ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-844/2022 от 25.03.2022 Томского районного суда (Томская область)

г.Томск Дело № 2а-844/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Дубовика П.Н.

при секретаре Барышевой Т.А.,

помощник судьи Вольман Е.В.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора – Плесовских А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельского поселения Томского района Томской области о признании незаконным постановление Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021, возложении обязанности,

установил:

прокурор Томского района Томской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельского поселения Томского района Томской области о признании незаконным постановление Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021, возложении обязанности течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома по <адрес>, установив разумный срок отселения.

В обоснование требований указал, что постановления Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021 многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок отселения жителей дома до 31.12.2030. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности. По результатам проведенной проверки прокурором района 18.08.2021 Главе Октябрьского сельского поселения Томского района внесено представление, в том числе с требованием рассмотреть вопрос о разумности установленного в постановлении Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021 срока для расселения проживающих в многоквартирном жилом доме по <адрес>, граждан. Согласно информации Администрации Октябрьского сельского поселения Томского района от 13.09.2021 указанное представление рассмотрено, вместе с тем сроки расселения многоквартирного дома <адрес>, оставлены без изменения в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» денежных средств. В настоящее временя в данном многоквартирном жилом доме, признанном аварийным, проживают собственники. и наниматели жилых помещений. З.., а также ее сын - Д.., вынужденно не проживают в многоквартирном доме по <адрес>, по причине его ненадлежащего санитарно-технического состояния, связанного с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании помощник прокурора Томского П. административные исковые требования поддержала.

Административный ответчик Администрации Октябрьского сельского поселения, извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Заинтересованные лица З.., Д.., извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Томского района ссылается на то, что данный иск направлен на судебную защиту прав неопределенного круга лиц, которые проживают и временно пребывают в многоквартирном доме по <адрес>.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания, и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным. в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 1) утвержден Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (далее - Паспорт).

В разделе 3 Паспорта определена структура национального проекта: федеральные проекты «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Согласно разделу 6 Паспорта «обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» - осуществление в отчетном периоде (с 2019 по 2024 годы) расселения непригодного для проживания жилищного фонда в объеме не менее 50% объема жилья, признаваемого в этот же период аварийным, при условии выделения необходимых объемов финансирования из федерального и региональных бюджетов.

Таким образом, одной из целей национального проекта «Жилье и городская среда» является расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признаваемого в этот же период аварийным.

Как следует из доказательств, исследованных в ходе судебного заседания, прокуратурой Томского района по обращению З. о нахождении многоквартирного жилого дома по <адрес> в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью проживающих в нем граждан, проведена проверка соблюдения жилищного законодательства Администрацией Октябрьского сельского поселения Томского района Томской области.

Постановлением Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021 многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом определен срок отселения жителей дома до 31.12.2030.

Как следует из акта обследования помещения от 17.05.2021, по результатам визуального осмотра многоквартирного дома по <адрес>, комиссия приняла решение признать многоквартирный дом аварийным, которым установлено следующее состояние жилого помещения, инженерных систем здания: фундамент - ленточный (просел, отсутствует отмостка, что привело к снижению несущей способности и проникновению атмосферных осадков), процент износа 75 %; стены, перегородки - брус (во всех квартирах выявлено изменение геометрии стен, промерзание), процент износа 65 %; перекрытия - деревянные (прогиб потолочной балки, прогиб самого перекрытия), процент износа 75 %; полы - деревянные, процент износа 75 %, оконные и дверные проемы - деревянные, процент износа 70 %; крыша - не герметична, видны следы протечек атмосферной влаги через дефекты кровельного покрытия, из-за чего отдельные элементы стропильной системы поражены гнилью.

Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением,. жилого помещения. непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 17.05.2021 сделан вывод о том, что техническое состояние жилого дома по <адрес>, ветхое, является небезопасным для постоянного проживания по причине большого физического износа здания (износ равен 70 %), возможности обвала отдельных несущих конструкций (фундаментов, несущих стен, перекрытия, крыши, полов) и представляет непосредственную опасность для жизни людей.

Как следует из отчета по обследованию и оценке технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по <адрес> проведенным в период с 02.04.2021 по 23.04.2021 специалистами ООО «Оценка недвижимости» выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию дома: аварийное состояние фундаментов здания, конструкций пола, перекрытия, крыши; сделан вывод о невозможности эксплуатации объекта в качестве жилого дома и о возможном обрушении конструкций, а поэтому подлежит расселению и сносу, поскольку его реконструкция является невозможной.

Прокурором Томского района 18.08.2021 Главе Октябрьского сельского поселения Томского района внесено представление, в том числе с требованием рассмотреть вопрос о разумности установленного в постановлении Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021 срока для расселения проживающих в многоквартирном жилом доме по <адрес> граждан.

Согласно ответу, предоставленной Администрацией Октябрьского сельского поселения Томского района от 13.09.2021 указанное представление рассмотрено, вместе с тем сроки расселения многоквартирного дома <адрес>, оставлены без изменения в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» денежных средств.

Согласно объяснению Д., который пояснил, что он и его мать З. зарегистрированы по <адрес>. В сентябре – октябре 2021 его мать и отец были вынуждены временно покинуть указанное жилое помещение в связи с ненадлежащим техническим состоянием. В настоящее время родители проживают в <адрес>. Он в данном жилом помещении также не проживает в связи с угрозой обрушения конструкции данного дома. Вынужден арендовать жилье в <адрес>.

С учетом изложенного, срок отселения жителей многоквартирного дома по <адрес>, до 31.12.2030 года нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется опасность их самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, срок, определенный в постановлении Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021 для расселения граждан, установлен без учета его технического состояния, которое в настоящее время представляет угрозу для жителей.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной, каких-либо оснований не доверять не имеется. Иных доказательств сторонами не представлено.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, указание на срок устранения нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом вышеизложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

С учетом характера и объема мероприятий, суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома по <адрес>, установив разумный срок отселения, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, учитывая, что административным ответчиком доказательств невозможности исполнения судебного постановления в течение указанного времени согласно статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Руководствуясь статьями 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельского поселения Томского района Томской области о признании незаконным постановление Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021, возложении обязанности- удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Октябрьского сельского поселения от 10.08.2021 «О признании многоквартирного жилого дома аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по <адрес>.

Обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения Томского района Томской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома по <адрес>, установив разумный срок отселения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления текста судебного решения в окончательной форме.

Судья П.Н. Дубовик

Копия верна: судья П.Н. Дубовик

Секретарь: Т.А. Барышева

Решение вступило в законную силу «_____» _______________20__ г.

Судья:

Секретарь:

Оригинал решения в деле № 2а-844/2022

УИД 70RS0005-01-2022-000515-30