевой Н.Н.,
с участием представителя административного истца – помощника Ивановского транспортного прокурора - Текеева Б.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский транспортный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации. Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской транспортной прокуратурой при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен интернет-сайт, содержащий материалы, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к распространению. В ходе проведения надзорных мероприятий, с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», выявлен сайт, на котором содержится информации о продаже дипломов орнитолога. Указанная информация размещена по следующему электронному адресу: <данные изъяты>. Общественная опасность деяния состоит в том, что продажа поддельных документов об обучении по специальности «орнитолог» нарушает установленный порядок обращения с официальными документами, а также права граждан на безопасность при использовании услугами воздушного транспорта. Размещенная на интернет-странице <данные изъяты> информация вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования диплома орнитолога без прохождения соответствующего обучения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Административный истец просит признать информацию, размещенную на указанном сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области включить вышеуказанный интернет-адрес в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца Текеев Б.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв, из которого следует, что на странице <данные изъяты> информация действительно размещена, в связи с чем полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации » (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети Интернет — это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно -телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
В силу ч. 1 ст. 9 указанного закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положениями п. 2.1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> размещена информация, обладающая признаками запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а именно на указанном Интернет-ресурсе размещена информация о продаже поддельных документов об обучении по специальности «орнитолога».
При этом незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут провоцировать граждан на распространение, приобретение и использование диплома орнитолога без прохождения соответствующего обучения, влекущее административную и уголовную ответственность за нарушение соответствующих предписаний закона.
В ходе рассмотрения дела установлено, что интернет-ресурс <данные изъяты> доступен, соответственно, предоставляет возможность приобретения поддельных документов об образовании неопределенному кругу лиц.
Приказом министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 №209 утверждено Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации. В соответствии с п.2.5 данного Руководства орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий. Основными из них являются: выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах и прилегающей к ним территории; визуальный и радиолокационный контроль за скоплениями и массовыми перелетами птиц на пути движения воздушного судна; оперативное оповещение экипажей воздушного судна о скоплениях и массовых перелетах птиц, обнаруженных на пути движения воздушного судна; выполнение экипажами воздушного судна в полете специальных действий, направленных на уменьшение вероятности и опасности столкновений с птицами; отпугивание птиц, скапливающихся на аэродромах, с помощью специальных технических средств; расследование и анализ происшедших случаев столкновений воздушных судов с птицами; проведение занятий по авиционно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Вход на сайт <данные изъяты> является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Таким образом, распространение данной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Размещенная на сайте информация побуждает граждан совершать преступления, способствует их противоправному поведению.
Предоставление возможности интернет-доступа к информации, за использование которой законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размещенная запрещенная информация находится в открытом доступе, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора о признании соответствующей информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с требованиями статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ с 01.11.2012 создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Полномочия по созданию, формированию и ведению данного единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. В настоящее время деятельность по ведению реестра осуществляет центральный аппарат Роскомнадзора. На территориальные органы Роскомнадзора также возложены функции по введению в единый реестр вступивших в законную силу решений судов о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены правила создания, функционирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ивановского транспортного прокурора в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Требования Ивановского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области включить вышеуказанный Интернет-адрес в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись А.Ю. Липатова
Решение в окончательной форме изготовлено 11 августа 2020 года