ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-844/19 от 02.04.2019 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-844/2019

УИД 33RS0008-01-2019-000662-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гусь-Хрустальный 02 апреля 2019 года

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Забродченко Е.В.,

при секретаре Платоновой Я.А.,

с участием прокурора Зайцевой Ю.В.,

представителя административного ответчика Логуновой Е.А.,

представителя административного ответчика Жаренова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования п. Добрятино (сельское поселение), муниципального образования п. Добрятино (сельское поселение) к администрации муниципального образования
Гусь-Хрустальный район, администрации муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО
п. Добрятино и МО п. Добрятино с административными исковыми требованиями к администрации МО Гусь-Хрустальный район, администрации МО п. Добрятино Гусь-Хрустального района, в которых просил признать незаконным бездействие администрации МО
Гусь- Хрустальный район, выразившееся в не инициировании работы по передаче водопроводных сетей в с. Георгиево в собственность МО
Гусь-Хрустальный район, не направлении Губернатору Владимирской области согласованных предложений по принятию имущества в муниципальную собственность МО Гусь-Хрустальный район из муниципальной собственности МО п. Добрятино с документами, предусмотренными ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Владимирской области» (далее - Закон Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ); признать незаконным бездействие администрации МО п. Добрятино, выразившееся в не инициировании работы по передаче водопроводных сетей в с. Георгиево в собственность МО
Гусь- Хрустальный район, не направлении Губернатору Владимирской области согласованных предложений по принятию имущества в муниципальную собственность МО Гусь-Хрустальный район из муниципальной собственности МО п. Добрятино (сельское поселение) с документами, предусмотренными ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ; Возложить на административных ответчиков обязанность инициировать работу по передаче водопроводных сетей в с. Георгиево в собственность МО Гусь-Хрустальный район, направить Губернатору Владимирской области согласованные предложения по принятию имущества в муниципальную собственность МО
Гусь-Хрустальный район из муниципальной собственности МО
п. Добрятино в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ.

В обоснование требований указал, что проведенной
Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о муниципальной собственности и в сфере ЖКХ в деятельности администраций МО Гусь-Хрустальный район, МО п. Добрятино выявлены нарушения, допущенные в отношении водопроводных сетей, обеспечивающих водоноснабжение на территории МО п. Добрятино.

По фактам выявленных нарушений главе администрации МО
п. Добрятино внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем нарушения до настоящего времени не устранены.

По состоянию на 15.03.2019 года ни администрацией МО
Гусь-Хрустальный район, ни администрацией МО п. Добрятино не инициирована работа по передаче водопроводных сетей с. Георгиево в соответствии с требованиями Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ в собственность МО Гусь- Хрустальный район.

Согласованные предложения с документами, предусмотренными
ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ, в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области для принятия решения о разграничении имущества указанными муниципальными образованиями не направлены.

Указанное бездействие администраций МО Гусь-Хрустальный район, МО п. Добрятино нарушает права и законные интересы МО
п. Добрятино, поскольку бюджет муниципального образования несет дополнительную нагрузку в виде расходов на содержание имущества, подлежащего передаче, а также неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Георгиево, так как может возникнуть угроза стабильности водоснабжения жителей.

Прокурор Зайцева Ю.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила установить шестимесячный срок исполнения решения суда.

Представитель административного ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный район Логунова Е.А. в судебном заседании административные исковые требования признала частично, пояснила, что возражает в части признания незаконным бездействия администрации МО Гусь-Хрустальный район, поскольку с 2013 года отделом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Гусь-Хрустальный район ведется разъяснительная работа со всеми муниципалитетами
Гусь-Хрустального района о необходимости передачи в ведение администрации МО Гусь-Хрустальный район всего соответствующего имущества, а не только водопроводных сетей. Также просила установить шестимесячный срок исполнения решения суда.

Представитель административного ответчика администрации МО
п. Добрятино Жаренов Е.И. в судебном заседании административные исковые требования признал частично, пояснил что приступил к работе в качестве главы администрации МО п. Добрятино в 2015 году и в это время совместно с сотрудниками администрации МО Гусь-Хрустальный район обнаружил бесхозные водопроводные сети на территории МО
п. Добрятино. Таким образом с 2015 года ведется работа по оформлению бесхозных водопроводных сетей, в связи с этим Жаренов Е.И. возражал в части удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО п. Добрятино. Просил установить шестимесячный срок исполнения решения суда.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 и 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 485-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Так, в соответствии с ч. 1, 1.1. ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Частью 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях Данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных Районов.

Таким образом, в настоящее время вопросы организации в границах МО п. Добрятино водоснабжения населения, относятся к полномочиям органа местного самоуправления - МО Гусь-Хрустальный район. Следовательно, в силу ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004
№ 122-ФЗ объекты водоснабжения расположенные на территории МО
п. Добрятино должны быть переданы в собственность МО
Гусь-Хрустальный район.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества установлены Законом Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Владимирской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Владимирской области» разграничению в соответствии с настоящим Законом подлежит муниципальное имущество, которое в силу статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может находиться в собственности муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Владимирской области от 10.04.2006
№ 39-ОЗ разграничение имущества осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ право инициировать передачу (принятие) имущества в собственность другого муниципального образования в целях его разграничения принадлежит органам местного самоуправления как муниципального образования, в собственности которого находится имущество, так и муниципального образования, претендующего на имущество.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, инициирующего передачу имущества, направляет муниципальному образованию, с которым предполагается проведение разграничения муниципального имущества пакет документов.

В судебном заседании установлено, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой в марте 2018 года проведена проверка соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности п. Добрятино при осуществлении полномочия собственника водопроводных сетей, обеспечивающих водоснабжение на территории МО п. Добрятино.

Данной проверкой были выявлены нарушения действующего законодательства. Так администрацией МО п. Добрятино не приняты необходимые меры к передаче в собственность муниципального района имущества посредством которого осуществляется водоснабжение поселка, что в свою очередь препятствует надлежащему исполнению администрацией МО Гусь-Хрустальный район полномочий по водоснабжению сельского поселения в части обеспечения надлежащей эксплуатации данных сетей и ставит под угрозу стабильность водоснабжения жителей п. Добрятино.

По фактам выявленных нарушений 30.03.2018 года главе администрации МО п. Добрятино внесено представление об их устранении.

В соответствии с ответом администрации МО п. Добрятино
№ 196/01-26 от 28.05.2018 года, администрацией приняты меры по оформлению права собственности на водопроводные сети и иное имущество водопроводного хозяйства.

Из объяснений главы администрации МО п. Добрятино Жаренова Е.И. от 11.03.2019 года следует, что на территории МО п. Добрятино в настоящее время находится 14 объектов водоснабжения, в том числе водопроводные сети с. Георгиево. Водопроводные сети с. Георгиево в настоящее время находятся в стадии оформления, готовится документация, проведены кадастровые работы, ведется оформление в Росреестре.

Таким образом, до настоящего времени ни администрацией МО
Гусь-Хрустальный район, ни администрацией МО п. Добрятино не инициирована работа по передаче водопроводных сетей с. Георгиево в соответствии с требованиями Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ в собственность МО Гусь- Хрустальный район. Согласованные предложения с документами, предусмотренными ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ, в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области для принятия решения о разграничении имущества указанными муниципальными образованиями не направлены.

Бездействие администрации МО Гусь-Хрустальный район, администрации МО п. Добрятино, выразившееся в не инициировании работы по передаче водопроводных сетей в с. Георгиево в собственность МО Гусь-Хрустальный район, не направлении Губернатору Владимирской области согласованных предложений по принятию имущества в муниципальную собственность МО Гусь- Хрустальный район из муниципальной собственности МО п. Добрятино с документами, предусмотренными ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ, нарушает права и законные интересы МО
п. Добрятино, поскольку бюджет муниципального образования несет дополнительную нагрузку в виде расходов на содержание имущества, подлежащего передаче, а также неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Георгиево, так как может возникнуть угроза стабильности водоснабжения жителей.

При этом к доводу представителей административных ответчиков об отсутствии бездействия администраций МО Гусь-Хрустальный район и МО п. Добрятино в указанной части, суд относится критически, поскольку в нарушение статьи 62 КАС РФ доказательств в обоснование данного довода не представлено.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Также суд приходит к выводу, что решение суда подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, полагая данный срок достаточным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО
Гусь- Хрустальный район (муниципальный район), выразившееся в не инициировании работы по передаче водопроводных сетей в с. Георгиево в собственность МО Гусь-Хрустальный район, не направлении Губернатору Владимирской области согласованных предложений по принятию имущества в муниципальную собственность МО Гусь-Хрустальный район из муниципальной собственности МО п. Добрятино (сельское поселение) с документами, предусмотренными ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 года № 39-ОЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Владимирской области».

Признать незаконным бездействие администрации МО п. Добрятино (сельское поселение), выразившееся в не инициировании работы по передаче водопроводных сетей в с. Георгиево в собственность МО
Гусь- Хрустальный район, не направлении Губернатору Владимирской области согласованных предложений по принятию имущества в муниципальную собственность МО Гусь-Хрустальный район из муниципальной собственности МО п. Добрятино (сельское поселение) с документами, предусмотренными ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Владимирской области».

Возложить на администрацию МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район), администрацию МО п. Добрятино (сельское поселение) обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу инициировать работу по передаче водопроводных сетей в с. Георгиево в собственность МО Гусь-Хрустальный район, направить Губернатору Владимирской области согласованные предложения по принятию имущества в муниципальную собственность МО Гусь-Хрустальный район из муниципальной собственности МО п. Добрятино (сельское поселение) в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Владимирской области».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Забродченко