ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-844/2022 от 03.08.2022 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-844/2022

г. Туапсе «03» августа 2022 года

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи: Милинчук И.В.,

С участием помощника Туапсинского межрайонного прокурора Щербакова Д.Р.,

Консевич В.В.,

представителя административного ответчика администрации МО Туапсинский район Негляд А.П., действующей на основании доверенности от 23.12.2021 года,

представителя административного ответчика МБОУ СОШ № 2 им. Б.М.Ляха- Исаевой К.Ю.,

представителя третьего лица Управления образования администрации МО Туапсинский район Бачановой С.А., действующей на основании доверенности от 22.06.2022 года,

при секретаре судебного заседания: Романовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.о. Туапсинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего Консевич Д.Д. к администрации МО Туапсинский район, МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить финансирование компенсационной выплаты, о возложении обязанности произвести выплату, о возложении обязанности произвести возврат денежных средств, уплаченных на обеспечение несовершеннолетнего питанием, о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Туапсинского межрайонного прокурора обратился в Туапсинский городской суд в интересах несовершеннолетнего Консевич Д.Д. к администрации МО Туапсинский район, МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить финансирование компенсационной выплаты, о возложении обязанности произвести выплату, о возложении обязанности произвести возврат денежных средств, уплаченных на обеспечение несовершеннолетнего питанием, о компенсации морального вреда. В обоснование поданного искового заявления указал, что Консевич В.В. является матерью несовершеннолетнегоКонсевич Д.Д., который признан и до настоящего времени является ребенком инвалидом. С 2017 года является учеником МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе, с 1 по 3 класс посещал занятия в очной форме (2017 - 2020), с 2020 года получает обучение на дому (4-5 класс).Питание ребенка при посещении им занятий с 1 по 3 класс (2017 – 2020г.г.) оплачивала мать за счет собственных средств в размере 14 067 руб., что подтверждается информацией АНО «Комбинат социального питания».Кроме того, законному представителю Консевич В.В. за время получения образовательных услуг на дому в 2020-2021 (4 класс) и 2021 - 2022 учебные годы (5 класс) выплачена компенсация за двухразовое питание из расчета стоимости только продуктов питания, без учета расходов на приготовление пищи в денежном эквиваленте. В связи с чем, истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образование Туапсинский район, МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе, выраженное в непредоставлении в полном объеме несовершеннолетнему Консевич Д.Д. (законному представителю Консевич В.В.) мер социальной поддержки в виде компенсационных выплат за двухразовое питание в денежном эквиваленте. Обязать администрацию муниципального образования Туапсинский район обеспечить финансирование компенсационной выплаты на бесплатное двухразовое питание в денежном эквиваленте в размере 36 858,04 руб. за учебные годы 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, исходя из стоимости продуктов питания. Обязать МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе произвести компенсационную выплату. Обязать администрацию муниципального образования Туапсинский район обеспечить финансирование компенсационной выплаты, а МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе произвести выплату на бесплатное двухразовое питание в размере 15 863,96 руб. за учебные годы 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020. Обязать администрацию муниципального образования Туапсинский район обеспечить финансирование компенсационной выплаты в недополученном объеме, составляющем 14 388,25 руб. Обязать МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе произвести компенсационную выплату в недополученном объеме, составляющем 14 388,25 руб. Взыскать с МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., возложив на администрацию муниципального образования Туапсинский район обязанность по обеспечению финансирования данной выплаты.

В ходе рассмотрения гражданского дела по существу, истец уточнил заявленные исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образование Туапсинский район, МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе, выраженное в непредоставлении в полном объеме несовершеннолетнему Консевич Д.Д. (законному представителю Консевич В.В. ) мер социальной поддержки в виде компенсационных выплат за двухразовое питание в денежном эквиваленте. Обязать администрацию обеспечить финансирование компенсационной выплаты в размере 42 021,16 руб. за учебные годы 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, исходя из стоимости продуктов питания. Обязать МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе произвести компенсационную выплату. Обязать администрацию муниципального образования Туапсинский район обеспечить финансирование компенсационной выплаты на бесплатное двухразовое питание в денежном эквиваленте, с учетом наценки в соответствии с Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14 ноября 2012 года № 9/2012-нс «Об утверждении предельных наценок на продукцию (товары), реализуемую предприятиями общественного питания в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях» в размере 15 863,96 руб. за учебные годы 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020. Обязать МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе произвести в пользу несовершеннолетнего Консевич Д.Д. (законного представителя Консевич В.В.) компенсационную выплату в размере 15 863,96 руб. за учебные годы 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020. Обязать администрацию муниципального образования Туапсинский район обеспечить финансирование компенсационной выплаты за бесплатное двухразовое питание в денежном эквиваленте за учебные годы 2020 - 2021, 2021 - 2022 в недополученном объеме, составляющем 14 388,25 руб. Обязать МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе произвести компенсационную выплату. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб..

В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Щербаков Д.Р., Консевич В.В. заявленные уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.

Представитель административного ответчика администрации МО Туапсинский район Негляд А.П., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что порядок предоставления компенсационной денежной выплаты родителям (законным представителям) на питание детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего образования, в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих образование на дому, принят администрацией муниципального образования Туапсинский район на основании решения Совета, в установленных их пределах и регулирует правоотношения, возникшие после вступления данного решения Совета в законную силу, т. е. только после 1 февраля 2021 года. Решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 29.01.2021г. № 397 не предоставлена возможность администрации муниципального образования Туапсинский район распространять действие Порядка предоставления компенсационной денежной выплаты применительно к правоотношениям, возникшим до 01 февраля 2021 года. Предоставление компенсационных денежных выплат на двухразовое питание родителям (законным представителям) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим образовательные программы начального общего образования в общеобразовательных организациях, получающих образование на дому, не отнесено к вопросам местного значения муниципального района и, следовательно, не является его обязанностью, устанавливается по его усмотрению. Вышеупомянутые выплаты были установлены в соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф5 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан, что является правом органов местного самоуправления, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности. Определение видов указанных затрат относится к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации. Кроме того, истец обратился в суд 15.06.2022 года, таким образом, срок исковой давности, установленный ч. 1 ст. 196 ГКРФ, по указанным требованиям истек. Исходя из текста административного иска, моментом начала течения срока давности следует считать период после 14.01.2016 года, так как истец ссылается на нарушения действующего законодательства, в том числе на неисполнение обязанностей, указанных в письме Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, но не позднее начала 2017 учебного года, т.е. 01.09.2017 года. В связи с чем, просили применить последствия пропуска истцом срока исковой давности.

Представитель административного ответчика МБОУ СОШ № 2 им. Б.М.Ляха- Исаева К.Ю. пояснила? что администрацией муниципального образования Туапсинский район был определен порядок предоставления компенсационной денежной выплаты родителям (законным представителям) на питание детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего образования, в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих образование на дому, на основании решения Совета. После вступления данного решения Совета в законную силу, т. е. только после 1 февраля 2021 года, стала выплачиваться компенсационная денежная выплата родителям (законным представителям) на питание детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего образования, в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих образование на дому.

Представитель третьего лица Управления образования администрации МО Туапсинский район Бачанова С.А. просила в иске отказать, пояснила, что на период 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020 гг. не было нормативно-правовой базы, регулирующей данный вопрос. Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организованно федеральными государственными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается федеральными государственными органами, в ведении которых находятся соответствующие образовательные организации. Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается, соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Образовательными организациями, безусловно, должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, но порядок закреплен, как обязанность, с 01.09.2022 г. Возможность замены питания денежной компенсацией не была предусмотрена до 01.02.2021 года. В связи с чем, выплата денежной компенсации за период с 01.09.2017 г. по 31.08.2020 г. нельзя признать законной и обоснованной, поскольку указанными нормативными правовыми актами не была предусмотрена возможность выплаты таковой взамен на получение горячего питания в натуре. Кроме того, данная мера социальной поддержки носит заявительный характер.

Представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, полагает, что иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Консевич В.В. является матерью (законным представителем) несовершеннолетнего ребенка-инвалида Консевич Д.Д., 22.12.2009 г.р..

12.01.2015 года Консевич Д.Д. признан и до настоящего времени является ребенком инвалидом, что подтверждается сведениями Бюро № 50 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России.

Консевич Д.Д. с 2017 года является учеником МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе, с 1 по 3 класс посещал занятия в очной форме (2017 – 2020), с 2020 года получает обучение на дому (4 – 5 класс).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).

Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года № 5-П).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.

Согласно статье 17 вышеназванного закона образование в Российской Федерации может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).

Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).

Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.

Решением Совета муниципального образования Туапсинский район № 397 от 29.01.2021 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих образование на дому» установлены дополнительные меры социальной поддержки данной категории детей в виде компенсационной денежной выплаты на двухразовое питание их родителям (законным представителям) согласно стоимости набора продуктов питания на завтрак и обед, установленной постановлением администрации муниципального образования «Об утверждении норм питания в денежном выражении учащихся в муниципальных образовательных организациях муниципального образования Туапсинский район»».

Порядок предоставления компенсационной денежной выплаты родителям (законным представителям) на питание детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих образование на дому, утвержден Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 11.02.2021 № 127.

Установлено, что при посещении Консевич Д.Д. занятий с 1 по 3 класс (2017 – 2020) его питание в школе (завтраки) оплачивалось законным представителем Консевич В.В. за счет собственных средств в размере 14 067 руб., что подтверждается информацией АНО «Комбинат социального питания».

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений в период с 30.08.2008года по 01.01.2021 года предусматривались приложением 8 "СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45

(ред. от 25.03.2019). Этот набор для детей 7-10 лет включает 28 наименований продуктов общим весом 2017,6 граммов на день.

Исходя из рекомендованных наборов, их средней стоимости в Краснодарском крае в соответствующие периоды стоимость продуктов питания, используемых для обедов составляла: с сентября 2017 года по апрель 2019 года-53,04 руб., с мая 2019 года по май 2020 года– 55,8 рублей.

В судебном заседании установлено, что за период с сентября 2017 года по апрель 2019 года Консевич Д.Д. посещал школу 303 раза, за период с мая 2019 по май 2020 года – 160 раз.

Стоимость продуктов питания для обедов составляет 24.999 руб.12 копеек(53,04*303+55,8*160=24.999,12 руб.).

За завтраки мать несовершеннолетнего Консевич Д.Д. с сентября 2017 года по май 2020 года внесла к кассу АНО «Комбинат социального питания»14 067 руб.,при этом сама стоимость завтраков составила 13915,5 рублей.

АНО «Комбинат социального питания» подтвердил, что остаток денежных средств на лицевом счете 02-000950 Консевич Д.Д. составляет 151,5 руб.

Соответственно, указанные 151,5 руб. должны быть возвращены АНО «Комбинат социального питания законному представителю Консевич В.В. по первому требования.

Таким образом, общий размер денежной компенсации за бесплатное двухразовое питание за период с сентября 2017 года по май 2020 года состоит из компенсации за обеды в сумме 24.999,12 и возврата уплаченных денег за завтраки в сумме 13.915,5руб, а всего 38 914,62 руб..

Заявленные требования обеспечить компенсационную выплату на бесплатное двухразовое питание в денежном эквиваленте с учетом наценки согласно приказа Региональной энергетической комиссии-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.11.2012 г. № 9/2012-нс «Об утверждении предельных наценок общественного питания в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях» продукцию (товары), реализуемую предприятиями в размере 15 863,96 руб., а также требования обеспечить компенсационную выплату на бесплатное двухразовое питание в денежном эквиваленте за учебные годы 2020-2021, 2021-2022 в недополученном объеме, составляющем 14 388, 25 руб., удовлетворению не подлежат, поскольку, исходя из разъяснений, приведенных в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2016 г. № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителя) детей, обучающихся на дому», дети-инвалиды, имеющие статус с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать денежную компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Таким образом, в обеспечение сухим пайком не входит услуга по приготовлению пищи.

Также, согласно письму Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.11.2020 г. № АН-1890/09 «О направлении разъяснений» допускаются следующие формы организации бесплатного горячего питания: доставка готовых блюд из предприятий общественного питания, организация горячего питания на базе соответствующих предприятий общественного питания, доставка готовых блюд из школьных столовых других образовательных организаций (или комбинатов школьного питания). Пунктом 4 письма предусмотрено: «В исключительных случаях(расположение малокомплектных общеобразовательных организаций в труднодоступной местности, их удаленность от каких-либо предприятий общественного питания и ближайшая пешая доступность учащихся до мест проживания) - выдача родителям обучающихся 1 - 4 классов согласованных с территориальными органами Роспотребнадзора наборов продуктов, позволяющих приготовить в домашних условиях полноценное здоровое горячее питание».

Согласно решению Совета муниципального образования Туапсинский район от 29.01.2021 № 397 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих образование на дому», муниципальным образованием Туапсинский район установлена мера дополнительной социальной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим образовательные программы начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих образование на дому, в виде компенсационной «денежной выплаты на двухразовое питание их родителям (законным представителям) согласно стоимости набора продуктов питания на завтрак и обед, установленной постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район «Об утверждении норм питания в денежном выражении учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Туапсинский район», начиная с 01 февраля 2021 года.

Решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 25.03.2022 г. № 547 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Туапсинский район» (п.З), определено:«Под мерами социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, установленными пунктами 1, 2 настоящего решения, понимается предоставление средств из краевого бюджета и бюджета муниципального образования Туапсинский район на финансирование приобретения набора продуктов питания для организации питания. Организация питания возлагается на общеобразовательные организации муниципального образования Туапсинский район.».

В соответствии с Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 10.02.2022 N 274 (ред. от 20.04.2022) "Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки в виде одноразового бесплатного горячего питания за счет средств краевого бюджета обучающимся 1 - 4-х классов в частных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Краснодарского края и осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, учредителями которых являются местные религиозные организации, отдельным категориям обучающихся в виде предоставления бесплатного горячего питания и денежной компенсации детям-инвалидам (инвалидам), не являющимся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, получающим начальное общее, основное общее и среднее общее образование в муниципальных общеобразовательных организациях на дому", денежная компенсация предоставляется в периоды с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря соответствующего финансового года исходя из: количества учебных дней обучения на дому обучающегося в месяц, установленных распорядительным актом муниципальной школы; размера денежной компенсации в день, равного для обучающихся муниципальных общеобразовательных организациях: 1 - 4-х классах - нормативу обеспечения одноразовым бесплатным горячим питанием обучающихся, определяемого правовым актом органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего государственное управление в сфере образования, на очередной финансовый год и на плановый период из расчета стоимости набора продуктов питания на одного обучающегося; 5 - 12-х классах - нормативу обеспечения двухразовым бесплатным горячим питанием обучающихся, определяемого правовым актом органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего государственное управление в сфере образования, на очередной финансовый год и на плановый период из расчета стоимости набора продуктов питания на одного обучающегося.

В связи с чем, заявленные требования в вышеуказанной части удовлетворению не подлежат.

В удовлетворении ходатайства ответчика о применении к заявленным исковым требованиям срока исковой давности суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.

Как разъяснено п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ).

Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока.

В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

В результате длительного непринятия муниципальным образованием Туапсинский район нормативного акта, регулирующего порядок оказания дополнительных мер социальной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих образование на дому, Консевич В.В. не имела возможности подать соответствующее заявление в образовательное учреждение.

Из позиции ответчиков следует, что даже в случае подачи такого заявления, оно бы не было удовлетворено ввиду отсутствия нормативного урегулирования спорной ситуации.

Заявление Консевич В.В. (законного представителя Консевич Д.Д.) об обращении в суд на получение в полном объеме мер социальной поддержки подано в Туапсинскую межрайонную прокуратуру 04.04.2022. В данном заявлении Консевич В.В. сообщено о конкретно нарушенных правах и временных периодах. Таким образом, лицо узнало о конкретных нарушениях своих прав и заявило об этом в органы прокуратуры.

В связи чем, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности не пропущен. Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абз.2 п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом на прямо предписанные федеральным законодателем право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, либо выплату денежной компенсации, нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на получение компенсации бесплатного двухразового питания, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания). В связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования о компенсации морального вреда. Однако с учетом требований разумности, справедливости, определяет сумму компенсации морального вреда в 15 000 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление И.о. Туапсинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего Консевич Д.Д. к администрации МО Туапсинский район, МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить финансирование компенсационной выплаты, о возложении обязанности произвести выплату, о возложении обязанности произвести возврат денежных средств, уплаченных на обеспечение несовершеннолетнего питанием, о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образование Туапсинский район, МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе, выраженное в непредоставлении в полном объеме несовершеннолетнему Консевич Д.Д. (законному представителю Консевич В.В.) мер социальной поддержки в виде компенсационных выплат за двухразовое питание в денежном эквиваленте.

Обязать администрацию муниципального образования Туапсинский район обеспечить в пользу несовершеннолетнего Консевич Д.Д. (законного представителя Консевич В.В.): финансирование компенсационной выплаты на бесплатное двухразовое питание в денежном эквиваленте в размере 38 914,62 руб. за учебные годы 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, исходя из стоимости продуктов питания.

Обязать МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе произвести в пользу несовершеннолетнего Консевич Д.Д. (законного представителя Консевич В.В.) компенсационную выплату на бесплатное двухразовое питание в денежном эквиваленте в размере 38 914,62 руб. за учебные годы 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, исходя из стоимости продуктов питания.

Взыскать с МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе в пользу Консевич В.В. компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб., возложив на администрацию муниципального образования Туапсинский район обязанность по обеспечению финансирования данной компенсации.

В остальной части заявленных исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2022 года.

Председательствующий: