ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-844/19 от 30.04.2019 Каневской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-844/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

станица Каневская Краснодарского края 30 апреля 2019 года

Судья Каневского районного суда Краснодарского края ФИО1,

при секретаре Сысык И.С.,

с участием помощника прокурора Каневского района Краснодарского края ФИО2,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования Каневской район ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Каневского района к администрации муниципального образования Каневской район об устранении нарушений бюджетного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор предъя¬вил иск к административному ответчику администрации муниципального образования Ка¬невской район, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО4 по вопросу нарушения должностными лицами отдела культуры МО Каневской район бюджетного законодательства.

Так, установлено, что решением Каневского районного суда от 25.07.2018 г. отказано в удовлетворении исковых требований ФИО4 к отделу культуры администрации МО Каневской район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.11.2018 г. указанное решение отменено с вынесением нового решения об удовлетворении требований о восстановлении ФИО4 на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, расчет суммы которого возложен на ответчика, и компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52).

Реализуя названные предписания Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в статьях 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, в том числе судебной, и их должностных лиц.

В силу статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Источником возмещения вреда служат, соответственно, казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и обеспечить их исполнение, а также соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека, соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены законом.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетного законодательства является принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2018 г. № 485 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы» к приоритетным направлениям деятельности уполномоченных органов власти и местного самоуправления относится, в числе прочего, обеспечение законности, эффективности использования бюджетных средств и противодействие коррупции.

Статьей 14.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены требования к служебному поведению муниципального служащего, который обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо гражданам и не допускать предвзятости в отношении таких граждан; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

На основании ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституции РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и обеспечивать их исполнение, а также соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека, соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены законами.

Согласно ст. 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных, трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В ходе проверки установлено, что приказом отдела культуры администрации муниципального образования Каневской район от 02.10.2015 г. №92 ФИО4 уволена с должности директора МБОУ ДОД ДШИ ст. Каневской.

При увольнении ФИО4 на основании приказа отдела культуры администрации муниципального образования Каневской район от 02.10.2015 г. №92 последней выплачена компенсация в размере 3-х кратного среднемесячного заработка в размере 146 752,50 рублей.

Определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 01.03.2016 г. отменено решение Каневского районного суда от 25.11.2015 г. и принято по делу новое решение о признании незаконным приказа от 02.10.2015 г. №92 об увольнении ФИО4, восстановлении ее в должности директора МБОУ ДОД ДШИ ст. Каневской с 03.10.2015 г., выплате среднего заработка за время вынужденного прогула с 03.10.2015 г. по 01.03.2016 г. с учетом выплаченной суммы при увольнении и взыскании в пользу ФИО4 компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей.

Во исполнение указанного судебного определения, на основании приказа работодателя от 02.03.2016 №2 «Об отмене приказа» МКУ МО Каневской район «Централизованная бухгалтерия учреждения культуры», выполняющее функции по организации бухгалтерской работы муниципальных учреждении, финансируемых за счет средств местного бюджета, ФИО4 начислена и выплачена сумма за вынужденный прогул в размере среднего месячного заработка 260 037,60 рублей, а также 3 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Кроме того, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.11.2018 г. отменено решение Каневского районного суда от 25.07.2018 г. и принято по делу новое решение о признании незаконным приказа от 23.05.2018 №56-л об увольнении ФИО4, восстановлении ее в должности директора МБОУ ДОД ДТТТИ ст. Каневской с 24.05.2018 г., выплате среднего заработка за время вынужденного прогула с 24.05.2018 по 27.11.2018 в размере 279 470,40 рублей и взыскании в пользу ФИО4 компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В настоящее время выплаты осуществлены в полном объеме.

Таким образом, ответчиком в нарушение указанных норм допущены нарушения трудового законодательства, повлекшие причинение бюджету муниципального образования Каневской район материального ущерба в размере 406 790,10 рублей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и заключенным соглашением между главным распорядителем бюджетных средств, которому переданы функции и полномочия учредителя в лице администрации муниципального образования Каневской район, и руководителем муниципального учреждения указанные денежные средства выделены из бюджета муниципального образования Каневской район на финансовое обеспечение муниципального задания, установленного данному учреждению.

Фактически часть этих средств израсходована не на выполнение муниципального задания, а на исполнение определений судебной коллегии Краснодарского краевого суда.

В этом случае нарушены условия соглашения и, соответственно, права учредителя, в связи с чем взыскиваемые средства подлежат зачислению в бюджет муниципального образования Каневской район.

Таким образом, действия начальника отдела культуры администрации МО Каневской район в нарушение указанных норм допущены нарушения трудового законодательства, повлекшие причинение бюджету муниципального образования Каневской район материального ущерба, однако, администрацией МО Каневской район мер, направленных на возмещение вреда в порядке регресса, не принято.

По данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации МО Каневской район внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства от 15.01.2019 года №7-01/3-2019/301.

Согласно поступившей информации от 15.02.2019 г. №01-32/971 о результатах рассмотрения указанного представления, сведения о принятии мер по возмещению вреда в порядке регресса отсутствуют.

Таким образом, получен ответ, который не содержится информации о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений закона, указанных в вышеупомянутом представлении.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каневской район в части нарушения бюджетного законодательства, а также обязать администрацию МО Каневской район принять меры по возмещению материального ущерба, причиненного муниципальному бюджету действиями начальника отдела культуры администрации МО Каневской район ФИО5

Прокурор в судебном заседании поддержала административные исковые требования, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Каневской район в судебном заседании административный иск не признал, возражения относительно административного иска представил в письменной форме, в которых указал, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее- Закон 7-ФЗ), бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Положениями ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ) установлено, что бюджетное учреждение не может являться получателем бюджетных средств и не является участником бюджетного процесса.

В силу п. 2 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ, бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основная деятельность муниципального бюджетного учреждения, то есть та, ради осуществления которой оно и было создано, ведется исходя из муниципального задания, которое формируется и утверждается учредителем учреждения.

На основании ст. 6 БК РФ, муниципальное задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются (п. 7 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ) местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных бюджетных учреждений (Постановление администрации муниципального образования Каневской район от 26.11.2015 г. № 1315).

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее - субсидия на муниципальное задание).

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение муниципального задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На названные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения о нецелевом использовании бюджетных средств, предусмотренных ст. 306.4 БК РФ.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 69.2 БК РФ, финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (Постановление администрации муниципального образования Каневской район от 26.11.2015 г. № 1315).

Документом, определяющим направления использования муниципальным бюджетным учреждением средств субсидии на муниципальное задание является план финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (Приказ отдела культуры администрации муниципального образования Каневской район от 07.10.2016 г. № 46), в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения (далее - план ФХД), установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н.

Подтверждением выполнения учреждением целей предоставления субсидии на муниципальное задание является достижение указанным учреждением установленных муниципальным заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) муниципальной услуги (работы), что подтверждается отчетностью о выполнении муниципального задания, предоставляемой учреждением органу-учредителю.

В рамках действующего бюджетного законодательства отделом культуры администрации муниципального образования Каневской район (далее - Отдел культуры), как главным распорядителем бюджетных средств сформировано муниципальное задание на 2015 год для муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств имени Заслуженного работника культуры Кубани B.C. Зернова станицы Каневской Каневского района (далее - МБУ ДО «ДШИ им. B.C. Зернова»), согласно которого учреждению необходимо оказать следующие муниципальные услуги: «Предоставление образования в сфере культуры и искусства» в количестве 500 обучающихся с соблюдением установленных показателей качества «процент охвата детей и подростков дополнительным образованием» 10,7% и «отсев учащихся» до 10%.

Согласно положений Порядка формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения этого задания, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Каневской район от 26.11.2015 г. №1315, отделом культуры рассчитана сумма субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в 2015 году в сумме 16 941 410,0 руб. С учетом объема бюджетных ассигнований, выделенных учредителем на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ ДО «ДШИ им. B.C. Зернова» составлен План ФХД от 20.01.2015 г. (с учетом изменений), определяющий направления использования муниципальным бюджетным учреждением средств субсидии на муниципальное задание. Согласно Плана ФХД учреждения, утвержден объем выплат персоналу (заработная плата и отчисления) в сумме 15 471 841,61 руб. Фактическая сумма выплат персоналу за 2015 год по коду КОСГУ 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» составила 15 471 841,04 руб., что включает в себя и сумму компенсации при увольнении в размере 3-х кратного среднемесячного заработка ФИО4 в сумме 146 752,5 руб., данные факты подтверждаются отчетной формой (ф. 0503737) «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» и платежными поручениями.

МБУ ДО «ДШИ им. B.C. Зернова» представлен отчет отделу культуры о выполнении муниципального задания за 2015 год, согласно которому учреждение выполнило все установленные муниципальным задание показателей, характеризующих качество и объем муниципальных услуг. Аналогично и по другим выплатам, произведенным ФИО4 по решениям суда в 2016 и 2018 годах, а именно: За 2016 год главным распорядителем бюджетных средств также сформировано муниципальное задание для МБУ ДО «ДШИ им. B.C. Зернова», в котором установлены количественные и качественные показатели, рассчитана сумма субсидии на финансовое обеспечение его выполнения сумме 16 464 708,73 руб. С учетом объема бюджетных ассигнований, выделенных учредителем на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением составлен План ФХД от 19.01.2016 (с учетом изменений), определяющий направления использования им средств субсидии на муниципальное задание. Согласно Плана ФХД учреждения утвержден объем выплат персоналу (заработная плата и отчисления) в сумме 14 950 729,75 руб., из которых выплачено персоналу за 2016 год по коду КОСГУ 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» 14 942 912,16 руб., что также включает в себя и сумму среднего заработка за время вынужденного прогула ФИО4 в сумме 260 037,60 руб., данные факты подтверждаются отчетной формой (ф. 0503737) «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» и платежными поручениями.

МБУ ДО «ДШИ им. B.C. Зернова» представлен отчет отделу культуры о выполнении муниципального задания за 2016 год, согласно которого учреждение выполнило все установленные муниципальным заданием показателей, характеризующих качество и объем муниципальных услуг.

Порядок, установленный бюджетным законодательством для финансового обеспечения учредителем подведомственного учреждения (муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Каневская районная детская школа искусств» муниципального образования Каневской район (далее - МБУДО «Каневская РДШИ) соблюден и в 2018 финансовом году. Учреждению сформировано муниципальное задание, на выполнение которого предоставлена субсидия в сумме 25 332 577,07 руб., которая распределена учреждением по направлениям использования согласно утвержденного плана ФХД, согласно которого объем выплат персоналу составил в сумме 23 549 496,09 руб., из которых выплачено персоналу за 2018 год по коду КВР 110 «Расходы на выплаты персоналы государственных (муниципальных) учреждений» 23 549 496,09 руб., что также включает в себя и сумму среднего заработка за время вынужденного прогула ФИО4 в сумме 279 470,4 руб., данные факты подтверждаются отчетной формой (ф. 0503737) «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» и платежными поручениями.

МБУ ДО «Каневская РДШИ» представлен отчет учредителю о выполнении муниципального задания за 2018 год в установленном объеме с соблюдением показателей качества.

Таким образом, не усматривается какое-либо нанесение материального ущерба бюджету муниципального образования Каневской район действиями со стороны начальника отдела культуры МО Каневской район, так как дополнительных средств на выплату компенсаций ФИО4 из бюджета не выделялось, и как следствие, отсутствуют правовые основания для применения положений ст. 1081 ГК РФ, в связи с чем требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации в части нарушения бюджетного законодательства и обязании администрацию принять меры по возмещению материального ущерба, причиненному муниципальному бюджету действиями начальника отдела культуры администрации ФИО5 не обоснованы и не основаны на действующем законодательстве.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административный иск подлежит удовлетворению в части.

В судебном заседании установлено, что бюджету МО Каневской район в части произведенных ФИО4 выплат на основании определений судебных коллегий Краснодарского краевого суда ущерба не причинено, что согласуется с доводами представителя ответчика, за исключением не предусмотренных бюджетом выплат ФИО4 компенсации морального вреда в первом случае в размере 3 000 рублей, а во втором случае в размере 10 000 рублей, а всего в размере 13 000 рублей, в связи с чем администрацию МО Каневской район следует обязать принять меры по возмещению материального ущерба, причиненного муниципальному бюджету действиями начальника отдела культуры администрации МО Каневской район ФИО5, в части произведенных ФИО4 выплат компенсации морального вреда в размере 13 000 рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Каневского района к администрации муниципального образования Каневской район об устранении нарушений бюджетного законодательства удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каневской район в части нарушения бюджетного законодательства, а именно, в части непринятия мер по возмещению материального ущерба, причиненного муниципальному бюджету в результате произведенных и не предусмотренных бюджетом выплат ФИО4 компенсации морального вреда всего в размере 13 000 рублей.

Обязать администрацию МО Каневской район принять меры по возмещению материального ущерба, причиненного муниципальному бюджету действиями начальника отдела культуры администрации МО Каневской район ФИО5, в части произведенных ФИО4 выплат компенсации морального вреда в размере 13 000 рублей

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение одного месяца со дня принятия реше¬ния суда в окончательной форме.

Судья