ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-844/2021 от 29.03.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-844/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «29» марта 2021 года.

Судья Крымского районного суда Краснодарского края Корныльева В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Краснодарскому краю (далее по тексту – Межрайонной ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю) к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по налогу на доход физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по налогу на доход физических лиц.

Свои требования мотивирует тем, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по <адрес> в качестве налогоплательщика состоит ФИО1, ИНН , адрес места регистрации: 353351, Российская Федерация, <адрес>, которая в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ обязана уплачивать законно установленные налоги. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 Налогового кодекса РФ). Согласно статье 228 Налогового кодекса РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: 1) физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; 2) физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также, если иное не предусмотрено настоящей главой; 3) физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 НК РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, – исходя из сумм таких доходов; 4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, – исходя из сумм таких доходов; 5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, – исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей; 6) вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; 7) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению; 8) физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 НК РФ; 9) физические лица - иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в соответствии с пунктом 7.4 статьи 83 НК РФ, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам – иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, – исходя из сумм таких доходов; 10) физические лица, представившие в налоговый орган уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли, – в части исчисления и уплаты соответствующей суммы налога. Согласно пункту 2 статьи 228 НК РФ, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3 статьи 228 НК РФ). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 НК РФ). Согласно статье 229 НК РФ, по общему правилу, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщиком в 2014 году был получен доход от продажи недвижимого имущества и долей в нем, находившегося в собственности менее 3-х лет. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, была сдана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, регистрационный номер , в которой она самостоятельно исчислила НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет от продажи недвижимого имущества, в размере 75 323 рублей. Ответчиком ФИО1 данная сумма самостоятельно исчисленного НДФЛ уплачена не была. В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. В связи с тем, что в установленные сроки, ФИО1 самостоятельно исчисленный НДФЛ не уплатила, на сумму недоимки, в соответствии со статьей 75 НК РФ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 2 768 рублей 34 копеек. Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Инспекцией, в отношении ФИО1, было выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование об уплате налога было направлено ФИО1 заказным письмом, что подтверждается скриншотом вкладки «Список требований об уплате» программного комплекса АИС Налог-3 ПРОМ. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ). Ответчиком ФИО1 требования Инспекции об уплате взыскиваемых денежных сумм в установленные сроки в добровольном порядке исполнены не были. Инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налогов и сборов, однако добровольное погашение налогоплательщиком задолженности по уплате налогов и сборов произведено не было. Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 статьи 48 НК РФ). Согласно статье 17.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрение заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций относится к подсудности мирового судьи. В пределах указанного срока Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 259 Крымского района с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по НДФЛ. Мировым судьей судебного участка № <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по НДФЛ. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по НДФЛ отменен, в связи с поступившими от ФИО1 возражениями. Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. На основании вышеизложенного, просит суд:

1. взыскать с ФИО1 (ИНН ) задолженность по пени по НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 768 рублей 34 копеек;

2. судебные расходы возложить на административного ответчика;

3. рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства в соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, в отсутствие представителя налогового органа.

От административного ответчика ФИО1 в суд поступили письменные возражения, в которых она возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила применить пропуск срока исковой давности. Доводы возражений мотивировала тем, что 02.07.2020 года Межрайонная ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с неё (ФИО1) задолженности по пени по НДФЛ. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № <адрес> вынес судебный приказ о взыскании с неё (ФИО1) в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> задолженности по пени по НДФЛ. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с неё (ФИО1) задолженности по пени по НДФЛ был отменен, в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно вынесении судебного приказа. В направленном в суд административном исковом заявлении Межрайонная ИФНС России по <адрес> прямо указана дата, когда ей (Межрайонной ИФНС России по <адрес>) стало известно о том, что необходимо предоставить требование о взыскании задолженности с неё (ФИО1), так как ДД.ММ.ГГГГ, ею (ФИО1) была сделана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, регистрационный . Именно по этой причине она (ФИО1) заявила ходатайство о пропуске срока исковой давности для предъявления ей требования об уплате задолженности по пени по НДФЛ, т.е. по общему правилу и в соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ (ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнала или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права). Соответственно, Межрайонная ИФНС России по Краснодарскому краю узнало о том, что имеет право подать судебный приказ или подать исковое заявление о предъявлении к ней (ФИО1) требования об уплате пени по НДФЛ ДД.ММ.ГГГГ. Срок исковой давности 3 (три) года, то есть срок для предъявления к ней (ФИО1) требований об уплате пени по НДФЛ закончился ДД.ММ.ГГГГ. А как указывает ответчик требование о вынесении судебного приказа было направлено в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами пропуска срока исковой давности более чем на 2 (два) года. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Также просила рассмотреть данное административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства, решение направить по адресу: 353351, <адрес>.

Исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд считает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года № 479-О-О не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес места регистрации: 353351, Российская Федерация, <адрес>, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика (ИНН ).

ФИО1 являлась налогоплательщиком налога на доходы физических лиц – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности (п. 2 ст. 228 Налогового кодекса РФ). В частности, в 2014 году налогоплательщиком ФИО1 получен доход от продажи недвижимого имущества и долей в нём, находившегося в собственности менее 3-х лет.

07.04.2015 года ФИО1 сдана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, регистрационный номер , в которой она самостоятельно исчислила НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет от продажи недвижимого имущества, в размере 75 323 рублей. Однако, ФИО1 указанная сумма самостоятельно исчисленного НДФЛ уплачена не была.

Между тем, в связи с тем, что в установленные сроки, ФИО1 самостоятельно исчисленный НДФЛ не уплатила, на сумму недоимки, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ, за период с 01.11.2016 года по 08.02.2017 года начислены пени в размере 2 768 рублей 34 копеек. Налоговым органом в отношении ФИО1 в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставлено и направлено требование об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. Административный ответчик ФИО1 в установленный законом срок не исполнила вышеуказанное требование налогового органа, до настоящего времени не уплатила в бюджет сумму задолженности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.

Настоящее административное исковое заявление поступило в Крымский районный суд Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая приведённые правовые положения, и принимая во внимание тот факт, что налоговому органу стало известно о данных обстоятельствах ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что с данного момента у налогового органа возникло право требования к налогоплательщику ФИО1 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц.

Следовательно, срок обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском начал течь с 07.04.2015 года и истек в 07.04.2018 году, а потому, суд считает, что настоящее административное исковое заявление, поступившее в суд 05.02.2021 года, предъявлено инспекцией по истечении установленного законом шестимесячного срока.

При этом, ни в содержании административного искового заявления, ни в отдельно поданном ходатайстве от административного истца не поступало просьбы о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таким образом, поскольку административным ответчиком ФИО1 было заявлено в судебном заседании о применении пропуска срока для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства нашли своё объективное подтверждение и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, установленных судом, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по налогу на доход физических лиц – отказать в полном объёме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 29.03.2021 года

Судья: подпись.